Портреты. Неформалка

Корсакова Елена
               
Когда я увидела входящую в аудиторию девушку в ярко желтом пиджаке, то сразу подумала: «Здорово было бы с ней ближе познакомиться». Так и случилось.

Меня всегда тянуло к интересным людям. Может быть, потому что не терплю обыденности и серости. Когда встречаю человека, не похожего на других, тогда всегда не против пообщаться. К счастью, так и получается…

В далеком 1990г. я приехала поступать в институт на месяц раньше, чтобы пройти подготовительные платные курсы. Нас собрали в аудитории на собрание. Когда уже шло собрание, я скучающим взглядом посмотрела на присутствующих и поняла, что мне ни с кем не будет интересно. Но чуть позже зашла опоздавшая девушка: яркие рыжие длинные волосы, броский макияж, желтый пиджак и смущенная улыбка. Интуитивно я поняла, что мне с ней будет интересно.

Оказалось, что девушку звали Влада, она поступала на один факультет со мной: режиссуру. Мы были ровесники, закончили год назад школу. Она успела уже поучиться в другом творческом ВУЗе, который она бросила. Я поступала второй раз, после нескольких месяцев активной работы в театре-студии. Влада, в отличие от меня, была местной, а я остановилась на квартире.
Ее родители были творческими людьми. Папа когда-то снял фильм, в котором была критика существующего строя, и его депортировали из страны. Он уехал, кажется в США. Влада жила с мамой-актрисой в коммунальной квартире.

С первого занятия, когда мы познакомились, нам было интересно общаться. Оказалось, что мы обе были влюблены в театр и очень интересовались режиссурой. Мы могли часами бродить по городу, сидеть в кафе  и разговаривать об искусстве. Что было удивительным в нашем общении, что мы были очень похожи в своих взглядах. Когда я развивала свою мысль, Влада ее продолжала. И наоборот. Казалось, что говорит вслух один человек. Однажды я ей сказала: «Влада, странное дело… Мы выросли в разных городах, у меня простая семья, ты – из творческой богемы. Почему мы так похожи?» Она только улыбалась в ответ.

Были, конечно, отличия между нами. Например, Влада принадлежала к хиппи. Я была вне всяких группировок. Влада курила, я нет. Она имела яркий актерский талант, а я позволяла смущению прятать свои актерские способности.

Вся наша группа на курсах привыкла к нашей дружбе. Даже преподаватели поставили нам время на индивидуальные занятия друг за дружкой. Когда я приходила на занятия сценречи, она всегда ждала меня: в кабинете или коридоре. Часто я тоже  ожидала после ее занятий. Однажды одна преподаватель по режиссуре сказала Владе, что если она вместе со мной не поступит в этот год, тогда через год она готова взять нас к себе в группу обеих. Она будет выпускать курс и брать первокурсников. Так мы ей понравились. Еще бы! Нам задавали домашнее задание: режиссерский разбор пьесы, а выполняли его мы только с Владой. Другие у меня списывали. (Влада часто опаздывала). Человек пришел учиться на режиссера, он должен по своей природе обладать личным мнением, а уже на подготовительных курсах списывает задание у другого. Что интересно, списывающие люди в том году поступили учиться, т.к. у них были направления с мест работы, куда их возьмут на работу…

Влада всегда нестандартно одевалась. Это на первую встречу она пришла в институт в пиджаке. Обычно она одевалась неформально. Тельняшка была ее любимой формой, с каким-то поясом. Она по городу часто ходила босиком. Вначале меня это немного смущало, в нашем городе я никогда не встречала таких людей. Но она объясняла мне, что хиппи ходят босиком для близости с природой. Они ведь – дети природы. У нее были смешные круглые очки от солнца. Многие вещи она покупала на барахолке, как раритет.

Однажды стою у входа, жду ее, как всегда. Вижу, что идет в белой (!) юбке и тельняшке своей. Смотрю внимательнее и вижу, что юбка понизу неровная, какие-то нитки висят… На мое удивление Влада отвечает, что шила утром юбку, начала подшивать низ, получилось неровно, тогда она взяла ножницы и сама обрезала криво подол юбки. Оригиналка, да и только!

Влада всегда была веселой, очень коммуникабельной, и любила меня разыгрывать. Наверное, потому что я доверчивая. Но меня подкупал ее актерский талант. Я слушала, как она читала отрывок из «Реквиема» Ахматовой. У меня мурашки не покидали все тело, пока она читала стихи. В режиссерском этюде, куда я взяла ее участвовать, она блистательно справлялась со своей ролью.

Однажды мы пошли с ней на спектакль в местный театр. После выхода на улицу, мы стали бурно его обсуждать. Раньше, когда я высказывала свою критику на фильм или спектакль, меня редко кто поддерживал. А здесь я увидела живой интерес к критике и активное участие в обсуждении. Тогда Влада удивилась моей наблюдательности и сказала, что мы с ней могли бы быть неплохими театральными критиками. Или, например, статьи писать куда-то. У нее даже знакомый есть, который нам помог бы в этом.

Наша преподаватель по режиссуре ставила с нами один этюд. Она спросила: какие профессии мы будем изображать. Я сказала, что секретаря, а Влада захотела показать уборщицу, т.к. мы играли этюд про какую-то контору… Этот этюд я еще не раз вспомню в своей жизни!

Перед экзаменами мы встретили одну нашу общую знакомую Жанну-армянку. Я знала Жанну по прошлому году, когда мы тоже вместе поступала в этот ВУЗ. Влада знала Жанну по местной тусовке хиппи. Мы стали часто проводить время втроем. Жанна тоже была нестандартной девушкой, но старше нас на несколько лет. Однажды сидим мы в каком-то сквере. Влада с Жанной курят, а я в сторонке на лавочке о чем-то задумалась. Жанна поворачивается ко мне и говорит: «Лена, извини, что мы здесь курим»… Я только улыбнулась, а Влада ответила: «Лена у нас – чистый человек, она все понимает»…

Однажды она пригласила меня к себе домой в гости. Я никогда раньше не была в коммуналке. Старый дом с высокими потолками. Огромные окна, которые выходят в тенистый двор. Там она рассказала мне, что однажды пыталась дома покончить с собой, но ей помешали…

В том году первый курс набирал режиссер, про которого ходила слава как о взяточнике. Он был приверженец консервативных взглядов. Помню, что сижу я в зале во время консультаций, до экзамена. Идет прослушивание абитуриентов. Вышла на сцену Влада в белой юбке, тельняшке и черных грубых туфлях. Нитки свисают с юбки, на голове рыжий беспорядок, большие пышные губы растянуты в широкой улыбке. Я подумала, что режиссер не захочет взять к себе на курс такую студентку… Ей поставили двойку по специальности! А она так потрясающе читала Ахматову, и в этюдах ей не было равных. Мне поставили четверку…

Влада сказала, что я буду жить у нее, а не в общежитие, затем я возьму академотпуск, поработаю годик, и когда будет набирать курс наша с ней любимая преподавательница, мы без труда будем учиться вместе. Но я не прошла по конкурсу…

Этюд оказался пророческим. Я стала работать секретарем в строительном тресте, она устроилась уборщицей в театр, чтобы быть ближе к любимому искусству.

К сожаленью, наши пути в жизни разошлись. Я не знаю даже где она.