Выбор. Часть 29

Бартенева Наталья Евгеньевна
                ГОСТЬ В СОБСТВЕННОМ ДОМЕ...

     …Я знал этот запах! Знал! Я уже вдыхал его когда-то, хотя саму «суповую тарелку» по описанию Фей… Вел вспомнить не мог, как ни старался.
     Но запах! Запах металла, пепла, масла, чего-то паленого, резкие, но очень-очень знакомые запахи… не знаю, чего, смешанные с ароматами леса…     Желез-город. Нет, это не город в привычном смысле слова, это что-то другое, похожее, но другое, не предназначенное для того, для чего использовалось.
Целый сонм взволнованных мыслей роился в моей голове. Хотелось подойти, коснуться бока этой само «тарелки»… Но я заставил себя стоять на месте, пока… Вел не разберется со стражниками.
     Подлетел Кеш, излучая несказанное довольство собой, и уселся мне на плечо.
     -Пойдем, - проскрипел он. – Путь свободен.
     Вел ожидала меня под стеной Желез-города. Судя по всему, она была в полном порядке, но я не смог удержаться от вопроса:
     -Ты цела?
     -Со мной все хорошо, Тис, - она успокаивающе погладила меня по руке. По всему моему телу пробежала волна озноба, я чуть пошатнулся, но покрепче оперся на посох и вскоре справился с минутной слабостью. Вел, к счастью, ничего не заметила, всецело поглощенная мыслью о проникновении внутрь. Ее угроза об отрезанных ушах стражников возымела необходимое действие – открылся вход. И Вел, мигом забыв о стражниках, потянула меня за собой.
     Звук наших шагов гулким эхом разносился вокруг, как если бы мы находились в абсолютно пустом помещении. Фей… Вел… - никак не могу привыкнуть! – принялась описывать длинный, почти пустой коридор, уходящий куда-то вглубь Желез-города. Она говорила, а перед моими глазами вдруг возник совершенно четкий и ясный образ мужчины, высокого, смуглого и черноглазого.
     -Всегда помни, кто ты, сын…
     Бешеным калейдоскопом взвихрились обрывки-воспоминания, кружа голову, впиваясь в мозг давно забытой болью детских обид.
    
     …Гулкое дробное эхо гуляет по коридорам. Гладкий железный пол словно сам собой ложится под ноги; полукруглые двери послушно отъезжают в сторону, уходя в широкий паз в стене…

     …Гладкие стены вентиляционного короба. Ползти по ним трудно, они скользкие и холодные, но…

     …Огромные машины в сложном переплетении труб, между ними неторопливой, уверенной походкой ходят люди. Они не замечают…
     …Боль! Боль в обожженной ладони, прикоснувшейся к обманчиво прохладному цилиндру. Боль – и обида. Ну почему, почему так?..

     …Ласковые большие руки с длинными чуткими пальцами. Мама. «Ну всё, малыш, не плачь. Сейчас все пройдет…» И пол оказывается далеко-далеко внизу…

     …Лес. Живой, веселый, мягкая трава под босыми ногами… Старик манит меня, зовет за собой, я не хочу идти, но ноги сами несут меня… Папа. Он встал передо мной, он сердит и говорит со стариком очень резко, но… Папа, почему ты падаешь? И мама тоже… Это такая игра? Но почему у мамы на груди кровь?! И белая рукоятка, еще слегка подрагивающая?! Мама! Вставай, вставай же!..

     …Глаза у старика черные, пустые, холодные… Страх!.. А потом – темнота…

     -Тис!!
     Тревога в голосе Вел хлестнула меня сильнее ее ладони. Я поднял голову, обнаружив, что сижу на полу возле стены.
     -Тис, что с тобой? – Пальчики Вел с осторожной лаской касаются моего лба. – Ты меня слышишь?
     -Да… Фей…
     -Вел, - ревниво поправила она.
     -Вел, я… родился здесь. И здесь же Хранитель убил моих родителей.
     -Где искать жителей? Тис, где их искать? – Вел тормошила меня за плечи.
     -Я знаю, где, - раздался вдруг самодовольный голос Кеша. Дракончик опустился на плечо Вел.
     -Знаешь? – не поверила она. – Откуда?
     -А вот знаю – и всё тут! – видимо, Кеш собирался насладиться этой маленькой победой.
     -Ну так веди! – распорядилась Вел.
     -А что я за это полу… - но дракончик не успел закончить. Его голос прервался бульканьем и хлопаньем крыльев. Я невольно усмехнулся, отлично понимая, что произошло: Вел ухватила Кеша за морду, с силой захлопнув его зубастую пасть, и теперь рептилия трепыхается в ее руках в тщетных попытках вырваться.
     Интересно, когда Кеш поймет, что с Вел лучше не торговаться? Всё равно ведь себе дороже выходит.
     Пока они воевали, я поднялся и сделал несколько осторожных шагов вглубь коридора, касаясь стены кончиками пальцев. Как же здесь все-таки тихо…     Слышны только собственные шаги и дыхание… Шаги? Да, но у меня только одна пара ног! А шагов Вел вообще не слышно из-за мягкой подошвы сапог. Значит…
     -Тихо!
     Мой голос прозвучал неожиданно громко, почти как приказ. Они оба замерли. Вел отпустила Кеша, который обиженно уселся мне на плечо, и мы прислушались. В неестественной, какой-то неживой тишине Желез-города явственно звучали шаги. Одиночные шаги, и они быстро приближались к нам.
     Я оттолкнулся от стены, повернувшись в ту сторону, поудобнее перехватил посох, привычно ощутив руку Вел на свободном локте, как всегда в минуту опасности. А потом…
     -Идите за мной. Капитан ждет вас.
     Я невольно вздрогнул, что не укрылось от Вел, но не двинулся с места.  Незнакомец, судя по всему, тоже не двигался, ожидая нашего решения.
     -Что, Тис? – тихонько шепнула Вел.
     Я закрыл глаза (это сохранилось у меня с тех пор, когда я был зрячим), пытаясь представить облик человека по его голосу, - и не смог. Обычно мне это легко удавалось, ведь голос очень редко не соответствует облику, а сегодня не удалось. В первый раз я не видел ВООБЩЕ НИЧЕГО! Наверное, я просто не мог представить у живого человека такого холодного, чуть клацающего на согласных голоса, металла в котором было едва ли не больше, чем в звоне клинков на поле боя.
     -Вел…
     -Да?
     -Опиши его.
     -Ну, высокий, стройный, с замечательной фигурой, сильной, пропорциональной, хорошо развитой. Правильные черты лица, голубые глаза, белокурые волосы до плеч, очень твердо очерченные губы. Кожа гладкая, без шрамов и морщин… Лицо человека без возраста. Только…
     -Что «только»?
     -Только… - Вел поежилась. – Холодом от него веет. И еще он слишком спокоен, невозмутим… Каменная статуя, а не человек. Одет в синюю облегающую одежду, оружия не видно… Тис! Почему ты вздрогнул, когда он заговорил?
     -Я… слышал это голос. Давно. Я знаю его.
     -Кто он?
     -Нет, не человека… если он вообще человек.
     -А кто же?
     -Ну… не знаю. Просто я не смог представить его облик по голосу. В первый раз не смог!
     -Но доверять-то ему можно?
     -Можно… наверное.
     -Ты в этом совсем не уверен, - заметила Вел.
     -А разве у нас есть выбор? – отозвался я ей в тон. – Ведь мы хотели найти жителей, а судя по тому, что сказал этот парень, жители сами хотят нас видеть. Наверное, надо всё же пойти с ним.
     -Любишь же ты заумные рассуждения, - поморщилась Вел.
     -Что поделать! – я улыбнулся и с шутливо-покаянным видом развел руками. – Имею такую маленькую слабость. – И вполголоса добавил: - Но особенно расслабляться не стоит.
     -Да, Тис… Эй, как вас там? Мы идем!
     Щелкнули подошвы его ботинок, он повернулся и прежней размеренной походкой зашагал вглубь Желез-города.
     Этого пути я почти не запомнил, целиком захваченный странной тишиной, наполненной лишь звуком наших шагов, запахами, гладким металлом под пальцами правой руки, касающейся стены…
     Шли долго. Вел говорила, что навстречу попадались люди, которые как-то странно смотрели на меня, но заговорить никто не попытался. От них исходило чувство, больше всего напоминавшее некую смесь недоверчивого удивления с чем-то еще, что анализу не поддавалось.
     -Тис!
     -Что?
     -Знаешь, похоже, у нашего провожатого – куча близнецов.
     -Не понял.
     -Ну, я видела несколько точно таких же! Как по одной мерке сделаны!
     -По одной мерке?.. – эта фраза снова что-то зацепила во мне, но подумать над этим мне не дал наш сопровождающий.
     -Мы пришли, - объявил он. В его голосе не изменилось ровным счетом ничего, я это сразу услышал! Но ведь… ведь так не бывает! Ни единой интонации, ни одной нотки, ни на капельку тона выше, ни на капельку ниже… Все тот же ровный, спокойный, будто неживой голос.
     -Мы пришли. Вам сюда. Проходите.
     Сухой металлический щелчок – он отступил в сторону.
     -Ой, Тис! Дверь уехала в стену!.. Осторожно, тут высокий порог!
     -Я помню… - глухо ответил я. Я действительно помнил, только тогда этот самый порог был мне по колено.
     -Идите, идите скорее! – нетерпеливо окликнул изнутри незнакомый голос, в котором отчетливо звучали властные нотки привыкшего командовать человека.
     Мы вошли – и воздух всколыхнулся от порывистого движения капитана, вскочившего нам навстречу. На несколько минут воцарилась тишина. Очевидно, он стоял недалеко – я ясно слышал его частое, взволнованное дыхание. В грудь мне билось то же изумление, которое я уже ощущал по дороге сюда, только здесь его захлестывала неистовая радость. Радость человека, получившего от судьбы неожиданный подарок в тот момент, когда он уже перестал надеяться. А когда он наконец заговорил, то сказал совершенно не то, что я ожидал.
     -Остин! – выдохнул он. – Мой мальчик! Великие духи… Остин!
     Я инстинктивно отшатнулся, когда капитан бросился ко мне, но он крепко схватил меня за плечи, не давая вывернуться из непрошеных объятий.
     -Остин! Ты не узнаешь меня, мальчик?
     До меня дошло: он не понимает, что я не могу его увидеть. Вел дернулась было что-то сказать, Кеш хлопнул крыльями, возмущенно закудахтал, но я протянул руку и захлопнул ему пасть, совсем как Вел недавно, немного подержал и отпустил. А потом осторожно провел по лицу капитана ладонью. И пальцы показали мне абсолютно не знакомого человека.
     -Остин, ты… - Кажется, он понял, в чем дело. – Но ничего, ничего, проведем обследование. Не может быть, чтобы здесь тебе не смогли помочь!..
     -Нет, подождите! – Если он что и понял, то я не понимал ровным счетом ничего. – Подождите. Я не знаю вас. Или, если хотите, не помню. И мне такое положение вещей не нравится. Кто вы такой? Почему вы называете меня чужим именем?
     -Кто я такой, Остин? – голос капитана еле заметно дрогнул. Или мне показалось? – Кто я  такой?.. Скажи мне, кто был твой отец?
     -Я не помню отца. То есть, помню, но очень смутно. Имени не назову.
     -А мать?
     -То же самое… В конце концов, что это за допрос? Вы мне не ответили!
     -Садитесь, - капитан тяжело опустился  в заскрипевшее кресло. – Садитесь, дети. Разговор предстоит долгий. Но может, вы голодны?
     Я хотел ответить, но меня опередила Вел.
     -Нет! – решительно заявила она. – Сначала разберемся. А то мне кажется, вы знаете о нем больше него самого… Тис, слева от тебя…
     Я нащупал лавку, обитую чем-то мягким, и сел. Вел примостилась рядом.  Кеш, который вел себя подозрительно тихо, умостился на колене Вел.
     -Итак… кто я такой. – Капитан немного помолчал. Мне показалось, он не знает, с чего начать.
     -Наверное, вы правитель Желез-города, - не вытерпела Вел. – Только почему «капитан», а не «князь»?
     -Желез-город? – Капитан ощутимо усмехнулся. – Что ж, пусть так. Да, я правитель Желез-города, меня зовут Сантара. Теперь относительно твоего имени, мальчик. Не знаю, где ты жил и как тебя там называли, но Остин – твое настоящее имя, каким тебя при рождении назвала Лиата, твоя мать. Твоего отца звали Корин и он был… моим сыном.
     -Так значит, вы… - у меня перехватило дыхание.
     -Ты, - поправил Сантара. – Да, Остин, я твой дед. Тебя похитили двадцать лет назад.
     -И при этом убили и мать и отца.
     -Ты помнишь это?
     -Смутно, отрывками… А вы уверены, что я – Остин?
     Сантара поднялся, подошел ко мне, легко поднял лицо за подбородок, провел рукой по волосам, вздохнул тихонько и вернулся на свое место.
     -Конечно, уверен. Если бы ты мог видеть, я показал бы тебе портрет Корина и дал бы зеркало.
     -А вы покажите! – неожиданно вмешалась Вел. – Пусть он не может видеть, но я-то могу!
     С минуту Сантара молча изучал Вел, потом кивнул.
     -Хорошо. Очевидно, моих слов вам недостаточно. Вам нужны реальные доказательства? Подождите здесь.
     И он куда-то вышел. Дверь открылась и закрылась бесшумно, но я чувствовал что мы с Вел остались вдвоем. Ну, и еще Кеш.
     -Как ты думаешь, Вел, сколько ему лет?
     -Трудно сказать, - задумчиво протянула она. – Волосы у него седые, а на вид ему можно дать от тридцати пяти до семидесяти пяти. Знаешь, если он и ошибся, он так не думает. И он очень взволнован.
     -Это я чувствую. И, кажется, он рассердился.
     -Это почему?
     -Ему не поверили на слово. Но, если бы ты не сказала, я сам бы об этом попросил. Только если он и правда мой дед, все немного усложнится.
     -Тис, не морочь мне голову.
     -И мне, - встрял Кеш.
     -А ты помолчи, - Вел слегка хлопнула дракончика по пасти. – Тебя это не касается.
     -Как это не касается! – вскинулся Кеш, но Вел резко оборвала его.
     -Я сказала, заткнись! Тис, объясни, наконец, что ты имел в виду?
     -Понимаешь, мне кажется, он не захочет отпускать меня.
     -Только этого не хватало! – В сердцах воскликнула Вел, но тут вернулся капитан.
     -Вот, возьми. Да, я не спросил твоего имени, девочка. Кто ты?
     -Я Велиан, дочь князя Глориана и княгини Агвен, - гордо заявила Вел. Ну ни дать, ни взять, настоящая княжна, будто всю свою жизнь только этим именем и называлась и, кроме княжеского терема, другого дома не знала.
     -Тис, это… это…
     -Фотография, - подсказал Сантара.
     -Картинка, - сбить Вел всегда было нелегко. – А на картинке…
     -Это Корин, Лиата и Остин. Ему здесь два с половиной года. Смотри и суди сама, Велиан, дочь князя Глориана и княгини Агвен, мог ли я ошибиться?
     -Тис… Если бы ты не был со мной все время и не сидел бы сейчас рядом, я бы сказала, что на картинке – ты!
     Я промолчал. От этой определенности мне почему-то стало тяжелее. Может быть, потому, что скоро меня опять поставят перед выбором.
     -А теперь – что вам понадобилось в Желез-городе? - вдруг спросил капитан, круто меняя тему разговора. – Ведь не просто же так вы сюда пришли.
     -Кто такой Робас Каменное Сердце? – напрямик спросила Вел.
     Я ожидал удивления или недоумения, но ничего подобного не произошло.  Сантара только вздохнул.
     -Единственный сбой за все время, единственный прокол…
     -Да неужели же нельзя сказать по-человечески? – почти простонала Вел. – Какой сбой? Какой прокол?!
     Капитан усмехнулся.
     -Ваш Робас Каменное Сердце – робот, - сказал он. – И сердца у него нет, ни каменного, ни какого-нибудь еще. Он – андроид серии Икс-Т номер 746, у которого перемкнули контакты. Что-то там произошло с микросхемами, общий ход работы программы был нарушен и вся система начала развиваться совсем не так, как было запланировано. А может, кто-то что-то сделал с его программой, такое тоже возможно.
     -Да что же это! – возмутилась Вел. – Робот держит в страхе весь континент, а вы, его создатели, вы ничего не делаете! Сидите, сложа руки, и ждете… чего?! Пока на земле одни пепелища останутся?! Так, что ли? Ведь это вы виноваты в том, что сейчас творится!
     -Всё не так просто, девочка, - Сантара поднялся и нервно заходил по комнате. – Все не так просто.
     -Что не просто?! Остановить свое творение, да?!
     -Да! – жестко ответил капитан. – Он сбежал, захватив свой пульт, а без него, учитывая, что он никого не подпустит к своей панели управления, это невозможно.
     -Свой… что?
     -Вам надо отдохнуть, - сказал капитан, снова уходя от разговора. Видно, Вел его таки достала. Задела за живое.
     -И это все, что ты можешь сказать? – прошипела Вел. – Это – все?!
     -А тебе надо больше?
     -Да! Да, мне надо больше, чтобы избавиться, наконец, от этого! – и она резким движением откинула прядь волос, скрывавшую Огненный Знак Памяти.
     -Я должен подумать, - неестественно спокойно отозвался капитан, но его спокойствие не обмануло меня: он еле сдерживался, чтобы не швырнуть в лицо Вел какие-то совсем другие, злые, обидные слова. – Вас проводят в ваши комнаты. И ничего не бойтесь, здесь никому из вас не причинят вреда. Только следите за вашим животным, чтобы оно…
     -Это кто это животное?! – пронзительно заверещал Кеш, оскорбленный до глубины души, и подскочил на колене Вел. – Это я-то животное?!..
     От неожиданности Сантара отшатнулся, рефлекторно хватаясь за пояс, на котором висела какая-то палка непонятного назначения. Я заметил эту палку, когда он подходил ко мне, от нее была какая-то странная отдача, чем-то напоминающая отдачу от раны князя Глориана. Вел усмехнулась.
     -Не бойтесь, - сказала она. – Он просто очень шумный.
     -Надо было предупредить, что ваша летающая ящерица умеет говорить, - сердито буркнул капитан. – Меньше бы было недоразумений.
     -Я не ящерица, - обиделся Кеш, - Я самый настоящий дракон! – и распахнул крылья, видимо, для лучшего обзора.
     Капитан хлопнул в ладоши.
     -Проводи их, - приказал он - (Это тот самый, который привел нас сюда, - шепнула мне Вел.) – И проследи, чтобы они не испытывали никаких неудобств. Никаких, ты понял?
     -Да.
     -А это? – поддаваясь внезапному порыву, спросил я, указывая посохом в сторону двери. – Он тоже андроид?
     -Тоже. Идите же! – Сантара явно хотел остаться один и уже не скрывал этого.

                Наталья Бартенева
                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ