Чудиновы. Предисловие

Владис
                ЧУДИНОВЫ
                (роман)

Предисловие

Сейчас, как перед новым разбегом, нам придется немного «отойти от планки настоящего», и погрузиться в тот мир, где я и сам никогда не бывал… так что станем первооткрывателями своего прошлого, которое свито из многих тесемок конкретных жизней, которые почему-то пересекаются, иногда на время сближаются и даже соединяются… но постепенно становятся тоньше и тоньше и так исчезают из нашего мира, оставив лишь память, которой и доверять-то серьезные вещи опасно – вечно какая-то у ней путаница: то события переставит, то имена спутает, не говоря уже о годах и местах, о которых будет идти речь. Отрывочность – самая характерная черта человеческой памяти, мы помним вроде бы все, но все – по частям, ко кусочкам, по «файлам», сохранившимся где-то в архивированной ее структуре… а они то – сами вылезают, то – не дозовешься…
Я хотел бы пригласить вас на далекую для большинства и для меня тоже сибирскую реку Енисей, где уже более двух веков существуют (и поныне, как ни странно), люди с фамилией Чудиновы… вот о началах этого рода я и постараюсь рассказать в следующих зарисовках.
Чудиновы как старообрядцы были жестоко согнаны со своих обжитых мест, где они все имели… их дорога с февраля по октябрь прошла почти по одной параллели и закончилась на берегу Енисея, где их просто бросили стражники, торопящиеся до зимних «диких» морозов добраться до Урала…
Это было примерно в районе 1730 г…
В этой связке было два брата Чудиновых – Пров и Фрол, причем о первом мне неизвестно ничего, кроме факта его существования. А второй – Фрол и стал собственно зачинателем династии сибирских Чудиновых. Ему не было еще сорока лет, физически очень крепок, поэтому он почти сразу стал организатором поселения на островах.  Два «чудиновских» острова существуют и сейчас, но их географические наименования мне неизвестны.
Одна из трудностей отслеживания родословной, это – «исчезновение» женских продолжений, тут могли быть смены фамилий, были случаи вторичных браков, хотя они и не приветствовались… У меня есть набросок «генеалогического древа», составленный рукой бабушкиной сестры Ии Ювенальевны Семеновой, других оснований нет, так что я сразу хочу сказать, что буду пользоваться ее некоторыми записанными, а также устными рассказами о прошлом рода Чудиновых. У нас было много времени для общения с ней в «учительских палатках», где я бывал каждый год в конце 60-х годов, где вечернее комарье нас загоняло в палатки, которые закрывались уже при солнце, и дверцы открывались очень редко, лишь по необходимости…
У меня тогда были два друга – это Костя Теплов и Миша Силов, Миша – мой ровесник, а Костя – лет на 5 помоложе… вот с ними мы и слушали эти ее вечерние рассказы о прошлом… Жаль, что не было возможностей, да нам и в голову не приходило, чтобы записать их. А память оказывается не так сильна  у человека, да и рассказы не представляли сплошной полосы фактов, а были кусками из жизней людей, которых она помнила в реальности или также вот – по рассказам…
Поэтому я прошу отнестись к моим попыткам уже вторичного пересказа с пониманием, если вдруг (иногда чудеса случаются) кто-то из Чудиновых или продолжателей их рода что-то сможет уточнить или дополнить, я буду только рад… Мне уже встретилась одна Чудинова, но что знает или помнит ее муж или его родственники, и вообще из тех ли они Чудиновых, осталось невыясненным.