Развитой капитализм нам не грозит

Александр Токарев
…пускай нам общим памятником будет
построенный в боях социализм
               
                Владимир Маяковский

Сегодня все чаще из уст тех или иных представителей левых сил можно слышать утверждения о неизбежном торжестве социализма и некоем левом повороте. Однако на поверку оказывается, что левые настроения не так популярны в народе, как это кажется на первый взгляд, и главное – как это объективно должно было быть. Увы, следует признаться, что социализм сегодня в России непопулярен. И происходит это не только в силу мировоззренческого бессилия его выразителей, но и по независящим от воли политиков обстоятельствам.

Посмотрите на тех, кто сегодня за социализм (коммунизм). Это либо старшее поколение, чья молодость и зрелость прошли «под знаменем марксизма», кто испытал на себе тяжесть выпавших на его долю испытаний и смог преодолеть их в рамках советского строя, благодаря ему. Либо молодое поколение, для которого и СССР, и советский строй, и социализм – нечто вроде фантастического рая на земле. Они мало о нем знают, а больше верят. Верят в то, что раньше все было иначе, лучше, чем сейчас.

Большая часть сегодняшнего российского общества – это те, кто принял правила игры. Какая-то часть неплохо вписалась в капиталистическую реальность и считает рыночные отношения единственно возможными, подходящими для себя. Они работают, подчас много работают, потому что только тот, кто много работает, может чего добиться. Критерий жизненного успеха для них – экономический. Тот, кто много зарабатывает, тот и состоялся как личность. Все, что не конвертируется в валюту, не имеет смысла. Мысль об изменении социального строя им бесконечна чужда. Те, кто хочет, скажем, справедливого распределения нацпродукта, просто не хотят работать, ленивы. Им бы все отнять… ну и т.д.

Удивительно, но даже те, кто не достиг оглушительного успеха в этой жизни, зарабатывает, что называется, на покушать и одеться, тоже не больно-то желает социальных перемен. Молодые и старые училки, к примеру, никогда  не встанут в ряды левого протестного движения, а будут искать счастья каким-то иным путем. Никому из них не придет в голову, что система несправедлива. Более того, укоренились представления о том, что раз пошел работать в некоммерческую, безденежную сферу, значит знал, на что шел, мучайся теперь. Офисный планктон, продавцы-консультанты, бармены-официанты, мерчендайзеры-хрензнаетвайзеры… Думаете, им нужен социализм? Им нужны бабки и повышение по службе. А вообще: «Тебе повезло, ты не такой, как все…»

Смешно смотреть, как в старых советских фильмах (это с советскими же приоритетами духовного над материальным и общественного над частным) не только отрицательные, но и вполне положительные герои млеют от материальных благ, которых-де все больше и больше. Уже после 1953-го можно уверенно говорить о ценностном переломе в советском обществе. Вместо презрения к материальному возникло преклонение перед ним. И гонка благосостояний, начатая Никитой Хрущевым, неизбежно была проиграна.

Частнособственническая мораль и частнособственнические стереотипы – вот что мешает переходу общественного сознания от капитализма к социализму.

 Даже радикальная, казалось бы, революция 1917-го не смогла уничтожить частную собственность как идею! Сначала временное отступление в виде нэпа с его частнособственнической психологией, потом «максимальное удовлетворение потребностей» и формирование советской «буржуазии» - вирусы, сожравшие социалистическую идею.  Иначе говоря, советский строй уничтожил лишь частную собственность на средства производства, а не саму идею. Что и предопределило крушение советского строя. И Перестройка с Демократией только лишь довершили начатое. В конце концов, чем соблазнили советского человека, отказавшегося от достижений социализма? Колбасой! Да вон ее сколько сегодня, хоть жопой жри – были бы деньги.

Характерно, что все массовые протесты последних лет  - это не протесты против капитализма. Это, чаще всего, протест против государства. Или, хуже того, эскалация конфликта внутри самого общества (коренные-понаехавшие и т.п.). Максимум, пожалуй, к чему готово сегодняшнее российское общество, - это капитализм с человеческим лицом, государственный капитализм с развитой социальной сферой. Даже сегодняшние коммунисты, как правило, люди старшего поколения, вовсе не мечтают об обществе, где деньги не будут иметь места. Они просто хотят, чтобы все было по справедливости. В принципе они вполне себе социалисты, но едва ли коммунисты.

Частнособственническая позиция проявляется у человека во всем: от трудовых до семейных отношений. Ну кто не слышал фразу: «Я собственник (-ца), это моё и ничьё больше» (и это о любимом вроде как человеке). А желает ли «собственность» вообще-то быть ей, кто-то ее спросил? Дети – конечно же, собственность родителей, только они знают, как им будет лучше.

Нелепо выглядят потуги тех, кто ратует за увеличение рождаемости при незыблемости рынка. Молодые россиянские мама с папой не станут рожать больше детей, если их чада не получат возможности иметь то, что есть у других – современный мобильник, компьютер, фотик, красивые шмотки и т.д. Если их ребенок будет хуже других. Если он не сможет похвастаться чем-то перед другими детками. Прекратите массированную рекламу материальных ценностей – и увидите, как повысится рождаемость!

Да, человека соблазняют и весьма успешно. Соблазняют лживой идеей о том, что тот, кто много работает (при капитализме), многого и добьется. При условии, что работает он в нужной сфере. Массированная реклама удовольствий, получаемых теми, кто много работает, еще больше вводит человек в потребительский транс. А реальная недостижимость большинства этих удовольствий (сколько не работай!), порождает злобу и нервные срывы. Попробуйте сегодня купить квартиру без ипотеки, начального капитала от продажи или перепродажи какой-то собственности. Ничего не получится. Даже если «много-много работать», очень немногие себе смогут это позволить. А что уж говорить о пресловутых кредитах (когда их не на 10-20, а на 200-500 тысяч и больше)! Но человек, залезший в долговую кабалу, скорее согласится на смену пола, персональных данных и генетической структуры, чем на смену общественного строя.

Ну как не вспомнить американский фильм «Остров», герои которого – клоны реальных людей, чье основное предназначение – быть носителями органов для живых людей. Им каждый день впаривают про чудесный остров, на который они поедут при благоприятном стечении обстоятельств, а никакого острова и нет – есть только индустрия органов и тканей. Никто из них даже не догадывается о том, кто он и каково его предназначение. Только лишь сбой в системе приводит к ее крушению. В этом же и сущность капитализма. Все работают, но лишь немногие переходят из одного качественного состояния в иное. И очень немногие снимают сливки с производимого системой продукта.

Не знаю, что может привести к сбою в системе. Ясно, что старые марксистские догмы о неизбежности постепенного вырождения капитализма и перехода к новой формации - социализму, в современном мире уже не действуют. Знаю лишь, что без мировоззренческой ломки, без четкого и убедительного представления о том, почему социализм предпочтительней капитализма, без преодоления частнособственнического эгоизма, никакая политическая пропаганда не возымеет успеха. И можно будет говорить опять же лишь о государственном капитализме с человеческим лицом. Тем более что и нынешние политические выразители идей социализма, как и их риторика,  оставляют желать лучшего.

Чтобы такого четкого представления у человека не сложилось, его и оглупляют всеми доступными способами. Потому и просвещение нынче не в чести, и образование строится в системе ЕГЭ. Ведь думающий человек для системы куда опасней террориста. Население читает сегодня не «Фому Гордеева» или «Мартина Идена» - хотя для неприятия капитализма даже этих двух книжек достаточно, а лишь интернет-сообщения, короткие фразы с немыслимыми ошибками. Такой человеческий продукт не то что о социализме никогда не задумается, вообще к самостоятельному мышлению не будет способен. Его предназначение – унавоживать почву капитализма.

Помните, как в известном советском фильме «О бедном гусаре…» жандармы поймали говорящих попугаев. Все они кричали «Царь дурак!» И только один выводы сделал: «Долой самодержавие!». Вот так и люди наши: жалуются на свою жизнь непутевую, нелегкую, а выводы делают лишь единицы.

А мы все же попробуем сделать выводы о том, что отнимает у человека капитализм и дает социализм.

Капитализм объективно способствует интеллектуальной деградации личности – ведь все силы человека уходят на получение максимально высокого дохода, а не на внутреннее развитие. В противовес социализму, при которой задачи личного обогащения не будет, так как часть потребностей человека удовлетворяет государство.

Капитализм лишает человека одного из главных личных благ – свободного времени, ведь всё время уходит на работу. Социализм не выматывает человека трудом, оставляя массу свободного времени для развития, поскольку социалистическое государство объективно заинтересовано в развитии науки и культуры, что возможно лишь в условиях достаточного количества свободного времени.

Капитализм объективно не заинтересован в повышении рождаемости в государстве, так как ресурсы всегда ограничены, а жить красивую жизнь обещают всем. Социализм не обещает жизни красивой, но гарантирует жизнь достойную. А поэтому высокая рождаемость не только приветствуется, для нее создаются соответствующие условия. 

Уровень преступности при капитализме всегда выше, чем при социалистическом строе. Потому что жажда наживы и личного обогащения, приветствуемая капитализмом, так или иначе приводит к совершению преступлений сильнее, чем в социалистическом обществе, где иные морально-нравственные приоритеты.

Капиталистическое государство обречено на войну (опять же ввиду ограниченности ресурсов и возведенной в принцип жажды обогащения). Социализм ввязывается в войну лишь с целью защиты своего социалистического пространства и прекращения экспансии капитализма.

Развитие медицины при капитализме поставлено на коммерческие рельсы, а значит доступно не всем. Следовательно, средний уровень состояния здоровья населения будет крайне низким. При социализме медицина бесплатна, бремя расходов на ее содержание ложится на государство.

Задача обогащения при капитализме приводит к варварскому уничтожению и загрязнению окружающей среды. А при недоступности или ограниченной доступности части медицинских услуг сказывает отрицательным образом на состоянии здоровья большей части населения.

Культура, наука и образование при капитализме финансируются по остаточному принципу. Лучше всего, если расходы на их содержание свети к минимуму. Это значит, что человек, не впитавший в себя духовное богатство выработанных человечеством истин, не способный к самостоятельному мышлению, будет подвергаться любому мало-мальски направленному воздействию со стороны капиталистического государства и корпораций, даже неосознанно выполняя их волю. Это значит, что человек лишается собственного видения мира вообще, он видит его в извращенном, навязанном ему виде. И сопротивляться моральному воздействию не способен.

Что имеем в остатке?

Капитализм формирует хилого, больного, тупого, необразованного, нестойкого морально дегенерата без признаков собственной воли. Его легко использовать как безропотную рабсилу в мирное время или пушечное мясо на войне. Материальное положение отдельного индивида при капитализме может и улучшаться, но в целом остается на отведенном уровне. Жить придется в сложных условиях экономической нестабильности и неизбежного экологического кризиса.

Забудьте про капитализм Америки и Западной Европы. Он выстраивался веками за счет беспощадной эксплуатации своего населения, а после - ограбления стран третьего мира. Мы и есть сегодня этот третий мир.