Лезвие бритвы

Ухов Александр Сергеевич
Случалось ли вам, господа, читать энциклопедию диалектического материализма? Нет? Тогда милости просим осваивать "Лезвие бритвы" - фантастический роман Ефремова. Фантастическим он назван, наерное, потому, что в него вплетены парочка непрадаподобных сюжетов, а именно: сюжет с психо-приключениями Селезнёва и сюжет с кристаллами чёрной короны Александра Македонского. Мне же кажется, что главная причина фантасмогоричности романа яляется его махровый коммунистический утопизм. Роман-утопия - вот диагноз данной книги.
Главный герой Гирин - эдакая смесь Капитана Америка, Спайдермена и Бэтмэна от научного коммунизма, тошнотворная назидательность сентенций которого перемежается с кокетством советского интеллектуала-зазнайки середины ХХ столетия. Не будем останавливаться на сюжетных линиях и их переплетениях в данном романе, а поделимся лишь собственными впечатлениями от прочитанного.
Церукал - это тот препарат с которым я не расставался на протяжении всей книги. Идёт обычное повествование и вдруг один из главных героев задаётся мелким вопросиком, ну в роде, "есть ли жизнь на Мрасе?" И тут как бог из машины появляется Гирин, который сейчас всё для вас разложит по полочкам и покажет что где лежит. Красота? Пожалуйста, только с точки зрения диалектического материализма. Обезъяны, особи, материя, развитие, изменчивость - вот тот далеко не весь список категорий, которыми оперирует доктор. И вдруг, как солнце из-за туч, появляются понятия духовность,нравственность, доброта, человеколюбие, самопожертвование, любовь и т.д. Какая тут связь, спросите вы. Отечу: никакой. Но для доктора Гирина связь обнаруживается в туманных дебрях психофизиологии человека, которая, как-бы материальна, но, в то же ремя, и не материальна. Начинается грубая диалектика, в которой почему-то главный герой отталкивается от материальной действительноти, беря её за основу (базис по Марксу). Вроде бы диалектика предполагает связь двух равных и полярных по значимости, происхождению, статусу элементов. Но тут наш Спайдермэн начинает хромать на одну ногу и сползает в материализм, само название которого вызывает много вопросов. Почему, например, ты взял материю за основу? Или: на каких основаниях ты, будучи материалистом, вольно оперируешь понятиями духа, любви, преданности, нравственности? В последних главах, маразм назидательности нарастает и Гирин начинает обвинять все религии в том, что те, дескать, неоправдали ожиданий человечества и привели его к светлому будущему. Отвечаем: ни одна религия, даже самая древняя, не ставила себе первостепенной задачей преобразования социума (лигарэ или рэ лигарэ - связь с Богом - от истинная задача религии, а остальное как получится). Тем более это важно для Йоги, которую так активно рекламирует Гирин, ведь термин "Йога" означает связь с божеством. Но нашему доктору важно взять от Йоги только форму, наполнив её научной сущностью. Такая редукция характерна для вульгарного атеиста и сцеинтиста, в чём Гирин так и не признался. В последних главах доктор отмежовывается от обвинений в вульгарности своего материализма, ригористически настаивая на том, что он признаёт духовные интенции человека, правда, с одной поправочкой - если данные устремления направлены на построение комунистического общества, где со смерть нужно мириться как с необходимостью, брать от жизни всё, но только аккуратно и альтруистично. Смех и только. Меня призывают смириться со смертью, подсовывавя светлое коммунистическое будущее.
Короче, книга умная, но не мудрая. А что такое мудрость? Мудрость - это ум минус глупость. Именно глупость, поданая под соусом серъёзного гиринского лица - это то, что портит эту книгу.
Спросите меня, читать ли эту книгу? Отвечу: возьмите лучше Ленина почитайте. У него, хотя бы, диалектический материализм, атеизм, и т.д. не прикрыты литературной мишурой. Кстати, сюжет мне не понравился, всё слишком просто и наивно. Книги не актуальна и станет классикой только для настольгируещих комуняк.
Забыл о названии книги сказать. Лезвие бритвы - это тонкая грань отделяющая противоположности. На этой грани, например, нахордятся: красота, любовь и т.д. Если вас этот образ приодит в экстаз, то читайте книгу. А я пойду церукал ещё выпью, уж больно тошнотворное послевкусие осталось.