Осторожно, космос. Часть двадцатьвторая

Борис Волков
                Осторожно, космос
                Часть двадцатьвторая
                Спустя полгода

   В этот день в зале управления полетами ГУНа было особенно многолюдно. Дополнительно присутствовали специалисты НПО Форсаж во главе с Сергеем Крыловым. Они работали за двумя пультами управления космическими аппаратами. К Луне подлетел беспилотный истребитель в сопровождении пилотируемого корабля с группой специалистов. Программой испытаний, кроме всего прочего, предусматривалась стрельба по космическим и лунным целям. Эту часть испытаний должна была пройти в космическом пространстве Луны, невидимом с Земли. В штатном режиме всю программу испытаний планировалось провести в автоматическом режиме.
   Руководитель полета опытный оператор ГУНа Игорь Сизов сидел за отдельным рабочим местом. На его   основном компьютере высвечивалась программа и методка испытаний, рядом стоял монитор, где высвечивалась расчетная и реальная траетория полета двух космических кораблей. Крылов и Павлов сидели рядом невдалеке от переговорного устройства громкой связи, по которому они могли слышать все переговоры участников испытаний.
   Старт и полет до окололунного пространства прошел нормально. Корабли уже заняли предназначенные для них лунные орбиты, где беспилотный истребитель должен был пробыть двое суток и отстреляться, после чего совершить маневр для захода на посадку и совершить ее на ВПП. Корабль сопровождения, находясь на другой орбите, в штатном режиме выполнял роль ретранслятора телеметрии и команд управления в те периоды времени, когда истребитель уходил из зоны радиовидимости с Земли. На корабле сопровождения  (КС) был установлен резервный пульт ручного управления истребителем. За этим пультом посменно дежурили два оператора.
   Шло врямя, истребитель завершил первый виток вокруг Луны и пошел уже на второй, командир корабля сопровождения бодро рапортовал о штатном режиме полета и о хорошем самочуствие членов экипажа, сотрудники центра управления (ЦУ) тоже пребывали в хорошем настроении и, расслабившись, тупо смотрели на экраны мониторов. Павлов неспеша прогуливался по залу. По его лицу можно было догадаться, что он витает где-то далеко от центра управления. Только Крылов сидел в кресле с мрачным выражением лица и о чем-то напряженно думал.
   - Сергей, ты чем-то не доволен? - услышап он голос Павлова, который тихо подошел к нему.
   - Всем? Слишком гладко все идет.
   - Да, действительно.
   - Особенно хорошо работает связь. Ни разу не услышал эфирных шумов, помех и щелчков при переключении каналов с КС на истребикель. Послушай, студийное качество.
   - Ничего удивительного, на КС уснановлены модернезированные  УРС (устройства регенерации сигналов). Они работют лучше любых НУПов, применяемых в системах поредачи данных на большие расстояния.
   - Знаю я эти УРС, такое же барахло, как и НУПы.
   - Да, Сергей, правильно говорят: живого клиента трудно удовлетворить.
   - А скажи мне, пожалуйста, кто такой Степан Юрьевич в экипаже КС.
   - Степан..., Степан..., не знаю. На КС Сепанов нет.
   - Это точно?
   - Точно. Там воовще по именам никто никого не называет...
   - Тогда почему Первый, то бишь командир, горорит какому-то Степану Юрьевичу: "Понял, Степан Юрьевич, заканчиваем?..."
   - А что говорит Степан Юрьевич?
   - Ничего. Летит Степан на КС, всю дорогу молчит и не ясно, заканчил он или кончил.
   - Не горячись, Сергей, я, кажется, догадываюсь кто этот Степан.
   - Кто он?
   - Это Степан Юрьевич - инструктор центра подготочки астронавтов. Работает у Геннадия Ивановича. Участвовал в подготовке экипажа КС... Сергей, нас кто-то дурит. Мы слушаем записи тренеровок на треннажерах.
   - Дима, срочно разберись со связистами, подключи службу безопасности.
   Павлов бысто направился к связистам и на ходу с кем-то разговаривал используя радиогарнитуру.
   Прошло полчаса. Неожиданно по громкой связи поступил рапорт оператора дальней космической связи.
   - Отказ основной и резервной системы радиообмена ЦУ с КС.
 Это означало, что прервалась двухсторонняя радиосвязь центра управления (ЦУ) с кораблем сопровождения, а значит и с истребителем тоже. Руководитель полета нажал желтую кнопку на небольшом пульте, закрепленном на левой руке, и обратился ко всем начальникам наземных радиоцентров.
   - Вниманию всех начальников наземных служб связи, доложите, согласно вашему приоритету, кто в настоящее время принимает сигналы с космических объетов Ф1 и Ф2. В зале управления воцарилась тишина.
   Выдержав минутную паузу, Сизов включил громкую связь и спокойным голосом сделал объявление для присутствующих в зале:
   "Уважаемые коллеги, сейчас, пока мы проводим мероприятия по восстановлению связи с космическими объектами, вы можете слелать перерыв. Не выключайте и не снимайте ваши аудиогарнитуры, я надеюсь, мы скоро продолжим нашу работу."
   Павлов, который уже к этому времени появился в зале, подошел к руководителю полета и попросил выключить громкую связь, после чего сказал ему несколько фраз и затем подошел к Крылову.
   - Сергей Петрович, сотрудники службы безопасности обнаружили повреждение кабеля на входе в наш радиоцентр. Кроме этого, обнаружено подключение кабеля к каналам городской телефонной сети.
Об этом я сообщил руководителю полета и попросил его не оглашать эту информацию. Пусть все работают по фактической ситуации.
   - Правильно. Если имеет место нелегальное подключение, то дело тут не в случайном повреждении кабеля.
   - Разрыв кабеля уже устранен, а связи по-прежнему нет.
   - Этого следовало ожидать. Среди наших сотрудников орудуют крысы. Их надо срочно обезвредить. Дима, возьми руководство управлением полетом на себя.
   - Пока не вижу в этом необходимости. Корабли, согласно программе испытаний, летят в автоматическом режиме. Сейчас будут задействованы радиолокационные средства для обнаружения наших космических объектов. Подождем минут двадцать и узнаем находятся они еще на орбите Луны или нет, потом начнем волноваться.
   - Волноваться не будем, давай разберемся. Перед стартом мне сказали, что на КС был заменен основной экипаж операторов управления истребителем. Оба неожиданно заболели. Тебе не кажется это странным?
   - Да, кажется, но большого смысла их заражать ОРВИ нет. У нас есть еще несколько равноценных экипажей.
   - А кто сейчас вместо них на КС...?
   - Ты вряд ли их знаешь. Это Юрий Смолов и Евгений Витов.
   - Евгений Витов?... Однофамилец... , у меня сын Евгений Витов.
   - Сергей, ты что, не знаешь чем твой сын занимается?
   - Коккеем он занимается, постоянно на сборах....
   - Подойди к начальнику центра подготовки астронавтов, я его недавно здесь видел. Спроси какой это Витов.
   - Ладно, пойду найду Гену и поговорю с ним об экипаже КС.
   Когда Крылов вышел из зала управления, Павлов вспомнил, что у Крылова младший сын был усыновлен им после смерти родителей мальчика. Об этом много писалось в "желтой" прессе, поэтому историю усыновления все сотрудники ГУНа знали. Все знали и настоящих родителей Жени Витова. Отец Жени был командиром экипажа, в котором работал Крылов.
   Тем временем Крылов нашел Геннадия Ивановича и начал с ним беседовать.
   - Гена, привет, пока образовался перерыв, расскажи мне об операторах ручного управления истребителем, которые работают сейчас на корабле сопровождения.
   - Это дублеры основного экипажа, очень молодые ... Погоди, ты что не в курсе, что в дублирующий экипаж включен твой сын Женя Витов?
   - Понимаешь..., я никак не думал, что он ... Он что, так быстро стал хорошим специалистом.
   - Он не просто хороший, он один из лучших, только еще очень молодой. Я сам не думал, что ему придется лететь. Замены экипажей у нас бывают нечасто.

   Прошло более получаса и, наконец, Павлов получил сообщение о том, что на орбите Луны находится только один корабль, который не отвечает на запросы опознования. Вероятно, это и есть один из двух кораблей, участвующих в испытаниях.
   Руководитель полета сделал общее объявление по локальной радиосети.
   - Коллеги, прошу всех пройти в зал и занять свои места, продолжим нашу работу.
  Через пару минут Сизов объявил о режиме работы центра управления в режиме ЧП и об организации штаба
(раннее его называли гостиной) с круглосуточной работой специалистов по устранению или преодалению аварийной ситуаци. Работой штаба руководил Дмитрий Павлов. В ее состав, в частности, вошел директор НПО Форсаж Сергей Крылов и ученый с мировым именем профессор Светиков. Последний специализировался на мониторинге астероидных угроз для Земли и космических объектов. Первое совещание группа провела тут же в зале управления. Светиков на нем не присутствовал, но был срочно вызван в ГУН.
   - Коллеги, - начал говорить Павлов открывая импровизированное совещание, - давайте определимся с  версиями этого ЧП и начнем их проработать. Вот товарищу Крылову я предлогаю рассмотреть криминальную версию - спланированную диверсию. Ему эта тема близка по его прошлой деятельности. Товарища Светикова мы озадачим двумя вопросами. Первый из них: повреждение кораблей астероидами. Второй - возможность использования его мощного телескопа на Луне для осмотра нашего корабля.
   Что касается меня, то я свяжусь с командованием космическик крейсеров, несущих дежурство вблизи окололунного пространства, и попрошу оказать помощь аварийному кораблю. Какие  будут еще предложения?
   - У меня есть предложение, но оно не касается ЧП... - начал говорить Крылов.
   - Это попозже, Сергей, пусть сначала все выскажутся по вопросу нештатной ситации.
   Когда Павлов закончил совещание и все разошлись по рабочим местам, Крылов снова обратился к Павлову:
   - Дмитрий Николаевич, я прошу вас дать указание произвести запуск к Луне резервного истребителя, который еще не снят со стартовой позиции.
   - Сергей, ты хочешь получить еще одну головную боль? Давай сначала разгребем эту кучу.
   - Никакой головной боли не будет. Ты скажешь, его запустят и он полетит себе в автомате. Испытания пока еще никто не отменял.
   Павлов ненадолго задумался.
   - Ладно, запустим, не будем гневить Главного. Но вы, Сергей Петрович, помните о моем поручении, ваш сын на КС.
   - Уже доложили?
   - Да, все уже в курсе.
   - Если это диверсия, я найду этих гнид и лично их грохну.
   - Только осторожно, Сергей, не ошибись...
   Крылов похлопал Павлова по плечу и вышел из зала управления. Он решил срочно связаться со своими бывшими сотрудниками из малого государственного предприятия Семафор.