85. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. ДА. Лопухин

Василий Иванович Агошков
85. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.


Д.А. ЛОПУХИН – ПРОТОТИП (?)
комедии Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

 
Мы уже писали о том, что некоторые населённые пункты ны-нешнего Троснянского района были образованы выходцами из Ка-лужской губернии. Не исключаем и того, что имел к нашему краю ка-кое-то отношение и бывший в начале 19 века губернатором Калуж-ской губернии Дмитрий Ардалионович Лопухин.

В Интернете мы нашли материал «Зловещий рок рода Лопухиных», авторы которого Олег Вик-торович Мосин и Светлана Александровна Мосина утверждают, что «этот скандально известный на всю губернию случай вошел в основу сюжета Гоголевского «Ревизора». Возможно, 200 лет назад «скандаль-но известный случай» и был известен на всю губернию и даже больше, но я, например, не знал о нём до сего момента. Что же это за случай?!
   
 
 
Авторы пишут, что над родом Лопухиных висел злой рок, кото-рый зловещей мистической тенью окутал всю их последующую исто-рию. Стоит хотя бы вспомнить известного своими служебными зло-употреблениями калужского губернатора Дмитрия Ардалионовича Ло-пухина, разоблачённого в 1802 году Особой комиссией, которую воз-главлял сенатор, поэт Гавриил Романович Державин, прославившийся своей неподкупностью и справедливостью. Злоупотребления Лопухина были широко известны калужским обывателям.

Так, губернатор Лопухин ложно обвинил И.Н. Гончарова, бpaта А.Н. Гончарова, владельца Полотняного Завода, в том, что в его доме происходит незаконная карточная игра, и на этом основании, грозя ему ссылкой в Сибирь, заставил Ивана Николаевича уничтожить век-сель на 20000 рублей, которые Лопухин был должен Гончарову. Более того, ещё 3000 рублей он взял у него "взаймы".

По приказанию помещика Хитрово был убит его брат, но убий-ца смог откупиться, дав губернатору взятку в размере 75 тысяч руб-лей. А у калужской помещицы Xвостовой Лопухин вообще отнял её имение для своего городничего Батурина. Совершил губернатор и много других должностных преступлений.

Была известна калужанам и склонность Дмитрия Ардалионовича к пьянству с весьма своеобраз-ными кутежами. Поздними вечерами после пирушек губернатор гулял по Калуге в сопровождении своей свиты и пугал калужан, бросая им камни в окна. Однажды подобным образом он разбил стёкла в доме известного заводчика Демидова, владельца Дугнинского и Людинов-ского чугуноплавильных заводов. Оскорблённый Демидов подал жало-бу самому императору через близкого ко двору В.Н. Каразина, живше-го тогда в Москве.

25 декабря 1801 года Державин получил следующее распоря-жение императора: «По секрету. Г. действительному тайному советнику Державину. Вы отправляетесь под видом отпуска вашего в Калужскую губер-нию; но в самом деле поручаются вам от меня изветы, частью от безымянно-го известителя, а частью от таких людей, которые открытыми быть не желают; Вы усмотрите из них весьма важные злоупотребления, чинимые той губернии губернатором Лопухиным и его соучастниками...»

Державин отправился 5 января 1802 года в Калугу из Петербур-га как частное лицо. 17 января Державин тайно остановился в доме калужского городского головы Ивана Ивановича Борисова, человека, по словам современников, честного и великую доверенность в городе имеющего. Донесение Державина в Сенат о результатах ревизии было строгим и нелицеприятным.

В ходе тайной ревизорской проверки Ка-лужской губернии все обвинения, выдвинутые против Лопухина, под-твердились. Донесение об этом было направлено Гавриилом Романо-вичем императору. 15 февраля специальный курьер привёз Держави-ну собственноручный императорский указ от 8-го февраля, в котором говорилось: "Гаврила Романович! Обьявите губернатору Лопухину, чтобы он сдал должность свою впредь до указу вице-губернатору".

см. далее

(С) В.И. Агошков.