Даром получили, даром давайте

Александр Андрух
Несколько лет назад её величество случайность привела меня в небольшую церковь в моем городе. Был вечер… Был какой-то праздник, уж не припомню – какой. Службы уже прошли. В храме было тихо и малолюдно. Умиротворяюще потрескивали свечи. Бесшумно убирала зал служка - пожилая женщина. Столы рядом с церковной лавкой ломились от приношений прихожан. Пахло ладаном и воском. Пахло выпечкой и чем-то ванильным. Словом, – благолепие!

Купив свечи, я подошел к образам и услышал звук отворяющейся входной двери за моей спиной. Повернув голову, я увидел покрасневшего с мороза энергичного батюшку-настоятеля храма и семенившего за ним человечека. Одет тот был явно не по сезону: утлый пиджачишко с поднятым воротником, видавшие виды кроссовки, в руках – нечто напоминавшее головной убор.… Ну, словом, известный контингент. По-видимому, говорить что-то батюшке он начал еще на улице: речь была тороплива и сбивчива. Из ее окончания я понял только слова «немного денег» и название соседнего с нашим городка. Батюшка, остановившись посреди храма, в упор посмотрел на пришлого и назидательно хорошо поставленным голосом, почти нараспев изрек, что, дескать, человечек, вероятно, ошибся адресом, что, дословно, «церковь – не касса взаимопомощи» (вот оно что!), что каждому (чуть ли не проходимцу) не напоможествуешь мол и т.д., и т.п. Закончил свою тираду святой отче, обращаясь к служке и, назвав ту по имени отчеству, приказал дать бедолаге буханку хлеба из кипы приношений…

Случай сей мне всегда вспоминать неприятно. Я люблю посещать наши православные храмы, люблю их устремленные в небо своды, их запахи, их песнопения, наполняющие тебя всего, изображенные лики святых и Спасителя… Но часто в душу предательски заползает эдакий червячок сомнения – сомнения не в веру во Христа, нет!, верою в Него я живу, дышу, верю в Него больше, нежели в т.н. реальный мир! А червячок этот, вероятно, порожден совсем иными вещами. Я, думаю, не ошибусь, что вещи те касаются нынешнего состояния нашей церкви. Да что тут говорить, общество наше серьезно больно, общество это во многих смыслах деградирует, дичает.… И было бы неверно думать, что недуги эти прошли стороною церковную жизнь, что не коснулись они ее. Количество выстроенных и отреставрированных храмов и монастырей, конечно, внушительно, но вряд ли это верный показатель «полного ажура». Количество отвернувшихся и проходящих мимо храма не менее внушительно, в том числе и потому, что поводом для этого послужили, увы, ошибки служителей культа.

Не хотелось бы выступать в роли этакого обличителя церковного уклада. Повторяю – я верующий, но, опять-таки, увы, не воцерковленный человек. И все естество мое, как человека верующего, противится многому, что стало неотъемлемым атрибутом церковной жизни.… Не так давно выстроенный (или восстановленный – точно не скажу) в нашем областном центре внушительный собор поражает своим великолепием – мрамором, золотом, резьбой по дереву. Поражает и своими… заоблачными ценами. Есть там небольшая такая дверца, налево от входа,  ведет она в церковную лавку (вот уж, поистине, неумирающее детище Меркурия – как ни старался Христос изгнать их, то бишь торговцев, из храма Божьего, ан, они тут как тут!). Любознательный много интересного узнает, отворив дверцу ту. Ну, например, что самая маленькая свечечка стоит 9-12 руб., при себестоимости 25-30 коп., что крещение, венчание, отпевание доходят в цене (а в иных случаях и превосходят) до средней месячной пенсии по стране. Вероятно, люди, устанавливающие прейскуранты сии, невнимательно читали Евангелие, в противном случае, они бы знали,  что Христос призывал: «…даром получили, д а р о м  давайте»!, что написано в Писании: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни д а р о м »!

Меньше всего хотелось бы подозревать огульно всех служителей культа в нерадивости и, тем более, в стяжательстве. Слишком много среди них настоящих подвижников, тяжело и усердно несущих крест свой. Но, нельзя скрывать, что есть и пиарящиеся (ужасно не люблю это новое слово, но другого не приходит на ум), так называемые (о, Боже!), публичные и популярные, жаждущие этой самой популярности, этой славы мирской, приносящей им определенные дивиденды…

В свете вышесказанного, не могу не вспомнить еще один случай 2-3-летней давности. В нашем городе была организована встреча верующих с известным священнослужителем, обладателем многих регалий, профессором и т.д. – о. Андреем Кураевым. Попал на ту встречу и ваш покорный слуга. Я боялся опоздать, но ждать (не долго, правда) пришлось самого батюшку. В это время, пока его не было, в вестибюле ДК шла бойкая торговля его книгами. Велико было желание приобрести хотя бы одну из них, но, увы, я возвращался с работы и денег при себе не имел. Сама встреча оказалась вполне интересной. Несмотря на усталость (очевидно, сказывался напряженный график), батюшка добротно отвечал на разнообразные вопросы, много рассказывал любопытного и даже забавного (ну, например, что он, оказывается, участвует во всевозможных рок-фестивалях и концертах). Но вот приятный вечер подошел к своему завершению и многие из присутствующих в зале, как я увидел, оказались на сцене – батюшка раздавал автографы. У меня внутри похолодело – ни бумажного лоскутка, как оказалось, у меня не было! И, вдруг (о, счастье!), в боковом карманчике пиджака я нащупал картонку календарика, там было достаточно места и для размашистой росписи. Наивность моя через пару минут получила щелчок в виде фразы, неприязненно, я бы даже сказал, зло произнесенной святым отцом: « Я автографы даю только на своих книгах!»… « Да..., и как же иначе, на своих ведь,  не на чужих…», - подумал я, отходя не солоно хлебавши. И снова червячок, и снова заползает, проклятый!.. Когда молюсь, я иногда вспоминаю в молитвах образ того зимнего бродяги: « Добрался ли ты, мил человек, до своего городка, соседнего нашему?»…
               
                10 января 2011г.