Декабрист А. Н. Луцкий

Геннадий Жеребцов
(Некоторые уточнения биографии)

Декабрист Александр Николаевич Луцкий не являлся  членом тайного общества, но принял активное участие  в восстании на Сенатской площади в составе лейб-гвардии Московского полка. Когда на толпу народа, собравшегося вблизи восставших, с криком «Разойдись!» налетел конный жандарм, Луцкий нанёс  штыковой удар его лошади. После разгрома  восстания он арестован, казнь ему заменена вечной каторгой.  Дважды, в 1828 году ив 1831 году, он совершал побеги (1), но его водворяли на каторгу, которую он отбывал в Нерчинском Заводе, Зерентуйском и Култуминском рудниках отдельно от других декабристов. После их амнистии в 1856 году о А.Н. Луцком забыли, амнистирован он был только в сентябре 1858 года. Пытался с семьёй выехать на свою родину в Новгородскую губернию, но дальше Иркутска уехать Луцким не удалось – кончились  выданные ему прогонные деньги. В 1860 году он вновь вернулся в Забайкалье и поселился с семьёй в городе Нерчинск, где и умер.

В декабристоведческой литературе рядом с его именем всегда стоит эпитет «забытый декабрист», а потому я позволю себе не согласиться с утверждение известнейшего знатока жизни старой Сибири и Забайкалья Е.Д. Петряева, что А.Н. Луцкий, как и другие старожилы края (М.А. Бестужев, И.И. Горбачевский, М.К. Кюхельбекер и другие) оставили у забайкальцев долгую и благодарную память. Забыли о нём и исследователи. В XIX веке о Луцком упоминал в своих бумагах И.В. Багашев, но они были неизвестны историкам. Другие о нём вообще молчали. С начала 1961 года известна дата кончины декабриста – 24 февраля 1882 года. Умер в Нерчинске, где жил с 1860 года, то есть более двадцати лет.

В это время там проживал известный краевед М.А. Зензинов, который умер там же на четыре года раньше Луцкого. Он писал о встречах с братьями Бестужевыми – в Селенгинске, С Д.И. Завалишиным – в Чите, с А.И. Вегелиным – в  Сретенске, С М.А. Бестужевым и И.И. Горбачевским – В Петровском Заводе и Нерчинске. О А.Н. Луцком же, жившем тут же в Нерчинске, у него сведений нет.

В 1879 году на жительство в Нерчинск приехал после отбывания каторги «нечаевец» А.К. Кузнецов. Он «собирает коллекции, делает наблюдения, завязывает знакомства и делает снимки различных мест и лиц с краеведческой целью» (2). Но у него так же нет ни строчки, ни единой фотографии о Луцком. Что кроется за этим?

В канун 100-летия со дня восстания декабристов читинские исследователи А. Харчевников, М. Азадовский, П. Головачёв, В. Гирченко, Н. Томилин и А. Эпов не называли Луцкого в подготовленном сборнике «Декабристы в Забайкалье», его имя отсутствовало и в приведённом списке декабристов, оставшихся на поселении в Забайкалье после каторги.

Только иркутянин Б.Г. Кубалов в том же 1925 году в своей книге «Декабристы в Восточной Сибири» первым из прочих посвятил этому декабристу отдельный очерк, описав историю его побегов в каторги.

В 1953 году статью о А.Н. Луцком написал читинский краевед И.М. Давидович и отдал Е.Д. Петряеву для публикации в выходившем в то время в Чите альманахе «Забайкалье». Однако этот материал, подготовленный  по документам государственного архива Читинской области (ныне – Забайкальского края), так и остался в рукописи (3).

В дальнейших материалах о Луцком, появлявшихся в местной печати, за исключением одной - двух публикаций, стали наблюдаться перепечатки из названных работ Кубалова и Давидовича и даже допускаться вымыслы.

*   *   *

В декабре 1989 года мне попался на глаза очерк доктора исторических наук Е.А. Луцкого «Член Военного Совета» (4) о своём отце Алексее Николаевиче Луцком (1883-1920), видном деятеле революции и гражданской войны в Сибири и на Дальнем востоке. Тогда передо мной впервые встал вопрос о связях этого Луцкого с декабристом Луцким.

Дело в том, что ещё в 1961 году читинский историк В.Г. Изгачёв в статье «Декабрист Луцкий» (5) впервые высказал (цитирую): «Предположение недостаточно, правда, проверенное, что известный на Дальнем востоке коммунист Алексей  Николаевич Луцкий, сожжённый в 1920 году в паровозной топке, был внуком декабриста Александра Луцкого».

Буквально сразу же против этого предположения попытались через областную печать выступить нерчинцы В. Киргизов и К. Белоусов (копия письма  хранится в фондах Нерчинского районного музея), нов газетной публикации «Ещё о декабристе Луцком» (6) фраза, что «сожженный японцами коммунист Алексей Николаевич Луцкий внуком  декабриста А.Н. Луцкого не был» оказалась выправленной.

В.Г. Изгачёва активно поддержал Е.Д. Петряев и в своих книгах «Впереди огни» (1968 год) и «Живая память» (1984 год) писал: «Здесь же (в Нерчинске – Г.Ж.), как говорили старожилы, учился внук (а, может, правнук) декабриста Алексей Николаевич Луцкий, один из видных руководителей борьбы за советы на Дальнем Востоке, погибший в 1920 г.». Он даже пытался  приписать из-за схожести звучания фамилий родство к декабристу семьи горнозаводских служащих Луцкиных, проживавших в Петровском Заводе. Подкрепить наличие родства между замученным героем революции и декабристом пыталась краевед М.Ю. Тимофеева (7). Поддержала эту версию и работник Нерчинского районного музея В.Л. Ташлыкова (8).

Теперь в силу вновь открывшихся обстоятельств установлено, что Александр Николаевич Луцкий не является предком Алексея Николаевича Луцкого. Доказано это как по нисходящей от декабриста линии, так и по восходящей – от коммуниста.

*   *   *

Декабрист А.Н. Луцкий  был женат на дочери рудничного цирюльника Портнова Марии, или по-другому – Марфе (9). Сведений ни о ней, ни об её отце не имеется.

Детей у них по некоторым утверждениям (Б.Г. Кубалов, Е.Д. Петряев, В.Г. Изгачёв) было 8 человек; по другим (М.Ю. Тимофеева, Р. Поломарчук) – семеро; по третьим (И.М. Давидович) – шестеро. Сам А.Н. Луцкий в различных документах называл также различное число членов своей семьи (в 1858 г. – 8 человек, в 1960 г. – 10 человек). По крайней мере, удаётся  назвать поимённо только шестерых детей: Михаил, Владимир, Екатерина, ещё Екатерина, Анна, Александр. По датам их рождения существует два варианта: первый – по материалам государственного архива Забайкальского края (10), второй – по материалам архива Нерчинского районного ЗАГСа.

Михаил              -  1842 г. или 1845 г.   – 2.02.1876 г.
Владимир          -  1845 г. или 1854 г.   – 7.08.1879 г.
Екатерина          -  1846 г. или 1843 г.  - ?
Екатерина-2       -  1848 г. или 1849 г.  - ?
Анна                -  1853 г.                - ?
Александр          - 1854 г. 15 ноября     - ?

Из данных источников известно, что Михаил был женат, и что у него был сын Николай, родившийся 15 апреля 1874 года и умерший через три месяца – 16 июля 1874 года. Других Николаев в семье Луцких, как видно, не было. Известно также, что старшая  дочь декабриста Екатерина в январе 1875 года в Нерчинске вышла замуж за крестьянина Вологодской губернии П.А. Буткина.

О двух отдельно живущих в Нерчинске семьях наследников А.Н. Луцкого сообщал в 1889 году нерчинец М.Ф. Суровцев.

*   *   *

А что же известно о происхождении коммуниста А.Н. Луцкого? Сын его, Евгений Алексеевич, сообщал, что Алексей Николаевич Луцкий родился  отнюдь не в Нерчинске, а в городе Козлове (ныне Мичуринск) Рязанской  губернии 22 февраля 1883 года. Отец последнего, Николай  Константинович, служил в г. Козлове городским нотариусом. Он умер, когда Алексею не было и года. Дед его, Константин (отчество Евгению Алексеевичу не было известно) жил в Рязани. По утверждению Е.А. Луцкого, вдова его прадеда Константина затем владела домом в городе Рязань.

Сам же Алексей Николаевич учился в рязанской  духовной семинарии, затем в тифлиссом военном училище. В период русско-японской войны участвовал в Мукденском сражении, затем командовал ротой в 13-м Восточно-Сибирском полку в Харбине. В 1909 году из Песчанки близ Читы был послан во Владивосток на военные курсы при Восточном институте на японское отделение, два года работал Японии. В 1914 году его, как специалиста по военной разведке и контрразведке, направили в штаб Иркутского военного округа. С августа1917 года он, начальник харбинской контрразведки, провёл успешную операцию по срыву одной из японских подрывных акций на КВЖД. Именно это событие и послужило причины его страшной казни японцами в 1920 году. В 1917 году он избирается депутатом Иркутского, затем – Харбинского Советов, вступает в партию большевиков, сотрудничает с И.А. Таубе и С.Г. Лазо. Опубликовал более 30 статей. В 1919 году арестован белыми.

Следовательно, исторические Луцкие, декабрист и коммунист, прямого родства между собой не имели.

Между тем, и тот и другой Луцкие являлись дворянами и происходили из обер-офицерских детей. Это наталкивает на мысль о том, что у них могли бы быть единые корни, один предок…

Что же мы знаем о предках декабриста Луцкого, о его родственниках? Ссылаясь на труды В.Г. Кубалова, скажу, что в период своего первого побега, он в 1828 году из села Большекумское Минусинского края отослал два письма на свою родину в село Белый Погост Боровичского уезда Новгородской губернии. Оба они дошли до назначения. Отец отправил сыну 100 рублей ассигнациями и посылку с бельём и материей на платье. Старший брат Луцкого от себя добавил 25 рублей ассигнациями. Отец писал: «…ты знаешь, что мы вотчин не имеем, а живём, почитай, одним жалованием». И далее, когда в июне 1859 года прощённый декабрист с семьёй пытался выехать к себе на родину в Новгородскую губернию, сообщал, что его «родители ещё в живности».

Но как звали его родителей и брата, Кубалов не сообщал. В декабристоведческой литературе об этом нет сведений.

Знакомясь с фондами Нерчинского районного музея, где сформировано дело о декабристе А.Н. Луцком, я увидел письма ленинградца В.А. Ермолова, одного из авторов книги «Боровичи» (11). Он просил нерчинцев помочь ему сведениями о Луцком и называл имя отца декабриста – Николай Андреевич и старшего брата – Афанасий Николаевич. В указанной книге он пишет: «…Александр Луцкий, сын боровичского разорившегося дворянина…». Я написал В.А. Ермолову, и вот что он, в частности, ответил:

«Обер-офицер Николай Андреевич Луцкий скорее всего принадлежал к шляхетскому роду. Дворянский род Луцких, хотя и не был знатным, всё же достаточно древним, ибо своими корнями уходил в XVII век. В одном из старинных актов, датированном 15 января 1655 года, впервые упоминается имя некого пана Демиана Луцкого. Далёкий предок декабриста, если он только не был однофамильцем, проживавший на Волыни в Луцком повете, выступил на суде в защиту крепостных крестьян пани Холеневской, которых, по-видимому, в конец замордовали арендаторы паны Лысаковские.

Выйдя в отставку, капитан Николай Андреевич Луцкий избрал местом постоянного жительства г. Боровичи Новгородской губернии. Выбор вовсе не был случайным. Ещё в XVII веке на территории Волыни существовало три села с одинаковым  названием Боровичи. Одно из них принадлежало роду Луцких. С годами, надо полагать, род обеднел, и село было потеряно, но память о нём осталась. Вот почему после окончания службы отставной капитан для постоянного местожительства выбрал окрестности города Боровичи, где и приобрёл небольшое имение на погосте Белом. В 1830 году это имение было арестовано в счёт покрытия штрафа за «непозволительную покупку провианта для резервных батальонов». Интересно отметить, что предки Луцких уже однажды штрафовались по приговору  Каменецкого городского суда «за нерадение о соблюдении городскими торговцами таксы». Произошло это в том же XVII веке».

По аналогии фактов В.А. Ермолов предположил, что финансово-хозяйственная деятельность была потомственным занятием Луцких по отцовской линии.

Упоминаемый уже Е.А. Луцкий, сын коммуниста Луцкого, также сообщает, что в своём детстве слышал от родителей, а потом от своей тёти Александры Николаевны о городе Луцке как о месте проживания семьи Луцких в древности.

Говоря  об источниках о жизни декабристов  на поселении в Забайкалье, никак нельзя пройти мимо фонда государственного архива Забайкальского края № 282 «Церкви Забайкальской епархии». Однако в связи с этим вспоминается научно-практическая  конференция музеев Западной и Восточной Сибири «Роль музеев в изучении, использовании и пропаганде материалов в теме «Декабристы и Сибирь», которая состоялась в Чите в ноябре 1986 года, и выступление на ней сотрудника госархива З.Г. Ульяновой о том, что в архиве о декабристах имеются документы только в трёх фондах: № 1, № 31 и № 70. Но в биографии Луцкого для историков большую роль оказал именно фонд № 282. Именно по его данным в 1961 году В. Киргизовым и К. Белоусовым был назван год рождения А.Н. Луцкого – 1804. До этого считалось, что он родился в 1808 году. И теперь это принято повсеместно. Именно ими же было впервые указано со ссылкой  на метрические записи, что был «дворянский учитель Нерчинского приходского училища Александр Николаевич Луцкий». И никто впоследствии, кроме Нерчинского краеведа Н.Д. Музгина (12), не обратил на это сообщение внимание. Исследователи, думается, удовлетворены утверждениями И.М. Давидовича, что последний документ о Луцком, найденный в читинском архиве, датирован 8 декабря 1870 года (13), когда Луцкому было 62 года. Но не нудно забывать дату, когда об этом заявил Давидович – 1953 год.

Е.Д. Петряев писал: «Поиски портрета, бумаг и переписки декабриста пока не дали результатов». Да, портрета его нет. Известно лишь, что он был ростом 2 аршина 3 вершка (156 см), глаза серые, волосы светло-русые, лицом чист. Работавший в Нерчинском музее директоров художник П.В. Хрустов на основе этих данных создал собирательный портрет декабриста А.Н. Луцкого (14).       


Примечания:

1. – Они подробно освещены иркутским историком Б.Г. Кубаловым. – «Декабристы в Восточной Сибири». – Иркутск. - 1925. – С. 156-166.
2. Жуков Н.Н. Жизнь и деятельность А.к. Кузнецова. – В кн. «Памяти Алексея Кирилловича Кузнецова». – Чита. – 1929. – С. 25.
3. – ГАЗК, ф. Р-2386, оп. 1, д. 294. – «Солдат-декабрист».
4. – «За Советский Дальний Восток». – Владивосток. – 1982.
5. – «Забайкальский рабочий». – 1961. – 26 января.
6. – «Забайкальский рабочий». – 1961. – 26 февраля.
7. – Тимофеева М.Ю. Декабрист Луцкий. // «Вперёд» (Газимуро-Заводский район). – 1988. – 11 февраля.
8. – Ташлыкова В.Л. Нелёгкая судьба. // «Нерчинская звезда» (Нерчинский район). – 1981. – 21 января.
9. – «К России любовью горя». – Чита. – 1976; ГАЗК, ф. 1, оп. 1(п), д. 294-а, л. 176.
10. – ГАЗК, ф. 1, оп. 1 (п), д. 7218, л. 11-12.
11. – Ермолов В.А., Кутузов Н.Н. Боровичи. – Л.: «Лениздат». – 1980. – С. 88.
12. – Музгин Н.Д. Декабрист Луцкий. // «Нерчинская звезда» (Нерчинский район). – 1961. – 23 февраля.
13. – ГАЗК, оп. Р-2386, оп. 1, д. 294, л. 20.
14. – «Декабрист Александр Николаевич Луцкий», буклет Нерчинского районного краеведческого музея. – Нерчинск. – 1989. – С. 4.