Толстой о царстве божием. 1

Андрей Якуп
  В своей статье «"ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ ВАС, ИЛИ ХРИСТИАНСТВО НЕ КАК МИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ, А КАК НОВОЕ ЖИЗНЕПОНИМАНИЕ", написанной в 1893 году, Лев Николаевич Толстой противопоставляет две точки зрения: библейскую - «око за око» и собственную – «непротивления злу насилием». Он рассматривает только две возможные крайности, в то время как истина, как это чаще всего бывает, находится между ними.
 
  Началось с того, что современная наука расставила точки над i, определив, кто есть кто. Она поставила Веру и науку в равное положение, в том смысле, что обе они, по существу, являются Программами сохранения социума, обеспечивающими его членам комфортное существование.
Вера – Программа древняя, рассчитанная на интеллектуально примитивное животное вида гомо сапиенс, к тому же настолько искажённая собственным «хранителем» - церковью, и временем, что потеряла свои цель и смысл. Комфорт и сохранение людей нивелированы позицией церкви «Христос терпел и нам велел» и «конец света неизбежен в долине Армагеддона, готовьтесь к нему, прихожане». Наука рассматривает Программу самосохранения человека, как результат естественного отбора наиболее стабильных систем из тех, что имеются в наличии.
Научный подход к проблеме позволил английскому этологу и эволюционному биологу Клинтону Ричарду Докинзу разработать математическую модель развития социума, исходя из трёх типов участвующих в ней индивидуумов. «Простаков», помогавших всем без разбора, «плутов», стремившиеся эксплуатировать друг друга и «злопамятных», которые, помогая друг другу, при первом контакте, отказывали в помощи индивидуумам, ранее отказывавших в помощи им самим.
В эксперименте первоначально участвовали по сотне представителей каждой группы, которые встречались каждый с каждым по круговой системе. В каждом очередном поколении в игру вступали только программы, «выжившие» на предыдущем этапе. Так продолжалось в течение тысячи поколений. В результате, Р.Докинз показал, что правы обе точки зрения и ошибаются тоже обе. Наиболее вероятен комфорт в обществе в том случае, когда при первой попытке обмана «плут» будет прощён, а в случае повторения его неблаговидного поступка – ему воздастся по полной программе «око за око». То есть, Программа должна обладать определённой гибкостью и учитывать предыдущую историю отношений.