Олапар рассказ

Анорой Асрарова
Детство и вся моя жизнь прошла в Ташкенте,хотя родилась я в Ташкентской области,сейчас это место относится к Сырдарьинской области.Я люблю животных,а в детских учреждениях,где мы учились и получали физиотерапевтическое лечение,животных нельзя было иметь.Только во дворике я кормила и смотрела за черепахой и котенком Муркой.Черепаха исчезла,когда похолодало,а кормить Мурку мне помогала вся детвора.Если медсестры и нянечки запрещали мне ещё трогать,я обьявляла голодовку.Притом весь медперсонал были русские,а это люди,которые никогда не обидят животных и они только учили меня,чтобы я всегда мыла руки,после того,как накормлю котёнка.А когда на летние каникулы нас родители забирали домой,я у себя дома видела всех домашних животных.Так как мы жили вдали от трассы,то от дороги до дома мы добирались,сидя на ослике.В хлеву мычал теленок,к вечеру со стада возвращались коровы и овцы,а по комнатам бегали крохотные котята,у которых только недавно раскрылись глазенки.Я просила домашних,чтобы мне дали нитки,чтобы завязать бумажку и играть с котятами.А так как я могла говорить только на русском,а домашние только на узбекском языке,то чтобы понять меня,старшие искали в словаре,что означает на узбекском языке слово <нитка>.А во дворе на привязи находился огромный пес <алабай>,белый с чёрными пятнами.Потом мне братья кое-как обьяснили,что этого пса отец наш купил у пастухов ещё щенком,что это и сторожевой пес и собака-пастух.Отец после того,как стадо к вечеру возвращалось домой,папа пас овец до ночи,так как днём в жару овцы едят мало, а вечером в прохладу у них аппетит хороший и они быстро набирают в весе.Пасти овец вместе с папой отправлялся и наш пес<Олапар>.Скота у нас было много и благодаря Олапару ни одна овца или коза не пропали,хотя в Мирзачульской степи было много шакалов,а как наступали холода,к жилью приближались и волки.Сельчане все говорили,что кроме нашего Олапара,ни одна собака не сможет одолеть волка.Моё знакомство с Олапаром началось с того,что я на следующее утро после приезда из Ташкента,выбежав во двор,увидела огромного черно-белого пса на цепи и подбежав к собаке,обняла его за огромную голову.Что этого пса боятся все в округе,что к ней ни один человек,кроме домашних,не может приблизиться,я этого не знала и рядом со мной никто не оказался.Я стала гладить Олапара по его огромной голове и говорить ему,что это очень хорошая собачка.Хорошая собачка внезапно схватила меня за руку своими огромными клыками и зарычала.Так как Олапар хотя и схватил мою руку в свою пасть,но почему то его зубы не впились в кожу руки и я продолжала его хвалить и улыбаться.Олапар взглянул на меня и тихонько разжал зубы.Домашние были в ужасе,когда увидели меня около собаки.Что бы я не ела,я в первую очередь угощала сначала кошку Нанана с котятами,затем Олапара и потом ослика,который был привязан к колу,если на нем ничего не возили.Так как я была ещё мала,а кататься на ослике хотелось,я развязывала его с веревки,затем подводила к супе(деревянная большая кровать,на которой летом сидят и спят во дворе),показывая ослику кусок лепешки и пока он ел хлеб,я взбиралась на ослика и выезжала со двора.Все соседи смеялись,видя,что я девчонка оседлав ослика,ехала по степи.Мама говорила соседям,ну что скажешь этой русской и меня так и стали звать <русская>.Трава в степи была высокая и ослика не было видно,только со стороны можно было увидеть мою голову с чёрными кудрями или мои заплетенные косички с бантиками.Как то ослик перепрыгнул через сухой арык и я не удержавшись,свалилась вниз.От дома уехала далеко,трава высокая и пока я поднималась из арыка и встряхивала пыль с одежды,смотрю мой ослик исчез.Я стала звать его,а его нигде нет.Я испугалась и заревела,иду и плачу и вдруг смотрю,что ослик наш никуда не ушёл,а ждал меня поблизости.Ослика я увидела по его длинным ушам,которые торчали среди высокой травы,иначе бы я его не увидела. Я обрадовалась,подошла к нему,но взобраться на него на ровном месте уже не смогла и ослик вывел меня на тропинку к дому.Это оказывается была ослиха и когда на следующее лето я приехала на каникулы домой,у неё был маленький ослик.Один раз мама к полудню сказала мне,чтобы я сходила к каналу,около которого привязали ослиху,так как там росли камыши и густая трава,а рядом с ней был ее малыш,который сосал мать и бегал около неё.Я нашла ослиху привязаную к колышку около большого арыка,но малыша около неё я не увидела и смотрю,что у ослицы из глаз капают слёзы.Потом посмотрела в сторону арыка,куда была обращена голова ослицы и вдруг вижу,что ее маленький ослик лежит в воде уже мёртвый.Скорее всего малыш бегая около матери,подскользнулся,упал в арык,а вылезти сам не смог,так как берег арыка илистый и зацепиться не за что.Малыш наверное много раз пытался выскочить и все больше и больше застревал в густой и скользской глине арыка.Я сама разревелась от жалости и малышу и к его несчастной матери.Почти полвека прошло с тех давних пор,но у меня не выходят из памяти этот безобидный малыш с головой окунутый в воде арыка и крупные слёзы его матери,которая ничем не могла помочь своему малышу.Это ужасно,как видеть,что на твоих глазах умирает твоя кроха и не иметь возможности спасти его.Зима 1969 года у нас в стране была очень холодная и снежная.В этот год у меня не стало бабушки и отца.В эту зиму замерзло много скота,а ослиха ночью во дворе упала в яму из которой берут глину для изготовления тандыра(печь,где лепешки пекут) и замерзла там.И только утром домашние нашли ее окоченевший труп в яме.Я помню последний приезд отца ко мне,как он радовался моим успехам в школе и тому,что я научилась шить и вязать.Я попросила отца купить мне материал и мотки шерсти для вязания.Мне все это купили,только ко мне приехала мама и самый младший братишка Мустафа.Про папу мама мне ничего не сказала,чтобы не расстроить меня,а  Мустафа был в ботинках с дырявыми подошвами,а когда я хотела наполнить конфетами его карман,то из дырявого кармана все конфеты высыпались на пол.Мама осталась одна с шестью малышами,самый старший брат Мирза учился только в восьмом классе,а Мустафе исполнилось только шесть годиков.Теперь на каникулы меня забирали кто то из дальних родственников,так как мама не могла оставить одних детей,скот,птиц и огород.Потом я сама стала приезжать домой одна.От Ташкента до дома мне надо было добираться многими автобусами,а дальше если встречалась попутный транспорт:грузовая ли,мотоцикл или трактор,то мне везло,а если нет,то я топала пешком и пока доходила,было уже тёмно.А в селе на ночь всех собак отпускают с привязи и они бегали стаями.Зная это,я уже издали начинала криком звать Олапара.Не знаю как чувствовал этот пес моего приезда,но Олапар по моему зову пулей летел ко мне,вставал на задние лапы и радостный начинал облизывать моё лицо и руки.Пока я шла по асфальту,я могла ходить,а ближе к дому в дождь и снег мирзачульская степь превращалась в непроходимую жидкую глинистую грязь,где с моими полиомиелитными ногами ни шагу не сделать,а если дул мощный бекабадский ветер,от которого легковушки заносило в кювет,а с крыш домов сдувало крыши,мне до дома идти помогал наш Олопар.Я крепко цеплялась за его шею,а пес шел гордый,чувствуя,что я без него и шагу не пройду.Однажды рано утром я вышла из дома,чтобы навестить старенького дядю,младшего братишку моего отца.На улице только рассветало и хозяева ещё не проснулись,чтобы посадить собак на цепь,так что все псы стаями бегали по улицам села.Стая собак увидев меня побежала в мою сторону,притом я ходила по селу опираясь на палку.Представьте стаю огромных сторожевых собак и третьекласницу инвалида опирающуюся на палку.У меня со страху сердце екнуло.Я остановилась не зная что предпринять и вдруг сзади меня раздалось грозное рычание и все собаки села остановились и все тихо тихо попятились и побежали от меня в другую сторону.Потом только я оглянулась назад и обрадовалась увидев своего Олапара.В зимние холодные ночи,когда голодные волки подбирались близко к жилью людей и раздавался их вой,только у нашего Олапара хватало сил и отваги,чтобы отогнать волчью стаю от жилья людей и скота.Люди рассказывали,как двое солдат зимой возвращались со службы домой и на них ночью напала стая голодных волков.Потом позже сельчане нашли только их солдатские сапоги с изгрызанными костями ног.И то если бы не водитель грузовой машины,который  встретил солдат в городе и сказал,чтобы они подождали ехать до завтра,так как у него были дела в городе,то никто бы и не узнал,что эти парни ехали с армии домой.Водитель приехал на следующий день и по обычаю пошёл поздравить родителей этих служивых с приездом их сыновей.А родные парней только от шофера и узнали,что ребята армейцы так соскучились по дому и родным,что не стали дожидаться до завтра и пешком пошли сами.Скорее всего голодная стая волков была большая,что ребята не смогли их одолеть,да и в голой степи ни деревца,ни возвышения нет,чтобы взобраться от волков повыше;ни камня нету,чтобы кинуть зверю в голову-одна голая степь с замерзшей глиной под снегом.Вот и погибли ребятки ни за что.Летом как только поспевали фрукты и бахчевые,плодилось много мух и домашние везде ставили <липучки>.Потом их выкидывали в мусор,который находился в яме сзади дома,а так как Олапар любил сладкое,он один раз вылизал эту брошенную липучку и тяжело отравился.Мама с трудом выходила его,но силы Олапара оставили его и он потихоньку стал стареть.Но собаки села по прежнему боялись его,к нам приезжали из далека люди и просили и даже умоляли продать нашего пса,обещая баранов взамен и даже коров.Родные и слушать не хотели об этом,а если от Олапара сучки рожали щенят,то за них сельчане чуть не дрались.Однажды Олапар подрался с соседским псом и хозяин собаки,вместо того чтобы отогнать собак,напал с лопатой на нашего Олапара.А ночью Олапар придушил соседскую собаку насмерть.После этого никто на Олапара не мог поднять и руки.Пока был жив Олапар,не то что волки и шакалы,но и соседская кошка близко не могла подойти к нашему двору.Свой скот сельчане пасли по очереди и если наступала очередь пасти моим родным,то Олапару можно было доверить и быть спокойным.К вечеру ни один ягнёнок,козленок или телка не могла пропасть или отстать от стада,да и сам скот в тот день возвращался из степи сытый и усталый,так как с Олапаром можно было уйти далеко в степь,где ещё стада там не паслись и не бывали.Потом и мама заболела и ее не стало.Пока жива была мама,Олапар никогда не был голодным.Притом если на супе во дворе оставляли ведро с молоком после того,как доили корову,стояли тазы с айраном,висела сузьма в холщовых мешках(творог в мешках,чтобы оттуда стекала вода,из сузьмы катали шарики курта или из сузьмы готовили кисломолочные блюда и супы),иногда подвешивали на кол соленное и вяленное мясо или сушили дыни.Олапар ни разу не притронулся к этим продуктам,хотя он любил все это и облизывал до блеска свою миску,если ему ложили эту еду.Но чаще всего Олапару доставались обьедки и огрызки.Когда мамы не стало,Олапара никто так не угощал вкусненьким,а он не любил как все дворняжки села собираться в стаи и есть до отвала мертвечиной,которую собаки находили в степи от умершего скота или ослятины.Как только появились китайские петарды,дети стали вовсю взрывать их и однажды они взорвали ее перед Олапаром.Никогда и ничего не боявшийся пес,впервые испугался,со страху забежал в дом и спрятался под кроватью.Брат еле еле смог его выпроводить во двор.В городе я всегда думала о нашем псе и если оставалось со стола,то сушила и хранила для Олапара или при приезде домой,покупала ему дешёвые сосиски и еду.В этот раз я смогла приехать только весной.Всегда зная,что меня самым первым встречает наш Олапар,я его почему то не увидела,а когда уже сворачивала к себе во двор,меня окликнул соседский мальчишка и сообщил,что они с пацанами видели Олапара,который застрял в грязном арыке в степи и ребята побоялись к нему приблизиться.Оказывается бедный,постаревший и несколько дней не кормленнный Олапар вместе со стаей собак нашли в степи тушу мертвого бычка,все собаки побежали на пир,а Олапар постаревший и обессиленный от голода,перепрыгивая в дождь через арык,застрял в грязи и без чужой помощи не смог бы оттуда вылезти.Я как зашла домой,накинулась с криком на всех домашних.Потом брат сам принёс ослабевшего Олапара,закутанного в мешок,большая голова пса с худой шеей торчала из мешка и без слез нельзя было смотреть на эту бедную собаку,которая всю свою жизнь верно и преданно служила своим хозяевам,которые в минуты старости и слабости предали ее.Однажды племяник ,который уже с детства уже рос жестоким и злым,стал при мне издеваться над маленьким котенком.Я стала учить его,чтобы он не делал этого,а в душе хотелось дать подзатыльник этому тупому и бессердечному идиоту.А сестренка его пожаловалась,что у них было двое котят.Одного Мурад придушил дверью.Взяв в руки кусочек мяса,этот тупарь подозвал котёнка к щелки двери и когда котёнок просунул туда головку,чтобы взять кусочек мяса,Мурод -урод прищемил со всей силой головку котёнка и голодный малыш умер мучительной смертью.Также этот тупица поступил и с бедным нашим Олапаром.Вдруг и без причины этот урод поднял кетмень и железным черенком со всего размаху ударил по голове Олапара.Этот огромный пес мог бы всеми клыками вцепиться в ноги этого Мурада,если бы это был чужой человек.Но это были свои хозяева и бедный несчастный Олапар завизжал от боли и обиды.Я была в зале и услышав,что собака взвыла,выскочила во двор,Спрашиваю эту родину,что тебе плохого сделала эта собака.Мурод урод отвечает,что просто решил ударить пса.Потом уже мне родные сообщили,что зимой Олапар сильно простыл и перестал кушать.А весной,когда снег растаял,мертвое и почти иссохший труп пса нашли в дальнем углу сеновала.А над Муродом-уродом стали за спиной смеяться все дети и взрослые села,так как этот пацан хотя и достиг совершеннолетия,а ведёт себя временами неадекватно и ненормально.Один единственный сын в семье и тот дурачок растёт,старому отцу и матери не будет опоры и помощи,так как не смогли воспитать нормально своего ненаглядного сыночка.Иногда рассказывают пацаны села,что этот Мурод-урод может побежать за мальчишками с ножом в руке,угрожая их зарезать.Если его за этим делом поймает кто то из взрослых,этот урод пряча нож за спину,заявляет,что просто хотел припугнуть мальчишек.Я вспомнила,как однажды этот Мурод в десятилетнем возрасте,залез в соседский курятник,отобрал у сидевшей на яйцах индоутки все ее яйца,вынес их во двор и все до одного яйца разбил.Индоутка не может кудахтать как курица.Сосед Ахмад ака живший один без жёны и детей,еле собрал эти яйца,когда индоутка стала наседкой,оставалось всего несколько дней,чтобы вылупились птенцы,а урод взял и все их погубил.И делал он это с какой то радостью на своей глупой морде.А дома у них тоже в это же время сидела индоутка,высиживала яйца.Я услышав об этом,спросила Мурада,ты почему своей индоутки яйца не разбил,если тебе так хотелось это сделать?Мурод-урод ответил,что это своя индоутка,а та чужая и улыбается своей уродливой улыбкой.После этого я перестала ездить к этим родственничкам.Лучше их вообще не видеть,чем годами расстраиваться вспоминая несчастного Олапара,который всю свою жизнь так преданно служил своим хозяевам,а вместо этого получил удары железным кетменем по голове и голодать и мерзнуть на старости лет.