113-я любовь Пушкина. Странная женщина...

Валентина Апанасенко
          С  богатырских плеч
          Сняли голову
          - Не большой горой
          А соломинкой
               
                Алексей Кольцов




    Здесь, дорогой мой читатель, мое любимое живописное произведение четы Пушкиных. Отвести взор от него трудно. Бросается в глаза светская красавица, а только потом, в отблесках её очарования, гордый супруг, изображённый  на переднем плане. В повороте головы Пушкина к светской толпе чувствуется горделивое восхищение: "Это Моя жена, это Моя..."
   Художнику Н.Н.Ульянову, моему современнику, нелегко дался образ Натали, над которым он работал в течении шести лет. Чутьё художника не подвело. Зеркало отображает женщину, возвышающуюся над мужем, над окружающей публикой придворного бала. Прославленный поэт уступает ей пальму первенства. Это не он, а она царит. Это она, на которую ходят смотреть, блуждают по тем дорожкам, по которым ходили её ножки, прогуливаются под её окнами. И среди её многочисленных обожателей сам царь.
   Из воспоминаний современников известно, что Натали обладала редкостным даром - удивительным, чарующим голосом. Он обволакивал, подчинял, лишал воли собеседника. В одном из своих писем Пушкин с удивлением заметил, что при знакомстве с Н.Гончаровой, услышав её голос, он "...впервые в своей жизни оробел".
   
    История знает пример Екатерины I, способной одним словом укротить бешеный нрав российского государя Петра I; такова была энергетика её голоса. Екатерина, умудрённая нелёгкой судьбой,  талантливо использовала свой божественный дар, чего не скажешь о Натали. То-ли по простоте своей душевной, а может в страхе перед его возрастом, диким и непредсказуемым характером и авторитетом, она всегда  уступала мужу, отмалчивалась, замыкалась в себе, а чаще всего плакала. Александр Сергеевич пасовал перед слезами жены, хлопал дверью -это было его любимая демонстрация недовольства - убегал из дома и возмущался, что её глаза всегда на "мокром месте"
    Среди разрозненных записок, на одном клочке бумажки Пушкин изложил свои мысли, перекликающиеся с моими. "В конце 1825 находился я в деревне,- пишет он, - и, перечитывая Лукрецию, довольно слабую поэму Шекспира, подумал: что, если б        Лукреции пришла в голову мысль дать пощёчину Тарквинию?  Быть может, это охладило б его предприимчивость и он со стыдом принуждён был бы отступить. Лукркция бы не зарезалась, Публикола не взбесился бы - и мир и история мира были бы не те..."
    Если бы, да кабы...!
    Погружаясь всё глубже в супружеские отношения Пушкиных, я не раз мысленно говорила ей:"Да что ты глупенькая плачешь, оправдываешься! Да врежь ты ему пощёчину! Да отхлестай ты эту нахальную, вечно нетрезвую рожу!"
   Женившись и став отцом семейства, поэт нисколько не изменил свои холостяцкие привычки. "Его тянуло в водоворот сильных ощущений. Пушкин только с зарёй возвращался домой, проводя ночи то за картами, то в весёлых кутежах в обществе женщин известной категории. Сам ревнивый до безумия, он даже мысленно не останавливался на сердечной тоске, ожидавшей его женою,и часто, смеясь, посвящал её в свои любовные похождения." (А.П.Арапова, дочь Ланского и Натали. Рассказы матери.)
   И, если в начале их совместной жизни слёзы Натали были от обиды, слезами надежды на его раскаяние, то с годами они переросли в слёзы безысходности. А иначе и быть не могло.  Её муж был болен. Он был игрок. Англичанин Томас Рейкс, страстный поклонник Пушкина, вспоминал, что был свидетелем, как поэт сказал:"Я предпочёл бы умереть, чем не играть".
   Не могу удержаться, чтоб не привести рассказ самого Гоголя о первой своей попытке посетить Пушкина по приезде в С.-Петербург. Поэт занимал всё его воображение ещё со школьной скамьи  и, в тоже время, он робел. Для храбрости, у самой квартиры А.С. он убежал в ближайшую кондитерскую и подкрепился рюмкой ликёра. Вернувшись, смело позвонил, и на вопрос свой: "Дома ли хозяин?" - услышал ответ слуги: "Почивают".  День клонился к вечеру. Гоголь с великим участием спросил: "Верно, всю ночь работал?" - "Как же, работал, - отвечал слуга, - в картишки играл". Гоголь признавался, что это был первый удар, нанесённый его идеализации поэта. 
 
     Увлечённая моя фантазия не вступает в соперничество с фактами, а всего лишь их констатирует. Постоянные карточные долги поэта росли с расходами на содержание семьи, Натали доставала его своей виноватостью, что не принесла мужу никакого приданного, кредиторы осаждали со всех сторон. Больное воображение заставляло Пушкина допрашивать жену с кинжалом в руках, верна ли она ему, - как уверял граф Соллогуб. А вот и свидетельство его сестры Ольги Сергеевны:"...была поражена худобою желтизною лица и расстройством его нервов. Александр с трудом уже выносил последовательную беседу, не мог сидеть долго на одном месте, вздрагивая от громких звонков, падения предметов на пол, письма распечатывал с волнением, не выносил ни крика детей, ни музыки".
     Диагноз психического расстройства на лицо.
     Всё это Натали пережила в своём доме рядом с психически больным отцом и, к сожалению, по отношению к своему мужу,  повторяла опыт своей матери. Скандалы, истерики, возможно и пощёчины. Но этим его нельзя было остановить. Его нужно было приголубить, ласкать, искать ключик к его сердцу и лечить. И любить. Любить и лечить любовью.
 

     2.

   "... Вчерась мы обедали у Ушаковых, а сегодня ожидаем их к себе. ... В их доме всё напоминает о Пушкине: на столе найдёте его сочинения, между нотами - "Чёрную шаль" и "Цыганскую песню", на фортепианах - его "Талисман"... в альбоме - несколько листочков картин, стихов и карикатур, а на языке беспрестанно вертится имя Пушкина."
    Сквозь   толщу лет, всеми фибрами души я ощущаю, что именно о таком доме мечтал поэт, связывая себя семейными узами. К великому сожалению, эта запись в дневнике Е.С.Телепнёвой не о семейном гнёздышке четы Пушкиных, а о доме, где жила златокудрая умница и красавица Екатерина Ушакова, возлюбленная поэта, брак с которой был так близок. Светская молва их давно поженила.
    Не сбылось.
    Дорогу перешла Натали Гончарова.
   "...Я женат - и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново,что, кажется, я переродился..." (Пушкин - Плетнёву)
    Пушкин был готов к переменам, готов был отказаться от вредных привычек, от излишней светской суеты. Нужна только самая малость - поддержка, вера в него, сочувствие, сопереживание. И тепло. Домашнее, семейное тепло, о котором мечтал, вступая в брак.
    Ищите Женщину!
    И мы их находим за спинами у декабристов, В.Высоцкого, С.Есенина, М. Булгакова,  Ф.Достоевского и других замечательных личностей своего времени. Женщин умных, талантливых, жертвенно преданных, терпеливых. Духовно красивых. И безоглядно влюблённых в своих мужчин.
    Натали Гончарова, героиня моего исследования, прослыла в обществе "глупой", "неумной", "бездушной красавицей". Князь Вяземский в письме к жене замечает ещё о невесте Пушкина Гончаровой: "Говорят, что у неё нет ума. Денег тоже нет. Что же ему (Пушкину) останется?"  Граф В.Соллогуб вспоминает о Натали: "На вид была всегда сдержана до холодности и мало вообще говорила".   А вот мнение Николая Гоголя, который, с присущей ему прямотой, рассматривал Натали как прекрасную, но ненужную безделушку.
    
      Есть немало свидетельств тому, что Пушкин в полной мере разделял это мнение. До женитьбы Пушкин мало общался с невестой и не знал её характера. И только с годами он понял, что её  молчаливость, которую замечали многие и которую он принял за кротость и девичью стыдливость, всего лишь признак её неповоротливого, ограниченного ума.
      Уже в 1835 году, с гениальной прозорливостью, в письме к жене Пушкин, невзначай, уточняет уровень умственного развития Натали: "... Ты умная. Ты деток кормишь кашкой..."
   
     "Дура!", - вслед за Пушкиным говорю и я. А как еще можно сказать о женщине, которая рассказывает своему мужу о своих успехах у мужчин, передаёт подробности разговоров с воздыхателями, порой сталкивая мужиков, что называется, лбами.
      Натали не умела обманывать. Пушкин знал об этом и умело использовал эту черту её характера. Но, как гласит английская мудрость:"Не всякую правду можно говорить вслух". Но для этого нужно иметь тёплое сердце и соображать.
   
    "Уязвлённое тщеславие болтливо" - напишет в своё время непревзойдённый знаток женского характера Оноре де-Бальзак. Русский скажет проще:"У кого что болит, тот о том и говорит". Но не до такой же степени, когда речь идёт о сердечной ране мужа, о душевном покое в семье. "Бездушная красавица", по свидетельству княгини Вяземской, терзала Пушкина своим возмущением по-поводу  непонятного ей поведения  Дантеса, который только вчера, мол,  клялся ей в любви, а сегодня он уже жених её сестры. 
      Вместо того, чтобы успокоить, умиротворить мужа после помолвки сестры, прекратить выезды в свет, пока всё не успокоится, не уляжется,  Натали продолжала всячески раздражать его ревнивое воображение  и своим глупым, неукротимым языком, и продолжающимся кокетством с Дантесом.
      А вот княгиня Вяземская  в категорической форме запретила Дантесу посещать их дом, где он встречался с Гончаровой, дабы предупредить ненужную молву и семейный скандал.  Натали же она считала "взбалмошной" женщиной, у которой не хватает ни сердечного ума, ни женской мудрости.
      Эта взбалмошная баба, нисколько не подумав, в момент семейного скандала  из-за её злополучного, тайного свидания с Дантесом, подливает масла в огонь, отдавая мужу письма Жоржа.  Глупая! Зачем хранила? (Ясное дело. Они были ей дороги.) Но зачем отдала? И в такую минуту! И вызвала неистовый гнев мужа своим упрямством: "Я ни в чём не виновата!"
      Пушкин понимает, что унижен, но в большей степени он растерян, как тот супруг из современного анекдота о муже, который подглядывал в замочную скважину двери спальни, где его жена уединилась с другом. Вот она разделась, улеглась на кровать. Но в этот момент сброшенные брюки, повешенные на ручку двери, скрыли от него дальнейшее, и он, давно подозревавший жену, в сердцах сказал: "Чёрт возьми! Опять полная неясность".
     Что здесь можно ещё сказать? Мой бедный Пушкин!   И это вместо того, чтобы попросить прощения за свой спонтанный, дерзкий поступок, попытаться утихомирить обстановку, да просто приголубить и пожалеть мужа. Не пожалела! Жалеть, скажет русская женщина, значит любить.
      Так кого же любила Натали?
      Французы говорят: "Ничто не может остановить женщину, бегущую за любовью."
      И Натали побежала, полетела на крыльях любви, ни на мгновение не задумываясь о последствиях. Помчалась спасать восхитительного красавца, обожаемого женщинами Жоржа Дантеса, как только он пригрозил, что застрелится у её ног, если она не придёт.
      "Ну и пусть стреляется!",- сказала бы ровно дышащая замужняя женщина.
      "Ну и пусть бы стрелялся!",- кричал разгневанный Пушкин.
      "Я ни в чём не виновата!",- осталась в своём мнении Натали, нисколько не понимая, что её легкомысленное, глупое поведение создали вокруг их семьи унизительную шумиху.
      А вот влюблённый, очарованный Дантес в своём письме к Геккерну напишет: "В этой женщине обычно находят мало ума, не знаю, любовь ли даёт его, но невозможно вести себя с большим тактом, изяществом и умом, чем она при этом разговоре...".
      Да, была влюблена в Дантеса, а Пушкина никогда не любила.
      Не любила!
      Как!? Может удивиться искушённый читатель. Ведь его любила вся  Россия! Реакция простых людей на его гибель тому неопровержимое доказательство. А уж в Москве и в Питере он был самой яркой и популярной личностью.

      3.
      
      Пушкин не был красивым, его социальное положение было шатким, денег вечно не хватало.  Но Пушкин был уверен, что сможет пробудить у Натали восторженное чувство влюблённости. Ведь его было за что любить: его чарующая поэзия, его разносторонний божеский дар, его гениальный ум.
      Я тоже присоединяюсь к нему, понимая притягательную силу таланта, если твоё сердце и душа открыты навстречу ему.
      Во всех письмах к жене, поэт делится своими творческими планами, пытаясь приобщить её к своим трудам. Но мы не находим ни единого отклика Натали. Его "богиня" нисколько не прониклась его творчеством. Её хватило только на ревность к бывшим его пассиям. Пушкин ввёл её в круг своих друзей, где его понимали, читали, любили. Ей это было не интересно. Как сама она признавалась баронессе М.Россет, что Пушкин по-прежнему с ней скучал. Натали ревновала его к прошлому, к его коллегам, к его стихам, наполненных бурей его сердца.
      Ещё мать вбила  в голову Натали, что именно род его занятий ("писака") является причиной его неуправляемости. Она ненавидела его знаменитую чёрную тетрадь рукописей, на полях которой поэт рисовал женские головки и маленькие женские ножки, к которым он испытывал слабость. Благо, что она не рвала рукописи мужа, не использовала их в своих целях, как, например, поступала жена  композитора Гайдна, которая с пренебрежением и рассеянным равнодушием, применяла  непревзойдённые нотные партитуры мужа в качестве папильоток для волос.
      Только благодаря Жуковскому, трепетно собиравшему всё, что касалось его талантливого ученика, мы имеем богатое наследие поэта. После смерти Пушкина Жуковский тщательно перебрал все его записки, рукописи. Подклеил, подшил и систематизировал по времени. Если бы всё это богатство осталось у "бездушной красавицы", то наверняка бы пропало.
      Натали не использовала свой шанс - стать последней и единственной  женой-музой поэта. Для этого нужно было читать его работы, сопереживать его героям, поддерживать мужа в его сложных отношениях с царём и царедворцами. Увы, её душа осталась и глухой, и немой. И на поверку, что мы видим?  "На балах пляшет, с государем любезничает, с крыльца прыгает. Надобно бабёнку к рукам прибрать...",- пишет удручённый супруг.
      Своему другу, Павлу Войновичу, поэт пишет уже в феврале 1833 года из Петербурга с откровенностью: "Кружусь в свете, жена моя в большой моде - всё это требует денег, деньги мне достаются через труды, а труды требуют уединения...".
      Какое уединение? В доме шум, гам. Семья увеличивается, а Натали ещё и бездарная хозяйка. В 1832 году, в сентябре Пушкин на 28 дней уехал по делам в Москву. По возвращению он напишет П.В.Нащокину: "Нашёл большие беспорядки в доме, принуждён был выгонять людей, переменить поваров, наконец нанимать новую квартиру...".    А в 1835 году, вернувшись из Михайловского, поэт с грустью напишет, что нашёл свой дом  "холодным, наполненным людьми и прислугой".  Положение усугубилось после переезда сестёр Гончаровых, которых Натали поселила у себя без согласия мужа.
       В японском правописании используют иероглиф, обозначающий слово "ссора" - это силуэты двух женщин под одной крышей. А в доме поэта перебор - сразу три фурии, три соперницы. И каждая претендует на внимание и симпатию поэта.


      4.
         Стерпится - слюбится, - говорят в народе.
       Молодые супруги тяжело притирались друг к другу, но терпели.
       Поначалу, под давлением матери, Натали взяла круто, пытаясь во всём контролировать мужа. Она устраивала ему сцены, дело доходило до взаимных оскорблений и даже разговоров о разводе. Пушкин не выдержал, взял инициативу в свои руки и увёз Натали в Петербург. Столичная жизнь одурманила Натали своей пышностью, богатством,   развлечениями. Обласканная всеобщим обожанием,  Пушкина, как с "цепи сорвалась".
       Какой дом! Какие дети! Она жила легко, свободно порхая, как бабочка с цветка на цветок. К рождению и вынашиванию детей относилась с равнодушием здоровой, плодовитой самки. Во время одной из беременностей так гарцевала на балу, что потеряла ребёнка: "Всё кончилось тем, что жена моя выкинула. Вот до чего доплясались", а во время последней беременности крутила роман с Жоржем  Дантесом, чем и дала повод для некоторых дотошных исследователей задаваться вопросом: "А от кого этот ребёнок?"
       Пушкин пытался воспитывать жену. Все его письма проникнуты наставлениями, увещеваниями, советами. "... жёнка гуляй, ты молода, но не забывай, что ты уже мать и жена." "Не таскайся по гулянкам с утра до ночи, не пляши на бале до заутрени"(1834г.)  "Мой идеал теперь хозяйка. Мои желания - покой, Да щей горшок, да сам большой..."
       Всё тщетно!
       И Пушкин в сердцах пишет Натали "Я завидую тем (мужьям) у коих супруги не красавицы, не ангелы-прелести, не мадонны и sеtera...".
       Увозя жену в Петербург, поэт не подозревает, что она попадёт под сильное влияние своей тётушки Екатерины Загряжской. Именно той тётушки, которой Николай Павлович Романов, коронованный ловелас, ещё в Москве изливал комплименты её племяннице и открыто заявил, что хочет видеть красавицу Натали украшением своего Двора. Именно Загряжская первой внесла в уши поэту, ещё жениху, информацию о том, что царь очень благосклонен к его невесте.
      
       Екатерина Загряжская, фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, вечно незамужняя, бездетная, всю свою нерастраченную материнскую любовь отдавала сёстрам Гончаровым, но более всех любила   младшую - Натали.
       Добрая, весёлого, покладистого характера, поднаторевшая в светских интригах, фрейлина пользовалась при Дворе всеобщим уважением и симпатией. Лёгкими вкраплениями в письмах, в воспоминаниях очевидцев проходит Загряжская по истории взаимоотношений в семье поэта, но рука её чувствуется во всём. Она легко втёрлась в доверие очень недоверчивому Пушкину, она крестила всех его детей и уже 25 августа 1832 года он, находясь в Москве, пишет жене: "Скажи тётке, что хотя я и ревную её к тебе, но прошу Христом и Богом не покидать тебя и глядеть за тобою..."
       Натали воспитана строгой матерью.   Обласканная умной, любящей женщиной, всецело доверилась ей и та лепила из неё, что хотела. С её подачи Натали обслуживали самые модные портные и парикмахеры. Натали стала блистать не только своей красотой, но и роскошными модными туалетами. И это в то время, когда семья нуждалась в средствах, чтобы просто прокормиться. Кредиторы осаждали со всех сторон, но тётушка ничего не жалела для племянницы, вынашивая тайные планы её семейного благополучия.
       Знакомый Пушкина поэт В.И.Туманский написал своей  кузине о впечатлении  от знакомства с Натали, ещё в Москве, сразу после брака. "Пушкин радовался, как ребёнок моему приезду, оставив меня со своею пригожею женою. Не воображайте, однако же, чтобы это было что-нибудь необыкновенное. Пушкина - беленькая, чистенькая девочка с правильными чертами и лукавыми глазами, как у любой гризетки. ... Московщина отражается на ней довольно заметно. Что у неё нет вкуса, это было видно по безобразному её наряду, что у неё нет опрятности - о том свидетельствовали запачканные салфетки и скатерти, и расстройство мебели и посуды..."
       Загряжская изменила ход событий и сделала всё возможное, чтобы зажечь у Натали огонь желания царить в высшем свете, а не киснуть среди пелёнок, рядом с сумасшедшим мужем. Царь давал авансы.
        И вот здесь-то Натали и проявила свои способности. Красота, манящая женственность, шикарные туалеты и сдержанные манеры сделали своё дело. Пушкина была желанна в светском обществе, её с удовольствием принимали, ею любовались и восхищались. И появляется запись   в дневнике А.И.Тургенева, летописца петербургской жизни: "Пушкина - первая по красоте и туалету..." И он же пишет своей московской знакомой: "Пушкин - мой сосед... Его жена всюду красива, как на балу, так и у себя дома".
       Оставался только один шаг. Получить право посещать знаменитые, только для избранных,  интимные императорские вечера в Аничковом дворце и, грубо говоря, уложить Натали в постель Его Величества. Загряжская желает использовать козыри, сами идущие в руки, исподволь готовя к этому Натали, понимая, что это залог прочного положения семьи Пушкиных.
       Как замужняя женщина, Натали не может стать фрейлиной, но есть другой путь. Изменить положение мужа. И это в руках женщин. Прожужжав все уши императрице о своей любимой, несчастной племяннице, Загряжская в конце 1833года наконец-то устраивает Натали аудиенцию с Александрой Фёдоровной. Императрица очарованна женой поэта. Судьба Пушкиных решена.
       И уже под Новый 1834год нежданно-негаданная милость императора: Пушкин пожалован придворным званием камер-юнкер. Как плевок, ведь это звание давалось только юнцам, желающим посвятить себя военной или государственной карьере. Пушкин взбешён, понимая, что это звание дали не ему, а его жене, о чём шепчутся по углам. "Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове", - напишет Пушкин в "Дневнике". Но, скрежеща зубами, он одевает мундир камер-юнкера и присутствует, уже в январе, на представлении Натальи Николаевны Пушкиной ко Двору. Теперь она в императорской свите и имеет право посещать дворцовые мероприятия и без мужа.
        К чему стремились, до того и докатились.
        Летом Пушкин пытается уйти в отставку и уехать в Москву чувствуя, что содержать семью в столице ему не по-карману. Терпит неудачу. Царь отказывает ему в праве (в таком случае) работать в архивах. Загряжская, Натали, Жуковский и друзья возмущены "неблагодарностью" поэта и ему пришлось уступить. Он набирает кредитов и ещё больше погружается в долги.
        Чтобы укрепить позиции при Дворе и возможно устроить личную судьбу засыхающих в старо-девичестве сестёр Гончаровых, Загряжская уговаривает племянницу привезти Екатерину и Александрину в Петербург. Натали так и делает. В отсутствие мужа и вопреки его воли, неоднократно спрашивавшего жену: "Кто тебя надоумил?" и  "Охота тебе думать о помещении сестёр во дворец. Во-первых, вероятно откажут, ... Мой совет тебе и сёстрам быть подальше от двора, в нём толку мало. Вы же не богаты. На тётку нельзя вам всем навалиться. Боже мой!"
        А вот и не отказали!
        Подняв все свои связи, тётушка добивается устройства сестёр Гончаровых фрейлинами двора, но живут они в семье Пушкиных. Внешне обе очень похожие на Натали, но свободные от беременностей, жаждущие любви и развлечений. Пушкин кинул глаз на Александрину, мудрую, весёлую, шутливую. Поэт доверяет ей свои секреты, обсуждает творческие планы. Натали ревнует, ползут нездоровые слухи. Над Пушкиным недвусмысленно подшучивают, что он завёл гарем.


         5.
         Дамы в сборе. Пора бы разбавить эту компанию.
         А вот и он. Француз Жорж Дантес, что прибыл в Россию на ловлю счастья и чинов. И по чистой случайности вытащил счастливый билет. Невероятно, но факт. Дорожный попутчик, старый развратник, голландский посланник при Императорском Дворе, барон Геккерен влюбился в молодого и красивого юношу и готов тут же  отдать ему свой титул, имя, наследство. Завертелись бумаги на усыновление великовозрастного дитяти. Страх мужчин, как бы не сорвалось задуманное, похожее скорей всего на однополый брак, преследуемый в те времена, толкает Дантеса на любовные похождения с дамами света. Он легко очаровывает. Его принимают, как богатого, титулованного и перспективного жениха. Не одно женское сердечко дрогнуло и сёстры Гончаровы не исключение. "Добрый малый", как сказал о нём Пушкин, принят и в доме поэта.
          Дантесу нравятся все сёстры,  такие похожие друг на друга, но влюбляется он в замужнюю. Он же не собирается жениться.  "... я безумно влюблён..." , - пишет он барону. Из его писем мы читаем, что Натали отвечает ему взаимностью. Роман Жоржа и Натали развивается на глазах светской толпы. Из письма императрицы графине Бобринской от 30 января 1837г. явно свидетельствует, что любовная связь Дантеса и Натали обсуждалась и в царской семье.
        Были ли они близки?
        На сей счёт у меня есть только признание самого Дантеса  в глубокой старости о его любовном романе с Натали: "Я имел всех женщин, которых только хотел, исключая той, которую весь мир заподозрил..."
        Естественно, что Дантес желал любимую женщину, страдал от неуёмных чувств. А Натали? Уверена, что ей это было ни к чему. Она была постоянно переполнена неугомонной страстью мужа.
        Много перьев источено, расписывая "коварные" ухаживания Дантеса, якобы специально подстроенные для уничтожения поэта.
        Какая чушь! Каждый из нас знает прекрасно, как одним уничижительным взглядом, пощёчиной, твёрдым словом может замужняя женщина остановить любые поползновения мужчины.
        Выбирает женщина. Она же и завлекает, и предлагает себя. Щедра на кокетство, доступна на прикосновения, податлива на уединения для возможных объяснений с глазу на глаз, с манящей стыдливостью, Натали сама и дала повод Дантесу. Доказательств этого предостаточно.

        6.
        Появление Дантеса в жизни Натали спутало все карты, так удачно сложившегося пасьянса Екатерины Загряжской. Внесло сумятицу и в сердце императора. Надо было срочно что-то предпринимать.
        Причину всех своих неурядиц не ищите на стороне. Беда всегда ходит рядом на расстоянии вытянутой руки.
        По свидетельству Веры Фёдоровны Вяземской беседы и уговоры Натали  о прекращении ненужной игры с Дантесом разбивались об её эгоистическое упрямство и были бесполезны.
       "Я люблю вас, как своих дочерей. Подумайте, чем это может кончиться!...", не раз взывала Вера Фёдоровна к разуму Натали. Но жена поэта в ответ только смеялась: "Мне с ним весело. Он мне просто нравится. Будет то же, что было два года сряду...".
        Обстановка выходила из-под контроля и Загряжская решила действовать.
        Чувствует моё сердце, что это Екатерина Загряжская договорилась с Идалией Полетикой об организации в её доме тайного свидания Натали и Жоржа. Идалия, приятельница Пушкиной и не секрет, что она не раз внушала Наталье Николаевне, что та должна "жить, как ей хочется, и кружить головы". Светские дамы так развлекались и Полетика согласилась участвовать в захватывающей воображение любовной интриге.
        Жоржа не нужно было уговаривать. Он тот час же приехал. Чтобы заманить Пушкину, придумали предлог: он сказал, если ты не придёшь, он застрелится при всех у твоих ног. Этого было достаточно, чтобы она помчалась к нему.
        Много лет спустя Пушкина-Ланская вспоминала об этом свидании так: - "Бог свидетель, что оно было столь же кратко сколько невинно. Единственным извинением мне может послужить моя неопытность на почве сострадания..." С присущей ей прямотой она признаёт, что знала к кому она шла на свидание и почему. Из сострадания к любимому человеку, который мог наделать глупостей и в страхе за его жизнь. Сострадать - значит любить. А у любви очень развито воображение.
       Свидетели не позволили ей сострадать в полной мере. Всё было заранее продумано и сделано, как велела хозяйка. Чтобы Натали не вздумала броситься в объятия милому Жоржу, свидание в самом зародыше было прервано появлением прислуги Полетики. А на тот случай, если служанка не справится с заданием, возле дома дежурил влюблённый в Натали и будущий её супруг Ланской, который своим визитом должен был нарушить встречу двух влюблённых.
       Свидание было подстроено с целью напугать и образумить Натали дав понять, чем  может закончиться её увлечение.
       Пушкина не на шутку испугалась. Тайное свидание оказалось не тайным.  Много свидетелей: Идалика, служанка, Ланской и Вера Фёдоровна, к которой поехала Натали, сообразив, что скомпрометирована.  Естественно, что княгиня  задала ей вопрос:"Зачем она согласилась на свидание?"
       - Он сказал, что застрелится...   
        Она просто указала причину. Но эта фраза обросла домыслами, что он ей угрожал, что хотел взять её силой, что  шантажировал её и т.п. Ничего этого не было. Они не успели даже объясниться, почему они здесь. Дантес и сам не понял, что это было.
        Вера Фёдоровна посоветовала ничего не рассказывать мужу и держаться подальше от Дантеса. Забыть и вести себя так, будто ничего и не было и обещала сама молчать. На неё можно было положиться. А Дантесу в категорической форме запретила посещать их дом.
        Понедельник день тяжёлый. Именно в понедельник это и произошло. А в среду, 4 ноября 1836года с утренней почтой Пушкин получает письмо. Распечатав, он обнаружил в нём текст на французском, оформленный как некий документ "Диплом Ордена Рогоносцев". 
         Перевод. "Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись  в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д.Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И.Борх."
         Упомянутое в "дипломе" имя Д.Л.Нарышкина - мужа долголетней любовницы предыдущего императора Александра1 - представлялось как прямой намёк на близкие отношения царя с Натальей Николаевной.
         Пушкин готов был выбросить письмо, анонимки он получал и прежде, но тут появился посыльный от Е.М.Хитрово с письмом и в нём - конверт для передачи Пушкину с таким же дипломом, а буквально вслед за этим появился с визитом В.Соллогуб и принёс такой же конверт с анонимкой.
         Писем было десять, как потом установили. Значит пасквиль был предназначен не поэту.  Что мог сделать Пушкин, получив подобную информацию?   Отправить Натали в монастырь?  Вызвать царя на дуэль?  Это нереально. А вот тот факт, что письма были разосланы в те дома, которые посещали Геккерны, где активно обсуждали содержание анонимки, наводит на мысль, что они предназначались Дантесу.
       
        В "Дипломе..." явно указывается на объект, которого новоиспеченный барон больше всего боялся - Император.  Дантес должен был отступить. И хоть он "и умирал от любви", но быть соперником царя не стал бы. Вот этого и добивался аноним, хорошо осведомлённый о придворных интригах и их истории, о чувствах Дантеса и Натали, о щекотливом положении Геккернов при Дворе, об отношениях супругов Пушкиных и их друзей. Такой особой могла быть только Екатерина Загряжская. И она, как никто другой хотела, во что бы то ни стало, прервать отношения Пушкиной и Дантеса, компрометирующие её племянницу в глазах царя.
      
       "Часто женщина меняется, сумасброд, кто ей вверяется!",- бравировал своей поговоркой король Франции Франциск1, при этом всю жизнь барахтался в сетях интриг своих любимых женщин - матери Луизы Савойской, сестры Маргариты Наваррской, а также возлюбленных - графини Шатобриан - герцогини Д"Этамп - Фероньеры. Конец жизни его был трагичен. Тело его гнило от болезни, которой его наградила красавица Фероньера. А уж как он её добивался!
       С первой минуты своего знакомства Александр Сергеевич очень доверился Загряжской. А как же иначе?  "Тётка" была близка императрице, имела влияние при Дворе, она содержала его жену, она крестила всех его детей, она занималась устройством своих племянниц и, незаметно, и его судьбой.
       А кем же он был для неё? Скорей всего - неудачной партией для Натали с его долгами, с его неуживчивым характером, с его неукротимой ревностью неприемлемой в высшем свете.

       7.
          Как и следовало ожидать, у Натали не хватило ума попросить мужа прочесть ей анонимное письмо и объяснить его содержание. Тогда она поняла бы, что к Дантесу его никаким боком не прилепишь. Вот почему, на вопрос Пушкина, давала ли она хоть малейший повод для того, чтобы его считали рогоносцем, как пишут в этом письме, она рассказала о последнем свидании  с Жоржем на почве сострадания.  Пушкин пришёл в ярость. Разразился скандал. И, как часто бывает, в разгаре семейной ссоры, выплёскивается всё наболевшее и утаенное. Натали признаётся в своих чувствах к Дантесу, отдаёт его тайные письма мужу.
       Неизвестность имеет право выбора, но своим признанием Натали направила весь гнев мужа на Дантеса. Дуэль, только дуэль!
       И Пушкин посылает Дантесу вызов...
       Сколько раз Натали казнила себя за это признание, давшее почву для дальнейших событий, закончившихся трагедией для поэта!.
       Погасив пламя гнева в обоюдной схватке, супруги слились в экстазе умиления, уверенные, что всё плохое позади.

       Письмо Дантесу получает Геккерен старший. Он связывается с сыном, который дежурит в полку. Из переписки становится ясно, что Геккерны осведомлены о семейном скандале в доме поэта. У них есть надёжный партнёр - Екатерина.
   -"Бог мой, пишет Дантес, я не сетую на женщину и счастлив зная, что она спокойна. Но это большая неосторожность либо безумие, чего я, к тому же, не понимаю, как и того, какова была её цель. Записку пришли завтра .... , кроме того ты не говоришь, виделся ли с сестрой у тётки, и откуда ты знаешь, что она призналась в письмах.
            Доброго вечера, сердечно обнимаю, Ж. де Геккерн.
     Приписка: Во всём этом Екатерина доброе создание. Она ведёт себя восхитительно."
     Екатерина всем сердцем стремится помешать дуэли. Рассказывает всё сёстрам. 5ноября вечером Натали посылает брата Ивана в Царское Село с запиской Жуковскому.
     И Жуковский (в который уже раз), пытаясь предупредить дуэль  спешит к Пушкиным, где застаёт и Геккерна. Начинаются переговоры.
     Жуковский убеждает поэта, что дуэль опозорит Натали. А с анонимами не дерутся.  Какие основания подозревать баронов?
     Пушкин скрывает от Жуковского признание жены, понимая, что это для него она "ангел, никакие подозрения коснуться её не может". А вот Жуковский и другие могут в этом усомниться.
     В тоже время поэт уверен, что Гекерны осведомлены о семейном скандале, о письмах, о свидании жены с Дантесом и он желает, чтобы и они не выносили эту тайну на обозрение. И эта тайна между ними бесит его.
     Переговоры идут тяжело. К ним подключается и Загряжская. В итоге Пушкин дал слово, что отзовёт свой вызов через две недели взамен на молчаливое согласие Геккернов, что причиной вызова на дуэль послужила всего лишь анонимка и неоправданное подозрение поэта.
    Пушкин слово дал, но как сдержать его. По этому поводу Жуковский пишет Пушкину:"Вчера ввечеру после бала заехал я к Вяземскому. Вот что приблизительно ты сказал княгине третьего дня...: я знаю автора анонимных писем и через неделю вы услышите, как станут говорить о мести, единственной в своём роде; она будет полная, совершенная; она бросит того человека в грязь... Всё это очень хорошо, особливо после обещания, данного тобою Геккерену в присутствии твоей тётушки,... что всё происшедшее останется тайною..., что всё между вами кончено, что тайна сохранится и что каждого честь останется неприкосновенна"
    Тётушка Загряжская, организатор интриги, воспользовавшись ситуацией, нагнетает обстановку внутри переговорщиков. Зачем?  Геккерны не причастны к анонимке и лихорадочно ищут выход из угрожающей ситуации. И тётушка подсказывает: Дантесу надо жениться на Екатерине и таким образом замирить обе семьи.
    Женитьба - это не гильотина, которой боится посланник. В России дуэли запрещены, а за убийство на дуэли - смертная казнь.
    Дантес ухватился за эту идею и делает предложение Екатерине Гончаровой. Всё окончательно разрешилось 17 ноября на балу у Салтыковых, когда было официально объявлено о помолвке фрейлины Её Императорского Величества Екатерины Гончаровой и барона Жоржа Геккерена.
    Невеста -это ещё не жена. Загряжская настоятельно советует и убеждает Екатерину отдаться Дантесу, тогда у них будет возможность заставить его жениться, шантажируя мнимой или явной беременностью (как уж получится), если обстоятельства изменятся и жених передумает. Без поддержки и участия тётки на такой шаг Екатерина не решилась бы. Доказательство этого в переписке жениха с невестой: "Завтра я не дежурю, моя милая Катенька, но я приду в 12 часов к тётке, чтобы повидать Вас. Между ней и бароном условлено, что я могу приходить к ней каждый день от 12 до 2,....; но устройте так, чтобы мы были одни...  Весь Ваш, моя возлюбленная, Жорж де Геккерн."  И уже в середине декабря Екатерина признаётся жениху, что ждёт ребёнка. Свадьба назначена на 10января 1837г., когда и состоялась.
    
      Для  Е.И.Загряжской такие хорошие новости, что бальзам на душу. Её интрига удалась на славу. И она, доподлинно известно,  с облегчением выдыхает мудрые слова: "Итак, слава Богу, все концы - в воду".
    
      Пушкин с гордостью пишет брату: "У нас свадьба. Моя belle-souer Екатерина выходит замуж за барона Геккерена, племянника и приёмного сына голландского посланника. Это красивый и хороший мальчик, очень в моде, на четыре года  моложе своей невесты. Приготовление приданного занимает и развлекает мою жену и её сестёр, но приводит меня в бешенство тем, что наш дом напоминает магазин мод и белья".
     Убеждена, что поэт ещё более взбеленился , узнав , что император, осведомлённый о семейном безденежье Пушкиных, дал Натали тысячу рублей, чтобы она смогла сделать свадебный подарок сестре. Этот факт подтверждает, что отношения Николая1 и Натали были накоротке. В противном случае она должна была бы категорически отказаться.

      Женщины всегда чувствуют сердцем надвигающуюся беду.
      Израненным любовью сердцем Натали чувствовала, что теряет Дантеса. Она страдала. Облегчив душу своим признанием, она тут же забыла о страданиях мужа.
      Мысли о Жорже, который поступил с ней так подло (по её мнению), не давали ей покоя. Его имя не сходило с её уст. Она ссорилась с Екатериной и та укоряла ей, что Натали хочет разбить её брак и украсть у неё жениха. Основания так говорить у Екатерины были. В записке к невесте от 21 ноября Дантес пишет: "Нынче утром я виделся с известной дамой и как всегда, моя возлюбленная, подчинился Вашим высочайшим повелениям: я формально объявил, что был бы чрезвычайно ей обязан, если бы она соблаговолила оставить эти переговоры, совершенно бесполезные."
      Милая женщина, какие  такие переговоры, неугодные помолвленной паре, ты ведёшь за спиной мужа? Радуйся! Радуйся за свою сестру и будь благодарна, что она на свои плечи взвалила твой грех.
      Так нет же. Натали возненавидела свою сестру и эта ненависть так въелась в неё, что не покидала до конца её жизни. Никогда, никогда она не произнесёт её имя, не ответит ни одной строчкой на её письма.
      Много пишут, что Натали была очень набожной христианкой. В чём оно проявлялось? В молитвах? А где же христианское прощение и примирение, любовь к ближнему?
    
       Наблюдая свою жену, Пушкин впадал в отчаяние: "Это последние штуки Натальи Николаевны. Отсылаю её в деревню", - запишет он в дневнике.
       По личному опыту он знает, что лучшее лекарство от любви - это поменять место, где это чувство тебя достало. Но как это практически осуществить? Все его попытки увезти семью из Петербурга разбивались о несогласие царя.
       Пушкин принимает решение исключить всякие отношения с новыми родственниками - Геккернами: "Ни моей ноги, ни вашей в моём доме никогда не будет!", - заявляет Пушкин сразу после свадьбы. Это было мудрое решение и если бы Натали его поддержала, то история семьи Пушкиных была бы другой.
      
        Но Натали была в плену своих чувств.  Её поведение  в последние месяцы перед гибелью мужа - яркое тому доказательство. Она любила! Любила страстно, без оглядки. Ни дети мал-мало меньше, а Маше было всего восемь месяцев в январе. Ни страдания мужа. Ни воспитательная беседа царя: "Вы добрая женщина.... Пожалейте мужа... " Ни слезливые просьбы Геккерна: "Отдайте мне сына...!",что расценивается однозначно, как  "Оставьте Дантеса в покое".  Ничто не возымело  своего действия. Всё было напрасно. Обстановка вокруг семьи накалялась. Но она ничего не видела, не чувствовала и ничего хорошего не предпринимала.
       Любовь слепа, любовь эгоистична, любовь безрассудна. Пожар души временно затушили приготовления к свадьбе Екатерины, но ревность к счастью сестры с новой силой разбередили сердечную рану.
   
      Поведение Натали вызывало всеобщее осуждение.  Соллогуб, в "Дневнике" запишет: "В Петербурге.... в большом свете, и при дворе женщины находили её несколько странной." Странной потому, что Натали не блюла своей чести, что было так дорого для её мужа. Ещё в 1833году Пушкин писал Натали: " Ты, кажется, не путём изкокетничалась. Смотри: не даром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона....Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают  кобеля, подняв хвост трубочкой и понюхивая (...); есть чему радоваться.( ...) Было бы корыто, а свиньи будут."  А в 1836г. он напишет: "И про тебя, душа моя, идут кой-какие толки, которые не вполне доходят до меня, потому что мужья всегда последними в городе узнают про жён своих...  Нехорошо, мой ангел: скромность есть лучшее украшение вашего пола."
      
       У любви нет совести. И, потеряв всякий стыд, Натали продолжала искать встреч с Жоржем, посещая те места, где могла его видеть, слышать, с замиранием сердца чувствовать его прикосновения. Дантес с удовольствием принимал чувства первой красавицы, засыпая её комплиментами, находясь всегда рядом с ней, танцуя только с ней и всем своим видом демонстрируя, что их чувства не угасли.
      Справиться с женой Пушкину не удавалось.  Он стал дерзок с окружающими, в каждом мужчине он видел соперника, в каждом взгляде - насмешника.
      В феврале 1837 года барон Люцероде, саксонский посланник, сообщал своему правительству: "...Александр Пушкин (....) пал жертвой ревности, злонамеренно доведенной до безумия". Не сложно понять, что Натали, на протяжении совместной жизни с поэтом, капля за каплей травила ревнивое сердце мужа.
      
      Поэт добивается встречи с царём и делает ещё одну попытку убедить того о целесообразности отъезда его семьи  из Петербурга. Большой меломан, Николай1 желает иметь придворного поэта и семейные неурядицы не предлог лишать себя удовольствия видеть при дворе Пушкина и его красавицу жену. И он в очередной раз отказывает Александру Сергеевичу.
      Остаётся единственный способ - участие в дуэли, у которой только два пути: смерть или ссылка. Безысходность заставляет Пушкина на следующий же день после аудиенции с царём  написать дерзкое письмо Геккерну, надеясь на поединок. Другого объекта для дуэли на тот момент у него не было. На сей раз он твёрдо решил не отступать, не взирая на слово данное царю не драться на дуэлях.  Вот почему император  напишет князю Паскевичу 4 февраля 1837 г.: "Здесь всё тихо, и одна трагическая смерть Пушкина занимает публику и служит пищей разным глупым толкам.  Он умер от раны за дерзкую и глупую картель, им же писанную,..."
       Замечу, что Пушкин пишет барону старшему, по-прежнему оберегая честь Натали, помня предупреждение Жуковского, что отказ от дуэли с Дантесом избавит "... жену твою от совершенного посрамления...".   Геккерны же решили по-своему: Пушкин должен был явиться осмеянным мужем в глазах общества, как рогоносец. 
 Теперь Дантес бросает   вызов поэту и торопит с дуэлью.
       Друзья и близкое окружение Пушкина не заподозрили серьёзности намерения поэта. Возможно устали от его непредсказуемого поведения, от бесконечных его дуэлей без выстрела.
       Натали!? Жена была занята собой. В тот день она уехала с детьми на очередные зимние светские гулянья, оставив  мужа дома наедине с Александриной. Ей Пушкин открылся, но она пальцем не пошевельнула, чтобы остановить дуэль. А Пушкин, часто поступая опрометчиво и сожалея потом о содеянном, скорей всего надеялся, что и на сей раз всё обойдётся без выстрела. Не обошлось. Пушкин затаил обиду на Александрину и с этим чувством ушёл на тот свет, не пожелав проститься с ней перед смертью. Со всеми, кроме неё!
        Выстрел оказался последним и не совместимым с жизнью. Умирал поэт в муках в окружении друзей.
        А где же его любимая жена? Где его "ангел"? Почему её нет у постели раненного супруга? Почему она появляется только на его просьбу: "Позовите жену!" Это же так естественно - женщина,  ухаживающая, выхаживающая больного: "Не уходи! Не оставляй меня любимый!"  Почему она не дежурит у его постели, не согревает своим дыхание его холодеющие руки, не шепчет ему признания в любви, пускай не совсем искренние, но такие необходимые ему сейчас. Разве он не  из-за этого стрелялся?
       Сердце Натали разрывается от страха. Зачем он это сделал? Зачем?! Ведь во всём, во всей этой трагедии обвинят её. Только её! А Дантес? Что теперь будет с ним?
       Императрица Александра Фёдоровна написала о состоянии Натали графине С.А.Бобринской 3О января 1837 г. "Эта молодая женщина возле гроба, как ангел смерти, бледная, как мрамор, обвиняющая себя в этой кровавой кончине, и кто знает, не испытывает ли она рядом с угрызениями совести, помимо своей воли, и другое чувство, которое увеличивает её страдания. Бедный Жорж, как он должен был страдать, узнав, что его противник испустил последний вздох..."
      
       Не к Натали были обращены последние слова поэта, не она наложила персты на веки его, не одарила она и  холодные, но ещё трепещущие губы мужа прощальным поцелуем.
       "На вынос тела из дому в церковь Наталья Николаевна Пушкина не явилась, от истомления..."
                Княгиня В.Ф.Вяземская по записи Бартенева.
      
       "От глубоких огорчений, от потери мужа, жена Пушкина была больна, она просила государя письмом дозволить Данзасу проводить тело её мужа, до могилы, так как по случаю тяжкой болезни она не могла исполнить этого сама."

       Бедный Пушкин! Ни одна из твоих сто тринадцати любовей, не соизволила провести тебя в последний земной путь! Не захотела  отдать тебе последние почести и твой "добрый ангел". А я всё ждала и надеялась. А вдруг, в последний миг, появится женщина в чёрном и окропит слезой твоё последнее пристанище.
      Александр Сергеевич любил и умел красиво и элегантно одеваться. В последнее время он выглядел как барин. Новый фрак. Новый мундир.
      Обидно и горько читать воспоминания очевидцев, как разнаряженная первая светская красавица позаботилась об убранстве покойника - "Солнца русской поэзии".
      
      "29 янв. 1837 г. я зашёл поклониться праху поэта. (....) На руках у покойного положен был простой образ, без всякого оклада и  до того стёртый, что никакого изображения на нём нельзя было в скорости разглядеть; платье было на Пушкине из чёрного сукна, старого фасона и очень изношенное. В ногах дъячок читал Псалтырь. Катафалк был низкий и подсвечники весьма старые...".
                Бар. Ф .А. Бюлер.
      "Тело покойника сплошь прикрытое белым крепом, было почти всё задёрнуто довольно подержанным парчовым палевым покровом, по-видимому, взятым напрокат от гробовщика или из церкви..."
                В. П. Бурнашев

      На девятый день после смерти мужа, Пушкина уехала в Калужскую губернию в сопровождении братьев и сестры. По дороге останавливались в Москве, где её ждал старый и больной Сергей Львович Пушкин, одинокий, недавно схоронивший жену. Натали не пожелала его видеть, отделавшись запиской от Александрины, что она больна.
      Не пожелала она разделить горе отца, не упала ему на грудь, не уважила старика. Не раскаялась! Она так и осталась в своём бессердечном упрямстве:" Я ни в чём не виновата!", как бы отгородившись от Пушкиных, не написав за всю свою оставшуюся жизнь ни единой строчки воспоминаний о своём гениальном муже.
      Странная женщина, странная...

    
     P.S 180 лет назад погиб наш Вечно живой Пушкин.  Да будет Солнце русской   поэзии светить в веках!

     26. 01. 2017 год