3. В гостях

Лана Невская
Рассказ третий  " В гостях"  (из сборника "Ольга Николаевна")

Начало см. "Бабуля"

Через  несколько дней после  последней встречи на детской площадке я решилась позвонить Ольге Николаевне и напросилась к ней в гости. Она, как мне показалось, даже обрадовалась моему визиту, хотя я была готова получить отказ: не каждый в таком положении испытывает желание принимать гостей  - все-таки дело это хлопотное.
У меня было еще   минут 10 времени до назначенного срока,  поэтому я, не торопясь, шла по бульвару в направлении дома и пыталась продумать схему разговора, чтобы не наскучить хозяйке и не обидеть ее излишней назойливостью или нетактичными вопросами.  Но, когда я зашла в квартиру, и увидела хозяйку в элегантном  домашнем костюме,  с  аккуратной прической  и в уютных тапочках, да еще  с радушной улыбкой –  то сразу выбросила из головы все заготовки, потому  что жалость, в  данном случае, оказалась совершенно неуместна. Ольга Николаевна сидела  в кресле около окна с ноутбуком на коленях и, видимо, работала над текстом.

Она радостно улыбнулась в ответ на мое приветствие и сказала:

- Как хорошо, что Вы нашли время навестить меня! Я всегда рада гостям, но они бывают у меня не часто, и  Ваш приход  - просто праздник для меня!
Увидев  на моем лице некоторое смущение, она поспешила заверить , что  не будет докучать мне длинными разговорами и чтением своей писанины, хотя именно она меня и интересовала больше всего. 

        Перед визитом я поискала в Интернете ее рассказы, но компьютер упорно подсовывал мне всякую рекламу и прочую чушь – все, .кроме  нужных рассказов. Поэтому я  скоро бросила эту бесполезную затею и пришла прямиком к автору.
Ольга Николаевна пригласила меня к накрытому чайному столу. Налила чай.  Предложила домашнее печенье, аромат которого витал по всей квартире, и стала расспрашивать обо всех наших новостях. Я с удовольствием рассказывала, спрашивала ее о Егорке,  отношениях в  ее новой семье, и все никак не могла перейти к главному: как она жила раньше, кто были ее родители,  муж. Может, ей  будет больно вспоминать то время, когда она была молодая и здоровая, имела семью и планы на будущее. А потом все раз – и … одиночество и инвалидное кресло.
Наконец, я решилась:
- Ольга Николаевна! Вы москвичка? Кто были Ваши родители? Расскажите немного о себе! Вам уже вполне можно писать мемуары: сколько событий за жизнь произошло, сколько разных  интересных людей встретили – есть, что вспомнить! И о Сереже с Егоркой  - тоже. Кстати, а кто Вы по профессии? Случайно не педагог? Вы так терпеливо общаетесь с Егоркой!

- Вы меня просто засыпали вопросами! Вам действительно это интересно?
- Конечно, интересно! Жизнь любого человека состоит из множества событий, каждое из которых кому-то интересно, потому что он там  сам задействован. А про себя читать всегда интересно, особенно, когда эпизод касается давно минувших дней! – обрадовалась я.
- Ну, смотрите! Не я начала этот разговор. Если будет скучно – скажите. Я ведь и начала писать потому, что интересных людей и событий было много, от безделья стала вспоминать молодость,  и захотелось написать об этом  времени  - .для Егорки, для Сергея.  Может быть,  им это будет интересно. А ведь неплохо мы жили, согласитесь! – задорно воскликнула Ольга Николаевна.
Она лихо развернулась на своем кресле, подъехала к письменному столу и взяла стопку листов, лежащих на принтере:
- Вот,  горяченькие! Только вчера закончила один рассказ. Если хотите – прочитаю! – и она пролистала материал,  словно хотела удостовериться, что все страницы на месте. Затем надела очки, поправила стопку листков, развернула кресло так, чтобы свет падал на текст, и начала читать.

                КАК Я ПОСТУПАЛА В ИНСТИТУТ
               
В этот дом мы переехали давно, целых 45 лет назад! Для человека – это больше половины жизни, да и для здания тоже немало.  Я прожила там всего шесть, до замужества, но он навсегда остался в моей душе как родной, родительский дом,

        В тот год я окончила школу и готовилась к вступительным экзаменам в институт. Я лежала на лоджии на большом диване с  учебником  в руках и пыталась хоть что-то вложить себе в голову за оставшийся до экзамена  день. Лето было жаркое,  и хоть лоджия была на северной стороне, в тени, я просто изнывала от июльской жары,  и  в голову не лезли никакие события  и даты из толстенного учебника по истории средних веков.

-  И как можно за несколько дней не только прочитать, но запомнить всех эти своих и чужих царей и цариц, годы их царствования, все их преобразования и преступления, их интриги и войны, победы и поражения!
Это надо всю жизнь изучать все перипетии жизни одного царя, тогда, может, что-то о нем и запомнишь. Как жарко!  Нет! Это невыносимо – тратить лето на этих царей!- вела я внутренний монолог.

А за окном - июль. Жара. Асфальт плавится под ногами. Хочется на пляж, в воду,  полежать в лесочке на травке, съесть мороженое, наконец!
- Ну, почему на экономический факультет  Плехановского института надо сдавать историю? – снова внутренне заныла я. – Экономическую географию СССР – это еще понятно! Но историю древнего мира и средних веков, - кому только в голову взбрело! Их бы самих посадить сейчас про этих царей зубрить,  и про их походы дурацкие – дома им не сиделось! Острых ощущений захотелось! – продолжала я бубнить.  - А про этих неандертальцев – питекантропов доисторических! Можно подумать, что они очень сильно повлияли  на развитие экономики СССР второй половины двадцатого века!
Просто бред какой-то! 

Хорошо, хоть физику не сдавать! Магнетизм и оптика, трение и электромагнитное излучение, трансформаторная катушка , всякие сопротивления, силы тока и прочие напряжения – я бы просто не смогла дотащить все эти знания до преподавателей института, поскольку в голове  у меня они надолго не задерживались: дай Бог- до следующего урока не расплескать!
Поэтому институт я выбирала очень оригинальным способом:
Открыла справочник «Для поступающих в ВУЗы»  и честно пролистала его от корки до корки.
Сначала я выписала на листочек все институты, где я, в принципе, хотела бы и могла учиться – по названиям, конечно!
Потом пробежалась по этому списку и вычеркнула те, где ни один факультет мне не понравился (тоже по названию, конечно!).

Следующим заходом  я отсекла железной рукой все факультеты, где надо сдавать физику на вступительных экзаменах – ее я не любила больше, чем историю. Ну, не повезло мне с учителями физики и истории . И несмотря на пятерки в аттестате по этим предметам, я больше никогда  в жизни  не хотела ими заниматься!

Зато математику я обожала! Причем, - все ее разделы: и  арифметику, и алгебру, и геометрию, и тригонометрию, и что там еще было!  Я с упоением играла формулами, наслаждалась преобразованиями  чисел и выражений, помнила наизусть кучу формул по тригонометрии. И когда после всех манипуляций в заданном выражении все  благополучно сокращалось,  и в ответе получалась единица – я была счастлива! И все это благодаря прекрасному математику Татьяне Ивановне Троицко, Которая преподавала у нас математику в старших классах.
  Невысокая,  спокойная,  говорила тихо – нам приходилось прислушиваться, поэтому в классе всегда была рабочая тишина. Она никогда не изводила класс мучительным ожиданием, когда один отстающий страдает у доски, а остальные 42 ученика изнывают  от безделья и ждут, чем закончатся его муки. Она пускала по рядам свою общую тетрадь с примерами и задачами и, не отходя от стола, говорила, кому какой номер решать, а потом проходила по рядам, , проверяла ответы, давала новые задания, а в конце урока всем ставила оценки. И класс был занят,  и оценок у всех было много – поэтому никто не дрожал, что его вызовут, и успевали мы на уроке много, и с отстающими  учениками преподаватель мог заниматься хоть целый урок, пока не вдолбит ему материал. Поэтому математику у нас любили все.
 
На следующем этапе своей  «научной работы»  я выбрала те факультеты, где первым и основным предметом  на вступительных экзаменах была математика: поскольку у меня была медаль, то были шансы отделаться одним экзаменом на «отлично» - и я студентка! И гори они огнем, все эти истории и географии!
Затем к математике приложились другие предметы, к которым я относилась лояльно: география, английский, сочинение, Но история была почти везде, и мне пришлось с этим смириться.

На последнем этапе я определила престижность института и его расстояние от моего дома – ездить пять лет за тридевять земель мне не очень хотелось!

И вот, после всей этой титанической работы на листочке остались: Иняз  - куда без лохматой руки не попадешь – убираем!
Финансово-экономический и  Статистический – тогда мне показалось это слишком нудным в будущем,
и Плехановский – с тремя факультетами: экономика промышленности, бухгалтерский ( он тогда был совершенно не престижный. Туда можно было попасть, если не добрал баллы на другом факультете. Хотя именно эта профессия помогла мне выжить в лихие  90-е! И третий – общеэкономический. По названию было  трудно определить, чему там учат – поэтому я его вычеркнула.

И вот так, методом исключения, путем большой аналитической работы, я остановила свой выбор на  факультете экономики промышленности Плехановского института.
Его  дополнительным достоинствам  явилось то, что срок обучения составлял всего 4 года,  и выпускали там просто экономистов, а не инженеров-экономистов. Поэтому в учебном плане не было технических предметов,  а главное – черчения, об ужасах которого я уже была наслышана от старшекурсников технических ВУЗов. Гоняли их с этими чертежами по несколько раз, они  ночами чертили  эти огромные листы, да еще на защиту диплома надо было кучу чертежей делать. К черчению у меня  было отношение прохладное, поэтому перспектива проводить ночи за чертежной доской  меня не вдохновляла.

Учеба всегда давалась мне без особого напряжения. Я училась ровно по всем предметам, даже по тем, которые не очень нравились.   
Наверное, это плохо, когда к окончанию школы тебе совершенно все равно, куда пойти учиться, и ВУЗ приходится выбирать таким оригинальным способом, но я действительно не имела никаких особых предпочтений.

Да, я всегда хорошо писала сочинения по литературе, не имела проблем с русским языком – ошибки я чувствовала каким-то внутренним , десятым чувством, запоем читала художественную литературу, но это совсем не означало, что я хотела бы стать профессиональным литератором, журналистом или преподавателем литературы.
 
Да, мне нравилась математика, но я прекрасно понимала, что делать ее смыслом своей жизни я тоже не хочу. А чего хочу – не знала вовсе. Раз надо иметь высшее образование – значит, придется куда-то идти учиться!  А там, через пять лет, видно будет. Тем более, что экономисты в ту пору были очень востребованы, и конкурс на выбранном мной факультете составлял 8 человек на место! Это ведь как-то характеризует тенденцию спроса на специалистов.
Расположен институт в центре, между Павелецкой и Добрынинской , ехать от дома мне всего 35-40 минут. Красота! Берем, заверните!

И вот теперь я грызла эту историю средних веков и чувствовала, что она упирается всеми четырьмя лапами и никак не хочет влезать мне в голову. Два дня назад мы сдали письменную математику. Вроде я все решила. Но в одном примере по тригонометрии у меня получился отрицательный ответ. Мне почему-то казалось, что на экзаменах не должно быть таких ответов. Я перепроверила несколько раз: нет, все равно минус вылезает! Сдала работу, а на душе кошки скребут: вдруг ошибка. И поэтому не лезет  в меня  сейчас  никакая  история!  Все мысли только о математике: ошиблась или нет? Я уже четко понимала, что готовилась серьезно я только к математике. Если не «пять»  -  остальное можно не сдавать, больше трояка не получу.
И вот с такими грустными мыслями,  накануне экзамена по истории . я отправилась в институт за экзаменационным листом. в котором уже должна была стоять оценка по математике.
Захожу в деканат, называю фамилию, получаю экзаменационный лист, выхожу в коридор, подхожу к окну и… не могу открыть его – так боюсь увидеть оценку
Потом немного успокоилась, положила лист на подоконник и стала потихоньку открывать первый лист и заглядывать сбоку – хоть хвостик оценки увидеть! Зрелище,  видимо, было душераздирающее!
Наконец я решилась взглянуть на оценку: там стояло «отлично»!

Издав какой-то нечленораздельный звук телячьего восторга, я поскакала обратно в деканат, чтобы напомнить им про медаль и  на этом основании – полное отсутствие необходимости моего дальнейшего участия  в процессе экзаменационного отбора.
Меня поздравили с поступлением и отпустили отдыхать  до  конца экзаменов. Прыгая от радости,  я полетела звонить папе на работу, чтобы сообщить ему последние  новости, поскольку маму с братом я еще за неделю до экзаменов отправила на дачу к маминой подруге, чтобы своими вздохами не действовала мне на нервы.
  Счастливый и гордый,  папа пошел на почту и дал маме телеграмму (мобильников тогда еще не было):
- Наше дело правое, мы победили!
И надо же было такому случиться -  телеграфистка случайно ошиблась на одну палочку, по доброте душевной приписала лишнюю к самой последней букве: вместо «и» поставила «м», в результате телеграмма приобрела совершенно другой смысл и чуть не довела маму  до инфаркта.  Неужели нельзя было без выкрутасов просто написать:
- Сдала на «пять», уже студентка, поздравляю! – и все понятно, и никакого будущего времени.
- Значит, не «пять» а что? Почему не написал оценку? Наверное, трояк! Теперь сдавать все экзамены, а она ничего толком не учила! Теперь не доберет баллы – и все! – причитала мама где-то глубоко внутри и пила валокордин.
Потом она пошла  на переговорный пункт, выяснила истину, успокоилась, и даже отпустила меня с подругой к ней на несколько дней «с ночевкой», чего раньше мне никогда  не позволялось.

Так завершилось мое первое серьезное испытание  на прочность.

                О.Н.

Ольга Николаевна закончила читать, и сидела, молча дожидаясь моей реакции на произведение. Я тоже молчала, вспоминая свое поступление, и улетела мыслями куда-то очень далеко.
- Ну, как? Что скажете? Чаю еще хотите? – задала она сразу несколько вопросов.
Очнувшись от воспоминаний, мы с удовольствием обсудили  написанное, договорились о новой встрече, а от чая я отказалась – пора было уходить, а к Ольге Николаевне пришел массажист.
Но от одного вопроса я все-таки не удержалась:
- Скажите, а кто готовил этот стол, напек такого вкусного печенья? Неужели – все сами7
- Ну, что Вы! Сама я так еще не смогу! – засмеялась Ольга Николаевна.
Это моя соседка, Галина Александровна, - необыкновенная женщина1 Она так мне помогает – не знаю, как она все успевает? Вот и  печенье успела испечь!
А вообще – везет мне на хороших людей! – добавила она. – Вот придете в следующий раз – напишу про нее.  Пусть все знают, кто рядом живет! - и протянула мне печатный экземпляр своего, только что озвученного,  рассказа:
        - Возьмите на память! Вы - мой первый живой читатель! Надеюсь, что не последний!
        - Ну, уж тогда и автограф оставьте! Все-таки я первая! - улыбнулась я.
        - С удовольствием! - и она размашисто расписалась на первой странице.    - Но это - только для Вас! Для всех остальных я остаюсь по-прежнему О.Н. -               
И мы расстались с Ольгой Николаевной на неделю, вполне довольные друг другом: я нашла  в ней интересного человека и собеседника, а она во  мне – благодарного слушателя и читателя.
               
                продолжение следует...


04 января 2014 года