Ванька и адаптация

Вадим Слуцкий
Когда я получил заказ на статью об адаптации ребенка к детскому саду, то, по правде говоря, основательно почесал в затылке. Как об этом писать? С одной стороны, я вроде бы знаю об адаптации все; а с другой стороны, что нового на эту сверхзаезженную тему еще можно сказать?
Зайдите в поисковую программу «Яндекс» и наберите в окне поиска фразу «Адаптация ребенка в детском саду». «Яндекс» дает ответ: «Нашелся 1 млн страниц». Как говорится, скромно, но со вкусом.
Тут уж бедный автор в затылке начешется, особенно, если он не собирается халтурить, повторяя «своими словами» то, что давно известно, а намерен написать полнокровный, оригинальный – и не только по форме, но и по содержанию – материал.
Что ж, попробуем! Давайте вместе попытаемся найти в этой проблеме что-то новое и притом важное для всех. Может быть, получится?

К тому времени, как Лида решила выйти на работу, ее сыну Владику исполнилось 2 годика и 8 месяцев. Лида не успела прочесть все миллион страниц в Интернет, а также все книги и статьи про адаптацию, но кое-что – примерно одну десятитысячную часть – она прочла. Все эти Интернет и журнально-газетные статьи похожи друг на друга, как ягнята в отаре. В общем, Лида поняла, что адаптация к детскому саду – тяжкое испытание и большое горе для матери и ребенка, и нужно подготовиться и сделать все возможное, чтобы она прошла «с наименьшими потерями».
Например, Лида стала кормить Владика почти так, как в детском саду (специально заходила и взяла там у повара недельное меню, сделала ксерокопию), еще месяца за три до начала этой самой проклятой «адаптации» (чтоб ей ни дна, ни покрышки!). Режим установила такой же: раннее вставание, дневной сон, прогулки точно в те же часы, что и в садике.
Кроме того, она постоянно водила Владика вокруг детского сада, благо, что он в соседнем дворе. Они даже заходили на территорию, видели, как играют дети. Лида старательно рассказывала сыну, как ему будет интересно играть с детками, и сын вроде бы ее слушал, как будто бы понял.
Познакомились с воспитательницей: молодой, симпатичной, видимо, доброй.
Владик развивался во всех отношениях нормально, говорил даже лучше, чем многие его сверстники; когда пошел в садик впервые, хорошо себя чувствовал.
То есть вроде бы все было хорошо.
В первый раз мама привела его в садик на час. Владик не плакал. Только, когда мама его забирала, был какой-то странный: так мы иногда выглядим после просмотра трехчасового фильма в кинотеатре – вроде мы не здесь, а еще там, в этом фильме. Как лунатики.
На следующий день Владик уже не хотел отпускать маму, рыдал, но она помнила, что написано в статьях про адаптацию: надо спокойно попрощаться и уйти, не оглядываясь. Хотя у нее сердце разрывалось, она сыграла свою роль достойно. Однако удалилась под аккомпанемент истерических рыданий сына.
Дальше - хуже. Владик почти перестал разговаривать, стал раздражительным, угрюмым. Даже на маму смотрел волком. В садике не хотел играть, сидел в уголке, не слушался воспитательницу. Стал писаться, плохо ел. Постоянно простуживался.
Воспитательницы говорили про Владика, что он ко всем в садике, и детям, и взрослым, в том числе и к ним самим, воспитательницам, относится враждебно. Чаще всех плачет, причем как-то странно: молчит часа два, потом вдруг как завопит: «Ма-ма!!!!» - и так жалобно, будто потерял маму навсегда. Растормошить его, отвлечь в такие минуты невозможно. «Запойный плач» его так утомляет, что он уже после этого ни гулять, ни есть не может: нет сил.
Лида все больше нервничала. Советовалась с педиатром, с психологом. И все же, спустя почти полгода, ей пришлось забрать ребенка из детского сада и отдать его частной нянечке (она брала детей на весь день и жила недалеко), с большим ущербом для своего кошелька. К тому времени у Владика наметился явный регресс в развитии, он постоянно болел и даже практически перестал расти, что уже совсем странно для трехлетнего ребенка.
Кстати, Владик оказался такой один-единственный не только в своей группе, но и во всем этом детском саду за последние пять лет.

А вот Ваня. Это сын Катерины Гарелиной, постоянного автора журнала «Мой ребенок». Он тоже недавно (летом 2009) пошел в детский сад.
Проследим за его первыми шагами и попробуем сделать выводы из «Ванькиного опыта».
30.06.09 Катерина мне писала:
«Завтра в нашей семье маленький праздник: Ваня первый раз идет в детский сад. Всего на час - с 16.00 до 17.00. Он уже знаком с воспитательницей. Мне она тоже понравилась. Я целый день сегодня говорила ему о том, как здорово он будет играть с детишками, покажет, как ловить комаров (он это очень любит, правда, пока получается их ловить понарошку, делая вид, что поймал), и это предложение (что-то показать, что он умеет) ему очень пришлось по душе. Говорит:" Я буду в пехочнице игать (в песочнице играть), а ты будешь на меня смотреть". Конечно, надеюсь, что первый день пройдет гладко, хотя загадывать ничего не буду - завтра напишу Вам. Но мне самой безумно интересно - как он в саду будет себя вести с незнакомыми детками…»
08.07.09: «…Да, Вы правы, один день ничего не решает - так и получилось. На прошлой неделе (Ванька начал ходить в сад со среды) он ходил просто отлично: никаких слез и истерик. Без проблем брал воспитательницу за руку, или заходил в группу сам, а вот с этой недели... Мы пришли с ним к назначенному времени в понедельник. К нам вышла другая воспитательница, которую раньше Ваня не видел и за руку он её взять наотрез отказался, что вполне понятно при виде незнакомого человека, хотя к той девушке он пошел сразу. И ещё одно обстоятельство, сыгравшее немаловажную роль в нарушении нормальной картины Ванюшкий адаптации в саду:  привели в группу ещё одну новенькую девочку, которая устроила жуткую истерику у нас на глазах, когда поняла, что её хотят увести от мамы (что тоже вполне понятно)… И получилась так называемая "цепная реакция". Ванька тоже почему-то стал кукситься, и воспитательница заводила его в группу уже с ревом. Я пришла через час. Весь коридор сотрясали децибелы плача новенькой девчушки. Воспитательница вывела мне Ванюшку, лицо которого явно выдавали следы только что закончившегося плача. "Вань, ты что, тоже плакал?" "Я не пакал!" - хлюпая носом, ответил мне мой сын. Воспитательница: «Он и правда потом успокоился, и мы играли, но как заплакала наша Даша, так сразу эстафету подхватил и Ваня. Это частенько бывает у деток, только начинающих ходить в сад. Это явление временное. Но я бы порекомендовала вам с Дашей ходить теперь в разное время. Кто-то - утром, кто-то –вечером». Мы решили с Дашиной мамой, что мы с Ваней так и будем ходить в сад утром, а они с Дашей - после дневного сна.
Во вторник Ванюшка тоже, как и прежде, с радостью собирался в сад: укладывал свой
рюкзак, решил, что наденет кепку вместо банданы, но как только пришли в сад, он начал капризничать, увидев воспитательницу, разревелся, и я раздевала его уже плачущего.Хотя, когда пришла за ним, воспитательница сказала, что он ходил с ними гулять, а на улице не плакал вообще.
Зато сегодня было ЧТО-ТО! На подходах к саду он отказался со мной идти, и я его "заманила" только шмелем на маргаритке перед дверями в садик. Раздеваться он не хотел вообще, кое-как справились с ним. В итоге воспитательница взяла его на руки, и уносила в группу под повторяющееся с одинаковой частотой: "Хочу к маме!" Пришла - опять в слезах. "Вань, ты плакал?" "Нет, не пакал!"
Успокоился, переоделся. Воспитательница: "Пока, Ванюша, завтра придешь? Будем
тебя ждать!" Ваня: "Пъиду завта". Как это все объяснить?..»
Сейчас Ваня уже нормально ходит в детский сад. Не болеет (во всяком случае, не чаще, чем раньше). Положительно относится к садику, к воспитателям и детям. Все у него хорошо. Собственно, уже недели через три так и было.
И это нормально. Именно так и должна проходить адаптация нормального ребенка к детскому саду: не без проблем, но успешно. Правда, сроки зависят от индивидуальности. Трех недель не всем хватает.
Попробуем проанализировать. Вроде бы Владика готовили к садику даже более тщательно. Правда, Катерина тоже приспособила Ванькин режим к садовскому, но менее тщательно и не так задолго, как Лида. Проблемы у Владика и Вани возникли тоже вроде бы одни и те же.
Почему же один малыш (кстати, он старше на несколько месяцев), как будто бы совершенно нормальный и здоровый, решить их не смог – а другой решил быстро и успешно?
Все дело в мамах. В их РАЗНОМ ОТНОШЕНИИ к детскому саду вообще и к процессу адаптации в частности.
Лида, начитавшаяся «адаптационной литературы», была этим чтением слегка напугана. Понятно, авторы подобных статей не рассчитывали на такой эффект: это у них получилось невольно.
Вот как, например, начинается одна из подобных статей (сайт газеты «Дошкольное образование»: www.dob.1september.ru): «Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»?»
Сама адаптация представлена в таких статьях как что-то очень плохое и опасное для ребенка, хотя и неизбежное. Главная задача – то плохое, что несет малышу адаптация, нейтрализовать, свести к минимуму.
Термин «адаптация» трактуется так: «Адаптация – это приспособление организма к окружающей среде». Приспособление «организма» должно быть максимально гладким, безболезненным. На это нацелены все советы авторов таких статей.
Правы ли они? В чем-то да. Однако ребенок – не «биологический организм». Вернее, он и биологический организм тоже (как и мы все), но не только и не главным образом. Ребенок – человек.
Определение «адаптации», приведенное выше, совершенно верно, если речь идет О ЖИВОТНЫХ. И совершенно неверно, когда мы говорим о людях. А дети – это люди.
Одна из особенностей человека состоит в том, что психологи и педагоги называют словом «установка». Например, вы изначально убеждены, что футбол – замечательная и увлекательная игра. Вам дают мяч, и вы его с удовольствием гоняете или часами пялитесь в экран телевизора, где 22 бугая гоняют такой же мячик по зеленому газону. А если человек уверен, что это глупо и скучно? Вряд ли он получит хоть какое-то удовольствие и от игры, и от лицезрения ее.
Вот так и с детским садом. Ребенок, идя в детский сад, или уже имеет какое-то мнение (не смейтесь: это действительно так!) о том, что это за место, что ему там предстоит делать, испытать – или он составляет себе такое мнение в первые дни в детском саду. И вот от этого – от того, КАКИМ будет это мнение – зависит если не все, то очень многое.
Лида изначально в глубине души боялась детского сада, трудностей адаптации. И хотя она не показывала вида, рассказывала сыну, как ему будет весело играть с детьми, но это не помогло. Души матери и ребенка – сообщающиеся сосуды. Малыш почувствовал тревогу мамы. И поэтому уже заранее БОЯЛСЯ.
Потом, когда начались проблемы – а они бывают у всех или почти у всех детей, и Лида это знала – мама все больше и больше тревожилась.
Короче говоря, здесь можно констатировать неудачу в адаптации не столько сына, сколько мамы. А сын оказался очень зависимым от нее, что для трехлетнего ребенка совершенно естественно. Он относился к садику ВРАЖДЕБНО, и это враждебность внушенная. Мамой.
Наконец, Владик не привык бороться, преодолевать трудности: он реагирует на любое испытание беспомощностью. К сожалению, этой беспомощности его научила мама – сама того не заметив. Она просто уверена, что раз ребенок такой маленький, то все его проблемы должна решать за него она.
Что до Катерины, то у нее изначально было положительное отношение к садику: не притворное – для сына – а самое настоящее. Она С ОГРОМНЫМ ИНТЕРЕСОМ и НАДЕЖДАМИ относилась к тому, что Ваня пойдет в садик.
То есть видела в «адаптации» не только плохое, но и хорошее – и даже в основном хорошее. Ваня чему-то новому научится. Это важный шаг вперед в его развитии. Ему – и мне - будет интересней. И это отношение мамы передалось сыну и помогло ему успешно и достаточно быстро пройти через трудности, которые были, как и у всех детей.
Очень многие авторы статей об адаптации оперируют словом «стресс», забывая дать ему определение. На самом деле «стресс – это ответ организма на любое предъявленное ему требование» (по Гансу Селье). Как видите, сам по себе стресс – не что-то плохое. Это наше естественное состояние. Мы же не хотим, чтобы ребенок вообще не способен был отвечать ни на какие требования жизни? А ведь будут в его жизни и другие испытания, посерьезнее адаптации к детскому саду.
Тот же Ганс Селье (крупнейший мировой авторитет по проблеме стресса) говорит: «Стресса не следует избегать» и «Полная свобода от стресса означает смерть».
Итак, адаптация – не что-то плохое. Это новое требование, которое жизнь предъявляет ребенку, и это хорошо. Она даст ему возможность стать сильнее, лучше, пойти вперед в развитии.
Наверное, вы согласитесь со мной: главное, от чего зависит адаптация малыша к детскому саду, то, как она будет происходить, - это отношение мамы к этому событию в жизни ребенка. Если она видит в этом только опасность, что-то плохое, вредное, что нужно как-то обогнуть, обхитрить, чего лучше бы избежать – вряд ли адаптация пройдет гладко.
Если предварительное мнение о детском садике у малыша отрицательное (он чувствует тревогу мамы), а первые его впечатления в садике тоже не самые приятные – вряд ли можно ожидать быстрой и успешной адаптации.
А лучше бы первые часы и дни малыша в саду продумать и организовать так, чтобы он сразу почувствовал себя хорошо.
Например, Ване Гарелину очень помог совет мамы воспитательницам – использовать ее сына как помощника. Дело в том, что Ваня – очень самостоятельный мальчик. Он постоянно заботится о взрослых, пылесосит – и ему это нравится. Воспитатели рады такому помощнику, который и столы расставит вместе с ними перед обедом, и стулья поможет задвинуть и игрушки убрать. Отмечают его организаторские способности: всех собрать на обед (он сам
говорит воспитателям, двигая обеденный столик: "Помоги мне!"). И Ваня доволен, потому что занимается тем же, чем и дома, и хорошо себя чувствует при этом. Он нашел себя в детском саду – и потому успешно адаптировался.
И каждому ребенку нужно что-то такое найти, что ему сразу в садике понравится.
Кстати, Ваня долгое время ходил в садик с Микой (плюшевым медведем). Это банальный, но очень верный прием: помогает почти всегда. Взять с собой любимую игрушку, кусочек дома.
Часто дают такой совет: говорите ребенку правду. Не надо говорить, что вы придете «скоро», скажите, что «нескоро».
Но у детей совершенно другое восприятие времени, чем у нас. Для малыша 2-3 лет – час и три часа – это в равной мере «нескоро». Конечно, время расставания с мамой должно увеличиваться постепенно, но главное не это – а то, насколько хорошо себя чувствует ребенок в течение этого времени, занимается ли он тем, что ему нравится.
Расставание с мамой – стресс для любого малыша. Но если «разлука» заканчивается интересной беседой о том, что было в садике, причем ребенок чувствует гордость от того, что им, его поступками интересуются, что он растет, взрослеет, то привыкнуть к отсутствию мамы будет не так уж трудно. Спрашивать малыша после садика лучше о положительном, а если его не было, постараться сделать так, чтобы что-то хорошее в его «садиковой» жизни появилось.
Вот что писала мне Катерина уже 24.07 (через три с половиной недели после первого Ваниного дня в садике): «УРА! Ванька встал сегодня утром,и его первая фраза была: "Мама, пойдем в садик собиаться (собираться)!" Я чуть чашку с чаем не пролила от этого неожиданного заявления. Новая воспитательница, вышедшая из отпуска, пришлась Ване "по вкусу" - к ней идет без проблем, да и с другой отношения вроде бы тоже наладились…  Приходя из сада, стал частенько ... признаваться мне в любви. Да-да! Подойдет, ни с того
ни с сего обнимет и скажет: "Я тебя люблю!" Вот так просто! Обнимемся, и снова он идет по своим делам. Понимаю: скучает. Он мне так и говорит: "Я тебя ждал, и ты пъишла! Соскучийся!"
Разве это не новый опыт в Ваниной жизни? Разве ему он ничего не дал? А не будь садика, не было бы этого опыта – да, расставания с самым близким человеком, - но ведь «за расставаньем будет встреча», и это прекрасно.
Не может такого быть, чтобы человек НИКОГДА не сталкивался ни с какими трудностями, НИКОГДА не подвергался испытаниям, чтобы жизнь не предъявляла к нему НИКАКИХ требований. Это была бы уже не жизнь, а смерть. Если не биологическая, то духовная. Разве мы этого хотим для своих детей? Конечно, нет!
Так что, трудно малышу будет, это точно. Но это хорошо. Это еще один шаг в его человеческом восхождении.
Ваш малыш идет в детский сад? Поздравляю вас! И Ванька поздравляет. Это очень хорошее событие в жизни вашего ребенка – и в вашей жизни.

Итак.
Особо трудно проходит адаптация к детскому саду тех детей, чьи мамы:
1) подсознательно боятся детского сада (а вдруг будут обижать! а вдруг заболеет!), не могут справиться со своей тревогой;
2) не видят в адаптации ничего положительного, хорошего, относятся к ней только как к своего рода болезни;
3) считают процесс адаптации ребенка к садику по сути таким же, как и процесс адаптации любых живых организмов к окружающей среде, игнорируя то очевидное обстоятельство, что ребенок – не животное, а человек;
4) не отделяют ребенка от себя, на эмоциональном уровне воспринимают его как часть себя (и обычно так и говорят о своем малыше: «мы», «наш аппетит», «наш стул» - и т.п.); подсознательно боятся отделения ребенка от себя, его взросления, не ощущают отделение малыша от себя как что-то положительное;
5) допускают серьезные ошибки в воспитании, например, полностью игнорируют  самостоятельность ребенка, никогда и ни в чем не дают ему права выбора; не приучали ребенка играть в одиночестве, оставаться на время без взрослых; не приучают ребенка преодолевать посильные трудности самостоятельно, решая все проблемы за него;
6) не позаботились о том, чтобы настрой на садик у малыша был положительным, а его первые впечатления в садике – приятными;
7) не приспособили заранее режим ребенка к «садовскому».
Иногда проблемы связаны с индивидуальностью ребенка (есть особо чувствительные и ранимые дети, это не секрет) и тем, что сама мама не понимает особенностей индивидуальности малыша: в этом случае вам может помочь консультация психолога (психолог есть в том же садике, куда пойдет или уже пошел ваш малыш).
Наконец, нужно учитывать, что эта статья написана педагогом, который разбирается и в психологии – но не в медицине. А адаптация к детскому саду – еще и медицинская проблема. Иногда именно медицинские стороны адаптации выходят на первый план.

А.С.Макаренко говорил, что «настоящим стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Поверьте, садик может стать для малыша таким стимулом. Конечно, тут многое зависит и от воспитателей, от самого садика. Но еще больше – от вас.
Самый обычный садик – это все равно что-то новое и интересное в жизни малыша. Радуйтесь этому. И тогда все трудности станут преодолимы.