Lecture v Article

Пятигорский Реувен
Моя писательская, переводческая и редакторская деятельность в рамках Торы началась не вчера. Помню, давным-давно, по прибытию в Израиль участвовал в подготовке статьи рава Пантелята про любовь. Сознаюсь, что ни разу эту статью не использовал на устных занятиях с учениками. Сейчас напишу пару слов – почему.
Прежде всего, подчеркиваю, что не собираюсь ее критиковать. Если бы нашел в ней хоть что-нибудь, идущее вразрез с моим взглядом на предмет, не брался бы в свое время литературно ее править.
Упоминаю же я ее здесь лишь для демонстрации своего подхода к лекциям и урокам. Подход такой: устно никогда ничего не критиковать (а письменно – только все взвесив и очень дозированно). Крутое начало для поста?
**  **
С прелестями современного брака вне Торы, более-менее, знакомы все (хотя собранные в один материал они, конечно, поражают не столько самобытностью подхода, сколько разнообразием языка, приемов и своим количеством). Тем не менее, лично мне более продуктивным уроком кажется такой, где с самого начала говорится, чем хорош еврейский брак, а не чем плох нееврейский.
Вы скажете, это тяжело, хотя бы потому, что в еврейском браке слишком много необычных моментов, которые могут отпугнуть, а не приблизить; скажем, такие как миква, женский головной убор, циклы запрета на брачную связь и пр.
Ну да, могут отпугнуть. Так кто нас просит начинать с миквы? Начнем с самой простой и естественной вещи – любви.
Что под этим термином понимается, все знают, даже совсем юные девушки и юноши (вернее, догадываются и ждут ее, готовы к ней). Но далеко не все знают, как этим чувством управлять, как его продлить, не дать погибнуть под обвалом быта и прочих испытаний на прочность, которых вокруг полным-полно. А мы расскажем – и это будет чистой правдой – как в среде евреев Торы любовь хранится всю жизнь – от хупы и до старости – не меняясь и не тускнея.
После чего останется только спросить аудиторию: такой любви хотите? – И, поверьте, мало кто откажется. Вот тогда – на третьей лекции или на второй день семинара – можно переходить к деталям – но все равно осторожно, в щадящем режиме, без нажима и давления.
**  **
Итак, тему в иудаизме, которую подняли на уровень урока, обсуждаем через позитивы Торы, а не через критику всего, что лежит вне Торы.
Общий вывод (если расширить тематику и говорить не только о браке): не критикуем прочие еврейские течения. Если мы "литаим", то ни в чем не обвиняем "миснагдим", "хабадников", "хасидов вообще", "вязанные кипы", – и наоборот. А если мы "хасиды", то не бросим камня в направлении Слободки или Новогрудка.
Более того, я бы рекомендовал не говорить ничего плохого про реформистов и консерваторов.
Или нет, давайте возьмем круче: не стоит критиковать ни христиан, ни буддистов, ни коммунистов и пр., включая сюда народы, страны и даже идеологии.
А тем более отдельных людей, даже если иногда трудно удержаться.
Почему? Потому что у нас цель приблизить к Торе. А еврейское сердце слабо приближается к тому, что полно критики и злобы, что машет кулаками и грозится. Короче: когда нет пользы и необходимости в ругани – не ругаемся, о'кей?
И то же самое в любом разговоре о Торе – с друзьями, знакомыми на работе, попутчиками в поезде, с мамой, которая еще не разделяет нашей пламенной любви к заповедям вообще и к кашруту на маминой кухне в частности. Ничего не критикуем, никого не обвиняем – а говорим только в позитивном ключе.
Ну вот, собственно, и все на сегодня. Статья про любовь весьма хороша[1], но именно как статья. В качестве вступительной лекции в мир иудаизма она, по-моему, не очень подходит. Надеюсь, никого не задел?
 
 
[1] Ее можно показывать всем на свете, не только евреям. По крайней мере первые три четверти текста – до абзаца: "А теперь вспомним, что разговор идет о традиционных еврейских ценностях…"