Евангелие от матери-природы

Сергей Буханцев
Город спал и мерно дышал, изредка переворачиваясь с боку на бок. Над городом стояла ночь, а город стоял на земле. С одной стороны его протекала река, а с другой стороны стоял лес. Ночью и река и лес были чёрными. Высоко в небе над городом висела двурогая луна.
Ночью в город въехал автомобиль. Из автомобиля вышел человек – это случилось возле небольшого двухэтажного дома почти в центре города, – он вошёл в подъезд...
Это одна версия, не слишком правдоподобная, но всё-таки допустимая. Есть и другая версия...
Пустыня... Полдень... Невыносимо палит яркое солнце в синем, безоблачном небе... Ни одного живого существа на целую сотню километров в окружности. И вдруг... из песка показывается рука, белая, женская рука с золотым браслетом на запястье. Браслет сам собою падает на песок, а белая рука исчезает...

Я имею дело с тайной. Я никак не могу понять, куда делся мой портфель с важными документами. Ещё никто не знает, что я потерял мой портфель. Если узнают – с меня снимут голову, хотя я не виноват. Я просто спал, как все люди, я видел сны, наконец – я просто отдыхал! Не мог же я не спать?!. Но с меня снимут голову, и я никому ничего не докажу!..
Гостиница, где я остановился в отдельном номере, мне нравится, но мне не нравится сам город, где я остановился. Мне не нравится всё – и люди, и архитектура города, даже голуби на бульваре мне и те не нравятся. И это не от того, что я такой привередливый. Просто я человек подневольный. Шеф сказал – я должен выполнить. И вот я еду сюда, а здесь, соответственно, сажусь в калошу!.. И вот теперь, в семь часов утра, я по милости неизвестных проходимцев сижу в этой самой калоше и гадаю, что со мной будет дальше!..
Несомненно одно – портфель украли! Вот ведь насолили!.. Попадись мне этот головорез! Я бы ему!.. Теперь в полицию не пойдёшь и ни у кого совета не спросишь... Что делать?..
Когда шеф дал задание и сказал: «Передашь в руки тому-то и тому-то!..», я уже тогда почувствовал в душе неприятный осадок. Я мог бы отказаться от этого задания, но шеф улыбнулся и у него во рту я заметил два блеснувших золотых зуба. Это отвлекло меня от мысли отказаться, я ещё тогда подумал, что шеф – богатый человек. Потом я пошёл к выходу и уже на улице спросил себя: почему я не отказался?.. Всё это теперь сдаётся мне очень странным и, кажется, было неспроста.
Надо как-то выпутываться из этой истории, но как?.. У меня такое ощущение, как будто надо мной насмеялись, как будто это заранее было подстроено... уж не самим ли шефом?!. Но это вздор, шеф тут ни причём, тем более, что я у него как бы на хорошем счету...
Разные мысли лезут в голову. Вот теперь я подхожу к окну и смотрю на улицу. На противоположной её стороне, через дорогу, стоит молодая женщина, рядом со входом в кафе. Кажется, проявляет нетерпение. Смотрит на часы. Чему-то улыбнулась... Как странно... Как всё это глупо, глупо!.. Я ничего не могу придумать, абсолютно ничего! Кретин, подлец!..
А слушай!.. Ба!.. Портфель-то не могли украсть!.. Дверь-то была закрыта изнутри! Ну точно!.. Да нет, это невозможно, тут что-то не так, портфель не могли украсть! Но тогда куда же он делся, мой портфель?.. Думай, думай, голова!..
Эта женщины долго ещё будет там стоять?.. Действует на нервы. Хотя я был бы не прочь провести с ней вечер в кафе или в ресторане, люблю приятное общество дам, что-то в них есть, в этих женщинах...
В полицию обратиться нельзя... А может быть, сойти вниз и спросить, не выходил ли кто-нибудь с моим оранжевым портфелем?.. Глупо, глупо, неоригинально... Может быть, портфеля и вообще не было, если на то пошло... А что же тогда было, если не было портфеля? Значит, приехал я сюда без портфеля?.. А что мне тут делать без портфеля? Гм!.. А может, я сюда вообще не приезжал?.. А тогда как же я тут очутился?.. Да нет, я приехал сюда вечером, сошёл с поезда, а затем на такси – и прямо в эту гостиницу. Помню ещё таксиста с рыжими усами и с круглыми кошачьими глазами. Мне показалось тогда, что он меня побаивается. Подумал, наверное, что я какой-нибудь гангстер. Сейчас ведь все всего боятся, время такое, кругом одни мерзавцы, ведь одни мерзавцы!.. Да и я, наверное, не лучше! Сам – мерзавцы! мерзавцы! – а если разобраться, я – кто?.. Ну не мерзавец ли я?.. Истинно мерзавец, истинно говорю – мерзавец, поэтому-то и других считаю мерзавцами! Был бы я свят – в каждом встречном видел бы святого!..
О! К дамочке подошёл мужчина, сразу видно – впервые её видит! А как подходит, как подходит, бездельник! Шляются такие, вместо того, чтобы делом заниматься! И что у них на уме!?. Ах, негодяй, разговаривает с ней, пробует наладить контакт! Выйти, что ли, сказать пару комплиментов, чтобы знал, как приставать на улице, средь бела дня, к интересным женщинам!..
Несерьёзно! Никогда ты не выйдешь и никому ты ничего не скажешь! Попал, что называется, в плен вещей и обстоятельств!.. И вообще – зачем тебе сдалась эта работа, бросил бы ты её, так нет!.. И вот пожалуйста – портфеля нет, и сидишь ты здесь в этом проклятом городе, утром, когда надо спать и ни о чём не думать!..
Чёрт возьми! Выдумываем себе разные осложнения! Если легко живём – надо непременно себе нагадить, подпортить, создать себе разные препятствия, а потом их преодолевать! Преодолел препятствие – рад, счастлив на пять минут! Не преодолел – пустил себе пулю в висок, вот и всему конец!..
Нет!.. Так сидеть невозможно, надо что-то предпринимать! Вот сейчас приведу себя в порядок и пойду себе гулять в город! Первым делом позавтракаю, а потом и пойду гулять! Ничего нет! Всё не стоит того, чтобы над ним ломать голову!.. Пропал портфель? – что же может быть прекраснее!?. Туда ему и дорога! А голову с меня не снимут, я сам кое на кого зуб имею!.. Документы были в портфеле?.. А чихать! Надо жить легко и не обременять себя!.. А все эти бумажки, шпионы, все эти подлости – всё это мусор! И меня не запугаете, я пуганый, я сам себе шеф и я сам спрошу, когда придёт время! А может быть, моё время уже пришло!?. И никто не знает, что пришло моё время, ни одна душа в мире не знает! Знаю только я!.. Да и нет ничего, есть только я!.. Вот я умру – и всё умрёт! Это, пожалуй, так. Пусть потом доказывают, что они есть, кому угодно и как угодно, пусть хоть на языке эсперанто, пусть хоть на языке жестов! Мне-то будет решительно всё равно!.. Нету – и всё тут!..
А всё-таки где же этот дурацкий портфель?.. Если сюда никто не мог войти, значит, он должен быть здесь!.. Надо ещё раз хорошенько посмотреть во всех углах: может быть, я не везде смотрел?..
Та-акс!.. Шуточки!.. Портфеля нет, как будто его и не было!.. Стой!!! Я оставил его на вокзале??? В камере хранения???
Нет, не помню, чтобы это было именно так...
Помню, как один человек долгим, пронзительным взглядом посмотрел на меня, когда я садился в такси. Вот это я помню. Тогда я ещё не обратил на это внимания, а теперь мне кажется, что это было неспроста. Может быть, именно он и выкрал мой портфель?.. Может быть, он залез в эту комнату через балкон – и унёс мой портфель?.. Впрочем, теперь мне должно быть всё равно, полное равнодушие, полная апатия! Всё к чёрту! Вот возьму и лягу спать! И буду спать, спать, спать и никогда не проснусь!.. И незачем просыпаться!.. Было бы над чем ломать голову, а то над каким-то паршивым портфелем и ещё более паршивыми бумагами!.. Всё это не стоит забот, тревог, обдумывания, всё это не стоит человеческой жизни!.. Я свободный человек!.. Я сын природы! Я чист, как природа! Я не имею ничего общего с грязью, в которую меня кто-то пытается замешать! О! Они были бы рады видеть, как я завяз по уши в грязи вместе с ними! Но я чист, я сам по себе, я свят, как апостол Павел, я незапятнан, как новорождённое дитя!..
Всё! Я лягу спать и усну и хоть высплюсь сегодня, один раз в жизни!.. Вот я уже ложусь, накрываюсь одеялом!.. Прощайте все! Прощай, шеф, дамочка, мысли о портфеле и бумагах! Ничего нет, ни-че-го!.. Я счастлив, я дитя природы, меня нет и ничего нет, и никогда не было, и никогда не будет!.. Всё очень хорошо, лучше не бывает...
Я засыпаю, засыпаю, уже почти уснул...

– Сэр! Извольте объясниться!.. Что сталось с моими бумагами, которые я вам передал не позже и не раньше, чем вчера, в два часа дня!?. Я требую отчёта!..
– Бумаги?.. Это те, которые были в жёлтом портфеле?..
– В оранжевом, если мне не изменяет память!..
– Да, именно в оранжевом, если вам не изменяет память!..
– Итак?..
– Нету ничего, ни портфеля, ни бумаг!.. Вот видите – у меня нету даже очков! А вы ведь знаете, какие у меня были хорошие очки! Вы ещё с завистью думали о них и хотели бы иметь точно такие же!..
– Вы преувеличиваете! У меня очки не хуже ваших!.. Итак – портфель, бумаги?.. Куда вы их подевали? Вы передали их человеку по имени Смит?..
– Я его не нашёл...
– А он вас искал!.. Прекрасно, прекрасно!.. Где же документы!?.
– Не кричите, а то я не скажу, где документы...
– Ну хорошо, хорошо...
– Документы в сточной канаве, там же и мои очки. И там же мои документы... Всё там. Сигареты я оставил себе, я их курю, но скоро весь запас выйдет. Можно, я закурю?..
– Курите...
– Можете и вы закурить... У вас здоровье как?..
– Не понял...
– Я спрашиваю – у вас здоровье как?..
– А-а!.. Ну, это к делу не относится... Так что у вас там?
– Ничего... Я же сказал: всё в сточной канаве!..
– Ага!.. Понятно, понятно! Гм!.. Я жду ответа!.. Итак, где вы прячете документы, кому вы их продали, на кого вы работаете?.. Ловкач! Мошенник! Вам это так просто не сойдёт с рук, поняли?!.
– Вы мне снимете голову?..
– Вы нам скажете, где документы, вы их нам вернёте, а мы вам заплатим!.. Сколько вас устраивает?..
– Не запугаете! Этим утром я всё решил!.. И вот я вам прямо говорю, я вам заявляю!.. Я вам объявляю!..
– Что вы мне объявляете?..
– Я выше всех ваших мерзостей! Я Человек! Я приподнялся над своей низменной при-родой и то же самое советую сделать вам!..
– Шантажист вы!.. Как вы нас ловко обвели!.. Сколько вам нужно?!. Назовите цифру!.. Ваша цена?..
– Я далёк от этого! Но вам меня не понять! Я же говорю вам – я Человек!.. Знаете, о чём я сейчас подумал!?.
– Нет, не знаю, но догадываюсь... Хотел бы знать, что именно вы замышляете...
– Я подумал о том, как же вы слепы! И как мне вас жаль!..
– Мда?.. Интересно!.. Это я-то слеп?.. Забавно!..
– Нет ничего забавного! Мне горько!.. Мы с вами всю жизнь делали не то, не то, пойми-те!.. Но я понял и теперь, с этого дня, Человек! Мне нет дела ни до чего, что творится в этом мире и что травит мне душу!.. Я обрёл себя!.. И я рад! Поздравьте меня!.. В моей душе праздник!..
– Поздравляю! Действительно, в вашей душе праздник! Могу догадываться! Я ведь в некотором роде психолог!..
– Это величайший перелом!..
– Детка!!! В моей душе тоже перелом! Сейчас я нажму на эту маленькую чёрную кнопку и в эту комнату войдут двое верзил! В их руках вы быстро перестанете валять дурака!.. Я вас в последний раз спрашиваю – где документы, бумаги, где всё? Куда вы всё дели!?. Верните добром, назначьте цену! Я знаю, вы всегда жаловались, что мы вам мало платим, что мы вас обделяем!.. Но сегодня ваша взяла! Я вам выписываю чек или вы хотите – наличными? Сразу?!. Вы богач!.. Мир в ваших руках!.. Куда хотите, туда и отправляйтесь!.. Лазурное море, яхта, женщины, весёлая жизнь!.. А?!. Вас это устраивает!?.
– Я устал от вас... Вижу, что напрасно сюда пришёл. А документы ваши, эти бумаги – я их бросил в канаву, они и теперь там лежат... Они никому не нужны... И нужда была уничтожать деревья, лес, флору и фауну – и всё затем, чтобы делать бумагу, писать на ней всякие гадости и отравлять друг другу и без того короткое существование!.. Я ведь вас не зря про здоровье спросил... Вам нельзя волноваться, по-моему у вас сердце не здоровое...
– Молча-ать!!! Слышите, молча-ать!!!
– Вот вы знаете, что будет с нами, когда весь лес на планете переведут на бумагу, на вашу ничтожную бумагу?.. Не будет кислорода и все мы задохнёмся!.. Вы думаете, кто делает, кто поставляет нам кислород, компания «Джексон и К°»?!. Вы глубоко ошибаетесь! Деревья поставляют нам кислород и скажите этим деревьям спасибо, ибо им вы обязаны жизнью! А вы вместо благодарности способствуете уничтожению этих деревьев!.. Да знаете вы кто?.. Вы неразумное существо, носящее человеческую оболочку! Вы смертельный враг общества номер один!.. Я это понял сегодня утром!..
– Боже мой!!! Уберите с моих глаз долой этого идиота!!! Этого подлеца, этого подлого шантажиста!!! Установите, на кого он работает и где он прячет наши бумаги!!!

Идиллическая картинка без золотой рамы, ибо эту картину создаёт сама Природа...
Сточная канава на обочине проезжей дороги, в ней кипа разных деловых бумаг, заполненных печатным текстом, вывернутый наизнанку оранжевого цвета портфель, затем бумажник с вывалившимися из него денежными знаками разной величины. А в центре канавы – разжиревшая, измазанная грязью свинья, во рту у которой блестит золотая оправа очков...
Неподалёку стоит довольно крепкий крестьянский дом, во дворе которого идёт какая-то работа. Доносится кудахтанье кур и ленивое мычанье коровы...
От сточной канавы вверх по холму, не признавая заезженной дороги, похожей на месиво, удаляется Человек, Дитя Природы, чистый, как утренняя роса, святой, как апостол Павел!..
Под ним зеленеет короткая травка и он ступает по ней и мысленно просит у неё прощения. Над ним светлое небо, напоенное влагой, солнце в этом небе растворяется, как кусок сахару в стакане молока. Иногда солнце проглядывает сквозь белую завесу и его лучи устремляются как бы навстречу человеку. И он улыбается свету и теплу!
Солнце это ещё засияет на небе такой силой, на которую только способно, ибо это и последняя надежда и первое благо!..
Это (вся эта идиллия) едва ли может быть отнесено к версии, как первые две картины.
Это – неопровержимый Факт!..
23 апреля 1980 г.