Красная действительность коммуниста Джона Фукса

Сергей Буханцев
Мистер Фукс был капиталист. Он делал деньги, большие деньги – и при этом эксплуатировал трудящихся. Он очень много ел и пил и был толст. Неудивительно, что он заболел. И заболел он не одной, а сразу многими болезнями. И понял он, что дни его сочтены, позвал к себе юного своего отпрыска – Джона, и сказал ему:
– Джон! Я умру! Но ты продолжишь моё дело!.. Помни, что папа твой – был капиталист, не забывай об этом, сынок!.. Я хочу, чтобы ты тоже был капиталист!.. Копи деньги, накопи много-много денег и разбей всех своих конкурентов!.. Удачи тебе, Фукс!..
И старый Фукс умер, а юный Фукс остался. Похоронили капиталиста. Положили магната и заправилу в большой чёрный гроб, и поглотила его земля. Погоревал немного юный Фукс, да и за дело принялся.
Плохо воспитал папаша Фукс своего отпрыска. Джон Фукс связался с «красными», вступил в коммунистическую партию, стал другом рабочего класса. На его заводах и фабриках не обижали пролетариат, как у других капиталистов. И невзлюбили его за это конкуренты, стали ему вредить всякими способами, но Джон Фукс хорошо знал своё производство, прочитал много ценных и полезных книг и знал, как бороться с недоброжелателями. Его настольной книгой была книга Маркса «Капитал», а это кое-что значит... В общем, встал он на путь добра и думал больше о других, чем о себе. Решил даже в сенаторы податься, а оттуда – ещё куда повыше...
Однажды вечером Джон собирался уже лечь спать. Он отложил в сторону какую-то научную книгу, снял очки, встал из-за стола, потянулся, зевнул. И вдруг... увидел, как отворяется дверь в его комнату. Не успел он спросить: «Кто это там?..», как дверь открылась и он увидел своего умершего отца. Джон схватил со стола очки, надел их и убедился в том, что перед ним действительно стоит отец, покойный мистер Фукс. Покойник подошёл к столу, за которым только что сидел Джон, и опустился на стул. Вид его был очень огорчённым. Джон ещё не пришёл в себя от изумления, он стоял и смотрел на отца, когда тот заговорил.
– Джон! – сказал покойник мрачным голосом. – Твой отец пришёл к тебе с того света, чтобы сказать тебе, что он недоволен тобой! Да! Я тобой недоволен!.. Ты записался в коммунисты – и это добром не кончится, а кончится тем, что весь капитал пойдёт на голодранцев, на этот рабочий класс!.. Я верил в тебя, я оставил тебе такой большой капитал, который я сколотил на протяжении всей своей жизни! Ты ведь знаешь, что я родился в бедной семье, но я приложил нечеловеческие усилия и вышел в люди!.. И теперь, после своей смерти, я вижу, как ты обращаешься с моими деньгами – и сердце моё разрывается от горя!..
– Что тебе от меня нужно? – прервал речь покойника Фукс-младший.
– Я хочу, чтобы ты стал настоящим капиталистом и не позорил меня! – зашипел, как гремучая змея, покойник.
Джон Фукс подумал и сказал:
– А читали вы Маркса?..
– Не читал я Маркса, некогда было! – вскипел призрак.
– А вы почитайте!..
Разозлился от таких слов пришелец с того света и говорит:
– Любишь всё красное! Вот и попадёшь в Ад!.. Там тоже всё красное!.. Проклинаю тебя!..
И исчез призрак, а Фукс остался в глубокой задумчивости. И проклятие, обрушившееся на него, не выходило из его головы...
И вот приснился ему сон и в том сне всё было красное, как будто он на всё смотрел через красные очки. Потом на следующую ночь тоже ему приснился красный сон, и на третью ночь опять ему приснился красный сон, и на четвёртую. И отныне всегда ему сны снились только в красном свете... Но это ещё не всё – постепенно и явь Джона Фукса начала окрашиваться в красный цвет. И вот – полностью окрасилась...
Но и это ещё не всё. Вместе с тем, как реальная действительность преобразовывалась, сменяя все свои цвета и оттенки на один, на красный цвет, вместе с этим и устройство общества, в котором жил Джон Фукс, преобразовывалось в лучшую сторону – и вдруг совершенно стало идеальным!.. Странное дело – в Америке обосновался коммунизм! В других странах царствовал ещё недоразвитый социализм, а кое-где ещё не умер и капитализм, дряхлый пережиток прошлого, а в Америке – представьте себе! – образовался коммунизм!.. Разумеется, этот сногсшибательный скачок не прошёл для Джона Фукса даром – он перестал быть владельцем фабрик и заводов и всех прочих доходных предприятий. И стало ему на душе легко. «Вот и дождались мы того, к чему стремились!» – думал он...
Стала Америка подтягивать к себе все отстающие страны, объявила лозунг: «Долой анахронизм – социализм!» Но не тут-то было!.. Некоторые страны упорно не хотели выходить из состояния социализма.
– Нам, – говорят, – это не выгодно!..
– Как это так? – спрашивают американские суперкоммунисты. – У нас коммунистическое общество и мы полностью довольны, теперь только остаётся штурмовать Космос и вы-ходить на связь с инопланетными цивилизациями!.. А вы до сих пор топчетесь на месте, боитесь оставить старые вериги!..
– Вот и штурмуйте Космос! – говорят социалистические страны. – А в наши дела не вмешивайтесь! И вообще, не нравится нам ваш коммунизм! Неправильный у вас коммунизм! Вот когда у нас будет коммунизм – будет самый тот, самый научный, самый коммунистический, самый гуманный!..
Ну – и прения всё в том же духе!.. В мире – раскол! Некоторые капиталистические страны решили даже обмануть окружающих и тоже назвались коммунистическими. А одна какая-то азиатская страна, где был кровавый диктаторский режим, основанный на расстрелах патриотов, провозгласила себя сверх-коммунистической державой на смех всему миру!.. Ну, а сущность-то первобытного строя не замаскируешь!.. В общем, начались в мире разные поползновения, искания, – нашлись даже такие деятели, что ратовали за восстановление первобытнообщинного строя и требовали выделить для тех, кто хочет жить в первобытных условиях, изрядные территории в Азии, Африке и Латинской Америке. А некто даже высказались за то, чтобы на территории Западной Европы устроить большой естественный заповедник, в котором всё надо оставить в неприкосновенности на века и тысячелетия. В этом тоже была зарыта какая-то политическая собака, но так никто и не понял, что, собственно, за этим стоя-ло, какая, собственно, программа, а поэтому решили, что тут Утопия в новом каком-то смысле... Но не в этом дело, а в преобразованиях, охвативших мир!..
Джон Фукс видел всё в красном цвете, все флаги для него были красные, все люди, все помыслы людские – всё было окрашено для него в красный цвет... Откуда ни возьмись – объявились братья по разуму из других Галактик, тоже коммунисты. Началось сотрудничество с инопланетянами... А тем временем и назрел вопрос об объединении всех стран, всех земных государств в одно целое – и перспективы открывались самые отрадные!.. Не об этом ли должен был мечтать всю свою сознательную жизнь Джон Фукс, впрочем, как и любой коммунист!..
Но случилось вслед за этим вот что с Джоном Фуксом. Как-то вечером, после встречи с коммунистами-инопланетянами, вернулся он к себе домой, к своей семье, уединился в спальне – и вдруг предстал перед ним уже во второй раз призрак его покойного отца.
– Ты думал, мой Джон, что я оставил тебя навеки? – со злобой произнёс он. – Нет!.. И вот я снова перед тобой!..
– Вижу, что снова передо мной! – усмехнулся Джон. – Ну и что?..
– Ты всё видишь в красном свете? Не так ли? Так вот, знай! Это я всё подстроил!.. И теперь ты увидишь правду, какой она есть!..
И исчез призрак. И перестал Джон Фукс видеть жизнь в розовом свете, исчез красный цвет!..
Снова он стал капиталистом, хоть и хорошим, но капиталистом. И не было никакой коммунистической Америки... Приуныл было сначала Джон Фукс, огорчение подступило к его сердцу – хоть руки на себя накладывай. Но не бывает, вправду говорят, худа без добра. И теперь нашлась в положении Джона Фукса хорошая сторона. Какой-то внутренний голос сказал ему: «Это не беда!.. Ты видел будущее и теперь знаешь, как теперь быть и что теперь делать! Ты знаешь, каким должно быть будущее и к чему надо стремиться!..»
И подивился Джон Фукс тому, что он видел в красном цвете, и сказал вслух:
– Эх, глупый призрак! Хотел ты меня сбить с толку, а навёл на истину, которая мне была нужна!.. Вот тебе за это спасибо!..
Только сказал он это, как в третий раз появился призрак покойного мистера Фукса.
– Ах, так! – вскричал, скрежеща зубами, призрак. – Ты рад!?. Ну тогда я навсегда надену на тебя розовые очки!..
– Чего же может быть лучше! – рассмеялся Джон Фукс и снова стал видеть всё в крас-ном цвете, а недовольный призрак, тень его отца, исчез – и больше уже никогда не появлялся...
И с тех пор Джон Фукс видит всё только в красном цвете – и очень счастлив от того, что видит, каким стал мир...
Да и всякий на его месте, наверное, был бы счастлив, по крайней мере – всякий, кто живёт не одним днём, а уже сегодня пытается представить себе то, каким оно будет в действительности – будущее, и живёт для этого будущего, делая всё для того, чтобы оно скорее наступило...
19 марта 1980 г.

P.S.
Затронутая мною в этой сказке проблема различия государств с одним и тем же вроде бы политическим строем – не случайна. Она занимает меня давно... Порою мне кажется, что социализм не менее консервативен, нежели капитализм, когда его существование начинает слишком затягиваться. У теоретиков коммунизма на бумаге всё логично, убедительно и про-сто, но и они, эти великие гении диалектического материализма, не могли предусмотреть все-го. Сама жизнь предлагает нам такие мудрёные задачи, перед которыми, наверное, спасовали бы философы прошлого, обосновавшие теорию постепенного перехода социализма в коммунизм...
Социализм, несомненно, более гуманная и передовая общественная структура в нашу эпоху, но для того, чтобы перейти на ещё более высшую ступень общественного развития, понадобится коренное переустройство многих основ современного социализма, ломка – и весьма болезненная притом! – укоренившихся традиций и отношений между людьми, а это, я полагаю, сопряжено, может сказаться, как это ни странно звучит, с новыми революционными потрясениями...
9 июня 1985 г.