Начальная школа

Владис
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
(Зарисовка – 5)

У этой школы было довольно большое деревянное здание на улице Галактионова, если не ошибаюсь, семь классных комнат, а в середине – рекреакционный зал, служащий также и спортзалом, и актовым залом. В одной из угловых комнат была учительская, буфета как такового не было, а еду (школьный завтрак) ежедневно привозили из какого-то распределителя, сперва  на лошади, а потом уже и на машине, обычно к концу третьего урока. Ели в порядке возраста: сначала самые маленькие (1 класс), их было два, наш был «Б», затем вторые, третьи, а четвертый в том году был только один и тот небольшой. Надо сказать, что школа большой популярностью не пользовалась, и к переходу на вторую ступень родители всеми правдами и неправдами переводили учеников в более престижные школы. Замечу, что почти сразу после нашего выпуска эта школа стала вспомогательной (а учителя те же остались!).
Уроки проходили по «дремотной» системе: учителя что-то читали, писали на доске, мы что-то списывали, что-то пытались решать более-менее самостоятельно, но обычно самостоятельная работа оставалась на дом, дети с утра еще приходили заспанные, и мало подвижные, только  третий урок, тем более в предвкушении завтрака, проходил более активно. Я из разговоров с ребятами выяснил, что многие с утра и не ели ничего, так что какой-то активности от них до обеда ждать было нечего. Для учителей это тоже тайной не было, поэтому у нас урок «Физкультура» проходил в режиме маршей под баян или «свободных игр», где участвовали только  желающие.
Обычная игра – «ручеек» – интересно, помнит кто ее сейчас? Дети вставали парами, обычное требование учителей, чтобы девочка стояла в паре с мальчиком и наоборот, после нескольких проходов теряло свой смысл. Два-три человека оставались или специально (плюс за активность) или просто пары сначала себе не выбрали. «Свободный» игрок проходил внутри этого коридора, получая иногда подзатыльники от друзей, и «выбивал», разорвав руки, себе пару, они вставали в конце «ручейка», а он потихоньку сдвигался.
Обычно игра заканчивалась, когда прошла половина «списочного состава», но за этим мало кто следил, поэтому она могла оказаться и быстротечной, и долгой. Потом, через много лет, я пытался возродить эту игру в своем лицее, но в смешанных группах это действительно  проходило оживленно, а вот в «однополых» группах был полный провал …
Были игры  с детскими небольшими мячами, например, закинуть мяч с расстояния примерно 3 метра в ведро (пародия на баскетбол), иногда мячи заменялись детскими игрушками небольших размеров. Мне кидаться игрушками было интереснее.
Пробежек почти не было, как и каких-то отжиманий и  подобных силовых упражнений. Тут ситуация объяснялась просто: сама учительница была уже пенсионного возраста, а показать она могла только то, что могла.
Последним уроком у нас обычно было «чистописание», мы водили своими перьями по тетрадям, непрерывно глядя в прописи. Это было мне очень скучно, а после еды я был на грани засыпания. Из других предметов мне больше всего нравилось «Естествознание», то есть, рассказы и о природе, и о животных, и о растениях, и немного о людях. Книг было мало, на класс 2 - 3 штуки, поэтому мы просто слушали эти истории в исполнении Анны Дмитриевны. Надо сказать, что читала она выразительно, учебник уже хорошо знала, и каких-то вопросов у нас не возникало.
Начальная школа по учебному плану заканчивалась двумя экзаменами: по математике и по русскому языку, но нам сказали, что оценки будут выставлены и согласованы с родителями, будет проведено совместное собрание детей и родителей с присутствием директора школы… а директором тогда была еще очень известная в Чистополе женщина Нохратская (жаль, не помню ее имени-отчества). Она была заслуженной учительницей СССР, даже что-то публиковала в каких-то методических журналах в Казани.
Большинство из нас, в том числе и меня (не знаю уж как маму) вполне устраивал такой вариант.
Рассказывать более подробно об этих годах – честно говоря, нечего. Просто ребенок рос, и слава Богу!