Куда-нибудь спрятаться

Дед Артемьев
                Привычки не пропадают
                Д.Артемьев

          Он много раз попадал в неприятные финансовые ситуации, одна из которых закончилась отдачей кредиторам квартиры и спешный отъезд со всей семьей в Германию. Но это произошло несколько позднее нашей встречи. Я тогда работал в банке, и мог выдавать значительных размеров кредиты. Однажды у меня в кабинете появился высокий, крупный молодой мужчина с привлекательной внешностью и приятными манерами. Он руководил большим торгово-закупочным комплексом, и ему требовался кредит на пополнение оборотных средств. Все документы были в порядке, залоги в форме недвижимости с лихвой превышали запрашиваемую сумму. Кредит он получил и ежемесячно пунктуально расплачивался с банком.

Время от времени мы встречались на презентациях, или на приемах. Тепло здоровались и обменивались мнениями об окружающих. Как-то он заскочил ко мне с личной просьбой одолжить ему небольшую сумму буквально на пару дней. Сумма была пустяковая – несколько тысяч долларов – я дал деньги без колебаний. Через день долг были возвращен с подарком – бутылкой французского коньяка. Поскольку он появился в конце рабочего дня, я предложил выпить по рюмке, он не возражал. Секретарша внесла бутерброды с осетриной, и мы хорошо посидели, поговорили и стали как-то ближе. Я называл его по имени – Андрей, он вначале обращался ко мне по имени отчеству, но я настоял на равноправии. Особенно мне понравилась его манера выслушивать мои советы. Он не кивал поспешно головой, чтобы отвязаться от нравоучений. Напротив, он переспрашивал, уточнял, делал пометки в своем блокноте. В общем, понравился мне необычайно. А, как известно, самый лучший собеседник это внимательный слушатель.

Так получилось, что я стал чаще видеться с этим обходительным крупным парнем, и чувствовал, что и его тянет к общению со мной. Время от времени он просил моего совета, или  просил связать его с нужными людьми. Так я познакомил его со своим хорошим знакомым Ильей, с которым Андрей собирался провернуть какую-то сделку. Но своей работы у меня было по горло. Поэтому я особенно тщательно не входил в дела Андрея. Слышал только, что он будто бы связана с криминалом, но внимание на этот слух не обратил.

Я улетел в отпуск, потом был занят некоторое время работой, поэтому в наших встречах произошел довольно значительный перерыв. Раздался звонок и он попросил о встрече у меня дома. Вечером я увидел не улыбчивого преуспевающего бизнесмена, а издерганного, загнанного в угол человека. Оказывается, за это время случилось множество событий, из которых главные – он без работы, весь в долгах, машину у него забрали. И вообще он боится за свою жизнь и за семью. На мои вопросы он ответил, что мне лучше не знать этих людей,  если я там засвечусь, он будет беспокоиться еще и за меня. Главное теперь – ему куда-нибудь спрятаться.

Я дал ему денег и отправил в другой город к приятелю, который имел фирму по торговле обувью. Приятелю мой протеже понравился; он показал ему фирму, объяснил основы работы и предложил создать филиал в нашем городе. Недели через три дела Андрея с плохими ребятами как-то устроились. Что-то он им обещал по телефону, о каких-то отсрочках с ними договаривались другие люди. Я в это не вникал.   

Андрей вернулся, и по совету приятеля я финансировал новую обувную фирму. Кроме организации этой фирмы, Андрей находил время брать в долг деньги, проворачивать их, а полученную выручку отвозить, каждый раз возвращаясь от бандитов с трясущимися руками. В долг он брал у всех, кто давал, в том числе у того самого моего знакомого Ильи. Потом оказалось, что Андрей взял эти деньги якобы для меня.  Илья знал о нашей работе, и у него не возникло ни капли сомнения.

В новой обувной фирме он проводил много времени. Он снял помещение, арендовал транспорт, оплатил легковую машину с водителем. Последнее обстоятельство мне не понравилось, и я решил проверить его работу. Он с готовностью согласился. То, что мне открылось, повергло меня почти в шок. Нет, он ничего не воровал, не утаивал. Просто он абсолютно не умел работать. Он крутился с самого утра, но никакого результата не было. Не было прибыли, нарастали убытки. Я выяснил, что за аренду помещения он платит втрое больше, чем положено. Что на шофера и машину он тратит целое состояние, что набранный штат - сборище бездельников. И, наконец, он умудрился  обменять партию импортной обуви на партию дерматиновых тапочек, изготовленных на нашей городской фабрике. Одна местная пара была обменена на одну пару итальянских кожаных туфель. Я не находил слов от возмущения. Андрей мотивировал обмен низким спросом на импортную обувь. Это было за пределами разумного.

Мне пришлось включиться в работу. Я снял ему другое помещение, выгнал бездельников, нанял несколько инициативных молодых ребят и снова взял товарный кредит. Дело налаживалось. Под контролем Андрей проявлял достаточное усердие. Он инициативно нашел несколько торговых точек для реализации, нашел еще более дешевое помещение под склад, крутился сам и заставлял крутиться сотрудников. И в тот момент, когда фирма начала получать прибыль и расплачиваться по кредитам, подвал с обувью заливает испорченная канализация. Начинается аврал, но именно в этот день Андрей пропадает. Мы спасаем часть складских запасов, перевозим в сухое помещение, делаем тысячи дел, в том числе собираем с магазинов и обувь и выручку. Отправляем остатки обуви  и деньги поставщикам. Закрываем фирму. Я расплачиваюсь с кредиторами и сотрудниками. И тут проявляется Андрей.

Почти со слезами он просит прощения, говорит, что прятался от бандитов, теперь продал квартиру, отдал им деньги, но больше у него нет, поэтому он вместе с семьей бежит в Германию. Но этого никто не знает. Как только он приедет на место, даст о себе знать, пришлет свой номер телефона, начнет новую жизнь, расплатится со мной и никогда не забудет моей доброты.

Он уехал. Я посчитал свои потери.  А также невозвращенный им долг Илье, который я выплатил без обсуждений. И даже с выплаченным долгом по тем временам сумма для меня не была большая. Беспокоила не столько потеря денег, сколько затраты времени и энергии, которые приходилось отнимать от своей основной работы. Через некоторое время какой-то дальний родственник Андрея позвонил и назвал номер его телефона. Я связался с Германией. Жена сказала, что Андрей на работе – он служит охранником на фирме, а она моет полы в клинике. Я сделал еще несколько попыток поговорить с Андреем, но отвечал кто-то из детей, потом по телефону раздавался только автоматический голос на немецком. И я бросил свои попытки связаться с Андреем.

Время, которое я потратил на Андрея, неизбежно сказалось на моей работе. Я часто отсутствовал, не принимал участие в работе с партнерами. Меня все реже стали приглашать на совещания, все меньше вопросов решалось в моем присутствии. Я долго размышлял, – не хотелось становиться совершенной обузой. И я свернул дела и ушел. Партнеры тепло со мной попрощались.

Постепенно траты на жизнь уменьшали мое состояние. Пришлось распрощаться с кое-каким имуществом, пришлось вспомнить о кредиторах и попросить вернуть долги. Как правило, долги не возвращали. Когда люди узнают, что человек ушел из бизнеса, то есть выпал из обоймы, они перестают с ним считаться. Иногда даже перестают узнавать. Но жизнь как-то текла, находились какие-то способы подработать немного денег, чтобы залатать самые глубокие прорехи семейного бюджета. Пока еще мы с женой оставались на прежней квартире, которая требовала больших затрат на содержание. Начинали подумывать о смене жилья. Жизнь и раньше была скупа на подарки, а теперь и подавно ждать подарков было неоткуда.

Ранним утром, когда я только проснулся, раздался телефонный звонок. Мне уже давно никто не звонил, и я решил, что кто-то ошибся номером. Поднял трубку и услышал бодрый голос. Я сразу узнал его. Андрей сообщил, что они с женой звонят с вокзала, только что приехали утренним поездом из Москвы, и спросил, не примем ли мы их. Я разбудил жену, сказал ей о звонке, она быстренько приготовила завтрак из того, что было в холодильнике. А надо сказать, что было там очень немного. Во время завтрака Андрей был оживлен и весел. Он сказал, что знает, каково нам приходится сейчас, и заявил, что долг платежом красен, и что мои мытарства кончились, и теперь все будет в порядке. Он владеет большой фирмой, у них собственный дом. Детали он обещал рассказать позднее. Его жена описала дом, живописный вид из окон на лес и озеро. Сказала, что мы это все увидим сами. Андрей заторопился, сказал, что сейчас они с женой побегут навестить всех, кого помнят, только он сделает пару звонков. Говорил Андрей с Германией, по-немецки, и довольно долго. Потом они помчались, оставив у нас вещи. Мы с женой тихонько посидели, чувствуя, как огромная тяжесть материальных забот свалилась с нас, освободила нас от ежедневных размышлений. Потом жена направилась на рынок. К вечеру, когда наши гости появились, их ждала отварная осетрина, красная икра, фрукты. Мы засиделись допоздна. Андрей порывался поехать в какой-нибудь отель, но жена сказала, что уже постелила гостям в спальне. Гости не возражали.

И в этот вечер, и весь следующий день Андрей непрерывно общался с Германией, куда-то убегал, являлся на минутку, пил кофе, вел телефонные переговоры и вновь исчезал. Пришлось занять немного денег, чтобы пристойно кормить гостей. Жена крутилась у плиты, я лежал с книгой в ожидании серьезного с Андреем разговора. Вечером второго дня Андрей сообщил, что им пора, и что они улетают завтра утром. Мы выпили немного, потом сели с Андреем в кабинете, и он кратко, телеграфным текстом сообщил, что по приезде вышлет нам приглашение для оформления визы и оплаченные билеты. Жить мы будем у них, он найдет несколько дней покатать нас по стране. Все свои долги он покроет с лихвой, я даже не должен ни секунды беспокоиться. Я задал ему вопрос о фирме, он ответил, что все мне покажет в Германии, а сейчас просто валится с ног. Утром они поблагодарили нас, подхватили вещи, и умчались ни свет, ни заря, крикнув на ходу, что скоро увидимся.

Жена смотрела вслед гостям просветленная. И я чувствовал такое облегчение, такую радость, такой подъем. Нет, не оставят меня друзья, не бросят. Я обнял жену, и мы пошли на кухню. На завтрак у нас была овсяная каша.

Через несколько дней после отъезда Андрея с женой, раздался звонок Ильи. Я обрадовался, мы не встречались уже много лет. Я начал радостно говорить о приезде Андрея, но он перебил меня, сказав, что виделся с ним, и все его неприятности знает. Я похолодел. Оказалось, что в этот раз Андрей бежал из Германии от каких-то турецких бандитов, и умолял Илью дать ему в долг. При этом ссылался на меня. Илья знал мое положение и ограничился выдачей денег на самые дешевые авиабилеты.

Все дни после звонка Ильи жена внимательно следила, чтобы я не сделал глупостей.


#######################################
Новые публикации помещаются на странице Дедушка Артемьев: http://www.proza.ru/avtor/vefri
#######################################