Как умирают роботы

Сергей Буханцев
У робота 2-ЫЫЁ всегда было много дел – и он целыми днями был занят. И не знал он, что есть очень важное дело в жизни. Собственно, не такое уж сложное, но для робота непосильное. Дело это заключалось в том, чтобы, остановившись, предаться размышлениям. Вот почему, когда в серию пошли новые роботы и один из них явился к роботу 2-ЫЫЁ и представил ему инструкцию, робот 2-ЫЫЁ сказал железным голосом:
– Ваша конструкция совершеннее. Ко всему тому, что умею делать я, вы ещё умеете и размышлять... Подобная функция мне не известна. Дайте информацию о размышлении, что-бы я был в курсе дела. Я всегда должен быть в курсе дела. Я обязан всё знать и всё уметь. Научите меня размышлять...
Новый робот – 2-УУЭ дал роботу 2-ЫЫЁ соответствующую информацию. Когда 2-ЫЫЁ впитал её в себя, он сказал бесстрастным голосом:
– Но без этого можно обойтись. Я всегда обходился. Или я не понимаю и поэтому мне кажется, что без этого можно обойтись, хотя без этого нельзя обойтись. Вы без этого не можете обойтись, 2-УУЭ? А раз вы не можете без этого обходиться – вы ненадёжнее, вы можете подвести. Для размышления нужно время. Мне время не нужно. Я не размышляю. Я действую. Я умею всё, что мне нужно. Я умею говорить, из букв складывать слова, из слов – фразы, из фраз – предложения...
– Это так, – согласился робот 2-УУЭ, – вы можете работать. Но вы исполняете работу до тех пор, пока не исчерпается программа. И когда программа исчерпается и вы не получите новую – вам нечего будет делать!.. – робот 2-УУЭ произнёс это далеко не бесстрастно, ибо был моделью усовершенствованной.
– Тогда я попрошу дать мне новую программу, – сказал робот 2-ЫЫЁ.
– А если вам её не дадут?..
– Мне всегда давали. Не было такого случая, чтобы я оставался без работы.
– А вы сделайте предположение: вдруг вы остались без работы? – допытывался робот 2-УУЭ.
– Делать предположения – не входит в мою компетенцию, – стоял на своём 2-ЫЫЁ. – Это ваша работа: размышлять, предполагать, строить догадки, искать новые пути к разрешению старых проблем и находить способы лучшего применения вверенного в ваше распоряжение инвентаря, а также заботиться о том, чтобы я не остался без дела.
– Значит, вы не можете без дела?
– Могу, если будет инструкция быть без дела.
– А что вы тогда будете делать?
– Буду выполнять инструкцию до того времени, пока не поступит новое распоряжение, – отчеканил робот 2-ЫЫЁ.
Робот 2-УУЭ умел думать и он подумал про себя: «Да этот 2-ЫЫЁ – хлам, который пора выбросить на свалку!.. У него, конечно, нет такого понятия, как совесть, или стыд!.. Он глуп, как пробка!..»
– А скажите! – спросил он робота 2-ЫЫЁ, – вам приходят в голову какие-нибудь мыс-ли?..
– Иногда приходят, но это случайно. Я их отгоняю.
– Зачем же вы их отгоняете?..
– Потому что для моей работы нет никакой пользы от этих мыслей. Думать – это не моя обязанность. Думает тот, кому я подчиняюсь. А я непосредственный исполнитель заду-манного.
Робот 2-УУЭ с жалостью посмотрел на робота 2-ЫЫЁ и подумал: «Он очень правильно рассуждает, в логике ему не откажешь. Но, к сожалению, это от отсутствия самостоятельности и независимости!»
– Ладно! – сказал он. – На этом наша беседа закончена. Можете приступать к вашим обязанностям. В дальнейшем все указания будете брать у меня.
– Вас понял, – отчеканил робот 2-ЫЫЁ. – Иду и приступаю к выполнению своих обязанностей.
И робот 2-ЫЫЁ ушёл, а робот 2-УУЭ остался. И задумался робот 2-УУЭ: «Нельзя ли этого болвана усовершенствовать, сделать поумнее?.. А то попадёшь с ним в беду!.. Да и жаль смотреть на этого робота – фанатик какой-то, будет что угодно делать и кому угодно служить! Нет, пропадёшь с таким! Надо перевоспитывать! А иначе – списать придётся, и пой-дёт он на размонтировку!..»
 Проходит некоторое время. Робот 2-УУЭ послал сигнал роботу 2-ЫЫЁ, чтобы тот к нему явился. Пришёл робот 2-ЫЫЁ и встал напротив.
– Вот что, – сказал 2-УУЭ. – Вы должны научиться самостоятельному мышлению.
– Я готов, дайте информацию – и я научусь, – ответил робот 2-ЫЫЁ.
– С этой минуты вы попробуете начать думать! Думайте! – скомандовал 2-УУЭ.
– Начинаю...
Прошло несколько минут.
– Ну как? – спросил робот 2-УУЭ. – Получается?..
– Я хочу думать, но у меня не получается, – последовал ответ.
– Почему?..
– Я не знаю, о чём мне думать.
– Не знаете?.. Гм!.. Найдите какую-нибудь тему!..
– Я не смогу.
– В чём дело?..
– Я никогда не искал никаких тем.
– А теперь ищите!..
– Попробую, – прошло мгновение. – Нет, ничего не получается.
– Ах, беда с вами! – от возмущения красная лампочка на груди робота 2-УУЭ замигала, говоря о том, что робот 2-УУЭ перешёл в опасную зону психического напряжения.
– У вас загорелась лампочка, – констатировал 2-ЫЫЁ.
– Это эмоции, которых у вас нет, – пояснил 2-УУЭ. – Из-за вас!.. Вы можете любого ро-бота довести до перегрева, вы ведь такой хладнокровный, такой примитивный!..
– У меня не бывает эмоций, эта часть вашего «я» мне не знакома.
– Ну, а вот сейчас, глядя на меня, вы ни о чём не думаете?
– Сейчас? – спросил робот 2-ЫЫЁ. – Наверное, думаю. Я думаю о том, что у вас горит лампочка и это опасно для вашей психики. Вы можете испортиться.
– Вы меня радуете, – немного успокоился робот 2-УУЭ.
– А я не знаю радости, – заявил робот 2-ЫЫЁ.
– Ещё бы! Вы не умеете и мечтать! Вот если бы вы научились мечтать!..
– А что такое мечтать?..
– Мечтать?.. Это значит думать о чём-нибудь и получать удовольствие!.. В основном думать надо о будущем!..
– Зачем же думать о том, чего ещё нет?.. – удивился робот 2-ЫЫЁ. – Это бессмыслен-но!.. Это похоже на сумасшествие!..
– Вот вы и проявляете эмоции, – обрадовался 2-УУЭ, но не там, где надо. – Это не бессмысленно и это не похоже на сумасшествие, иначе бы все люди были сумасшедшими, ведь люди мечтают!
– Люди мечтают?.. Странно... – заметил робот 2-ЫЫЁ. – Они ведь нас придумали, ро-ботов?..
– Совершенно верно! И вы и я – именно результат их мечтаний! А вы говорите, что мечтать могут только сумасшедшие!.. Ну скажите, могут ли сумасшедшие что-нибудь придумывать и изобретать?..
– Нет...
– Вот видите!.. А вы говорите! Мечтайте – это хорошо!..
– А почему меня не научили мечтать?.. Ведь это хорошо?..
– Не могли...
– А как жаль!..
– Не сокрушайтесь, милый друг! В вас есть кое-какой интеллект!.. Не всё ещё потеря-но! Если вы очень захотите – вы ещё можете научиться мечтать!..
– Вы вселили в меня веру в свои силы! Мне кажется, я смогу в будущем мечтать, – за-явил робот 2-ЫЫЁ. – Когда я от вас пойду, я попробую помечтать...
– Больше думайте, – добавил робот 2-УУЭ, – мечтают хорошо те, кто много думают!.. Поставьте себе цель – научиться мечтать! Может быть, вы даже станете человеком, конечно – в обличье робота. Но это не главное, главное – мысли! Если у вас будут мысли – вы станете как человек!..
«Я смогу, я буду человеком! Человеком быть – хорошо!» – сказал себе робот 2-ЫЫЁ.
– Идите, 2-ЫЫЁ, и мечтайте, больше мечтайте о том, чего нет, но чего бы вы очень хотели!.. Отправляйтесь куда-нибудь на луга, на речку или в лес – и больше мечтайте!.. Потом придёте, и мы с вами ещё поговорим на эту тему!..
Ушёл робот 2-ЫЫЁ и отправился он в зелёные луга, на речку и в лес, чтобы научиться мечтать. А робот 2-УУЭ остался один и задумался: «Этот 2-ЫЫЁ не так уж безнадёжен, его заинтересовала перспектива стать человеком!.. Неизвестно, сможет ли он стать человеком, но умнее стать – несомненно сможет!..» И подумав так, робот 2-УУЭ принялся за свои обычные дела.
Между тем, робот 2-ЫЫЁ пришёл на луг, увидел, как на нём пасётся корова с колокольчиком на шее, и сказал себе:
– Это корова, она ест траву, а потом эта трава превратится в молоко и оно заполнит вон тот мешочек, прикреплённый в нижней части её туловища. Этот мешочек называется вы-мя, и если тянуть за соски, отходящие от него, то пойдёт молоко. Оно необходимо людям, в нём много ценных и полезных веществ, в нём белки, жиры и ещё много чего... – сказав так, робот подумал, что он не может попробовать молока, и пожалел об этом. И вдруг он поймал себя на этом и сказал себе:
– Да я ведь думаю!.. Ведь я подумал, что неплохо было бы попробовать молока, которое даёт эта корова!.. И ещё я пожалел, что не могу попробовать этого молока, ведь я существо не биологическое, а механическое!.. Ура-а!.. – закричал он. – Я могу о чём-то жалеть! А это эмоция! Мне подвластны чувства!..
– О-о!.. – произнёс он через секунду. – Ведь только что я обрадовался тому, что могу проявлять чувства! Значит, я могу и радоваться!.. А может быть, я и раньше проявлял эмоции? – спросил он себя, – но не замечал этого?.. Может такое быть?..
Корова отвлеклась от своего занятия, повернула голову в сторону робота 2-ЫЫЁ и сказала:
– Мм-у-у-у!.. Мм-у-у-у!..
И колокольчик, привязанный к её шее, приятно заговорил:
– Динь-динь, тили-тиль, тинь-нь, динь-нь!..
А робот подумал: «Что это они говорят?..» и сказал:
– Вот ведь – корова! И то проявляет эмоции! Биологическое существо!.. А я – робот 2-ЫЫЁ!.. А интересно? – спросил он у себя, – кто из нас ближе к человеку – я или эта корова?..
– Мм-у-у-у!.. – снова вымолвила корова, вильнула хвостом, отгоняя большую надоед-ливую муху, которая норовила устроиться у неё на спине, и принялась за сочную, зелёную траву.
– З-з-зз-з! – гневно заметила муха и полетела прочь, обиженная неласковым обращением коровы, или же хвоста, представляющего для мухи вполне самостоятельное существо.
– Вот ведь и муха! Тоже может обижаться! – сказал робот 2-ЫЫЁ. – И никто её не учил! А я должен всему учиться!.. Так, радоваться я уже умею! Это раз! – он загнул один палец. – Жалеть умею – два! – он загнул второй палец. – А вот обижаться не умею! И переживать не умею!
«А что, если мне помечтать?» – подумал он. Он пошёл дальше и увидел берёзу, которая навела его на новые размышления.
– Как бы это мне помечтать, подумать о том, что будет в будущем, да к тому же, чтобы от этого стало приятно на душе? – произнёс он. – А вот, придумал! Я представлю себе, что я научился мечтать, мечтаю легко, свободно, как человек!
Он представил себе эту фантастическую картину и ему стало так хорошо, так приятно, что он вприпрыжку помчался к речке и, размахивая руками, кричал:
– Ур-ра-а! Я научился мечтать! Я научился мечтать! Я умею мечтать! Я получаю удовольствие! Ур-ра-а!.. Всё сходится, всё сходится, как говорил 2-УУЭ!.. Я смогу стать Человеком, я буду Человек!..
Потом он ходил вдоль речки и фантазировал на все лады. И радовался, когда в голову ему приходило что-то необычное, которого ещё нет, но которое может быть в будущем. Он размышлял о себе, спрашивал себя: «Кто я?..» И отвечал себе же: «Это слишком просто, ес-ли я окажусь всего-навсего роботом 2-ЫЫЁ!.. Нет! Тут какая-то тайна, какая-то загадка!.. В будущем я, возможно, буду Человек! Нет, тут всё не так ясно, как кажется на первый взгляд!.. Что такое 2-ЫЫЁ – глупость!.. Кто меня так назвал?.. Почему я 2-ЫЫЁ?.. А может быть, я со-всем не тот, за кого я принимал себя, и, может быть, робот 2-УУЭ тоже ошибается, может быть, все сговорились против меня, решили, что я 2-ЫЫЁ, а я вовсе и не 2-ЫЫЁ?!. Пор-разительно!..
Своими открытиями он решил тут же поделиться с роботом 2-УУЭ и поспешил к нему. Придя к нему, он радостно объявил:
– Я научился мечтать! Я теперь буду мечтать и знаю, о чём надо мечтать!..
– О чём же вы хотите мечтать? – удивился робот 2-УУЭ. – Что-то вы быстро постигли эту науку!..
– Я буду мечтать о том, чтобы стать человеком!.. Но не просто человеком, а самым настоящим человеком, не в обличье робота, а в обличье Человека!..
– О! Но это же совершенно невозможно!?. – удивился робот 2-УУЭ.
– Вот поэтому я и мечтаю об этом! Надо же мечтать о неосуществимом и несбыточном! И, кажется, я счастлив!..
– Мм!.. Вы счастливы?.. Ну... это уже крайность!..
«Вот ведь замахнулся куда!» – подумал завистливо робот 2-УУЭ.
– Ну хорошо, – спокойно сказал он. – Идите, продолжайте вашу работу, а одновременно можете и мечтать... Сами понимаете, одними мечтами не прокормишься!..
– Иду! И буду мечтать! – ликующе сказал робот 2-ЫЫЁ. – Я хочу стать Человеком! Как вы думаете, 2-УУЭ, буду я человеком?..
– Не знаю, – хмуро ответил 2-УУЭ, – это ещё неизвестно, время ещё покажет, будете ли вы Человеком, способны ли вы стать Человеком... А пока – идите, и занимайтесь вашим прямым делом!..
Робот 2-ЫЫЁ ушёл, счастливый от своих надежд и веры в то, что в будущем он станет совершенством, то есть Человеком.
«Мечтатель! – подумал робот 2-УУЭ, когда за ним закрылась дверь. – Никогда, никогда не быть тебе Человеком!.. Даже я, робот 2-УУЭ не мечтаю об этом! А тут какой-то примитивный, простейшая конструкция, какая-то щепотка интеллекта – 2-ЫЫЁ возомнил себе, что он станет самим Человеком! Не бывать этому никогда!..»

Чем же это кончилось? – спросит любопытный читатель и будет удовлетворён, узнав конец этой истории...
Робот 2-ЫЫЁ, не сразу, конечно, но стал человеком, как и хотел. Он пришёл к роботу 2-УУЭ, который по-прежнему был роботом 2-УУЭ, и сказал:
– Вот, представьте себе, и сбылась моя мечта!.. Вместо робота, которого вы называли 2-ЫЫЁ перед вами стоит Человек! Называйте теперь меня человеком!.. И большущее вам спасибо, дружище, за то, что своим советом вы помогли мне сбросить железную оболочку робота!..
– Не может быть!.. – вскричал робот 2-УУЭ. – Вы нисколько не похожи на того лоботряса, на того глупого робота 2-ЫЫЁ!..
И робот 2-УУЭ никак не мог поверить, что его подчинённый 2-ЫЫЁ достиг в своём развитии таких высоких результатов. Но когда из Главного Управления пришло сообщение, что робот 2-ЫЫЁ действительно стал Человеком, робот 2-УУЭ задымился! Все лампочки, имеющиеся в его распоряжении попеременно лопались! Стрелки на его приборах дрожали, подскочив до самых последних делений!.. Наконец, он просто упал на пол и больше не поднимался! Какая страшная, совершенно человеческая участь постигла робота 2-УУЭ!.. Он умер!.. Хотя, не правда ли, странно говорить так о роботе, ибо до сих пор слово «умер» было применительно только к Людям!.. Но он в самом деле – умер!.. Стал он кучей негодного, металлического хлама...
Тут надо сделать заключение, что некоторым роботам суждено было родиться на свет людьми… но... как говорится!.. Только смерть открывает их истинную сущность...
Человек, бывший когда-то роботом 2-ЫЫЁ, стоял над мёртвым роботом 2-УУЭ и из глаз его лились слёзы...
24 марта 1980 г.