Закон и религия

Дмитрий Ромашевский
                1
  Со времён далёких лет истории, таких далёких и ранних, которые только может помнить человек, люди всегда искали возможность сделать отношения между собой более справедливыми, а древние правители - укрепить свою власть. Для этого они писали законы.
  Немногие из власть предержащих заботились о том, чтобы их народ жил в мире и процветании. На  нравственность народов древнего мира влияли проповедники и философы.
  История не повторяется; но изучение её важно, т.к. человеческая природа меняется очень незначительно.
    В каждом царстве древнего мира были свои  судьи или жрецы, выполняющие эту роль,  соглядатаи, военные, стоящие на охране закона. Всё это давало царям уверенность, что народ им подчиняется.

  Одним из первых известных нам сводов законов стал Закон царя Вавилонии   Хаммурапи,   составленный более 3000 лет тому назад. Этот выдающийся правитель объединил в единое государство города Месопотамии и построил мощную империю, столицей которой был  Вавилон, ставший культурным центром Востока.  Его законы гарантировали подданным разрешение конфликтов не под действием сиюминутной аффектации, а посредством справедливого суда.
  Хаммурапи  продолжал совершенствовать свой свод законов в течение жизни, добавляя в него новые положения.
   Для популяризации конституции  и воспитания народа  в городах империи были воздвигнуты стелы из серо-зелёного диорита, с выбитыми на них основными законами. В верхней части каждой плиты был изображён сам Хаммурапи, получающий свиток с законами от Бога Солнца Мардука.
    Верил ли  Хаммурапи в Бога Солнца, или это было его политической уловкой, пусть каждый решает сам, мне же кажется, что великий царь был не только расчётливым политиком, но и отцом своих народов, т.к. свод законов, составленный им (и, вероятно,  не им одним),  свидетельствует о его добром вдохновении, т.к. на стелах было написано, что благочестивый царь, был выбран Богом, дабы научить народ добру и бороться со злом, чтобы сильный не подавлял слабого и вдовы, и сироты были защищены от несправедливости.
  Эта древняя конституция содержала 282 статьи общественных и экономических прав граждан и наказаний за нарушения законов. Кодекс Хаммурапи, как часто его называют, сыграл свою положительную роль в воспитании народа и формировании более гуманных отношений среди людей не только во время правления законодателя, но и значительно позже: читая законы Моисея, мы находим много того, что уже  было отражено в законах этого более древнего законотворца,  находим систему штрафов за правонарушения в древней Анатолии, где благородные мужи сообща принимали новые законы, заслушивали судебные дела и, возможно, избирали царя. Законы хеттов стали ещё более гуманными, нежели законы Хаммурапи, где «око за око» заменялось компенсацией жертве не умышленного преступления.
    Надо отметить, что эти факты древнего мира были достаточно редкими, чаще мы встречаем жестокость до свирепости. Таковы уголовные законы Ассирии, где народ оставался легковерным,  невежественным и рабским. Не случайно пророки называют Ниневию городом крови.
 Цари Ассирии постоянно похваляются своими жестокостями во время завоеваний, подобными этому письменному свидетельству: «Я преследовал их воинов, как диких зверей; я завладел их городами, я унёс с собою их богов…». Это были предшественники  персидских царей и мусульманских халифов. Как пишет Г. Дюкудрэ, «История Востока страдает однообразием: при различных обстановках и различных действующих лицах, разыгрывается повсюду одна и та же драма», «народ привыкает к перемене властителей и мало заботится о руке, которая держит бич».

                2
  Семитические племена создали сильнейшую монархию на территории от Сирии до Палестины. Религия этих  народов имела огромное влияние, как на древний мир, так и на Западные цивилизации средних веков.
   Ассирийское царство распространилось далеко на Запад за долины Тигра и Евфрата и поглотило маленький еврейский народ, неоднократно гонимый и порабощаемый, но уцелевший и оказавший влияние своей религией на всеобщую цивилизацию.
  Большую часть информации о религии и законах древних евреев мы узнаём из писаний, называемых христианами Старым Заветом. Эти писания включают в себя и книги законов.
  Библия сегодня остаётся единственным источником о древних евреях.
  Законы иудеев, сегодня называемые  Торой, берут своё начало на горе Синай и состоят из 10 заповедей Моисея. Эти заповеди легли в основу социального порядка еврейского народа.
  Евреи являются первыми представителями этического монотеизма (единобожия), основанного на любви к Богу и человеку. На узком пространстве в пятьдесят миль длиною (примерно 85 км) развилось племя, история которого сливается с религией. Оттуда пошёл великий нравственный религиозный переворот, отделивший древний мир от нового.
  Племена,  составлявшие этот кочевой народ, вели патриархальный образ  жизни. Паскаль пишет: «это был народ, состоящий из братьев, между тем, как другие народы составились из бесчисленного множества семейств  < …>, он представляет собою величайшую силу одной и той же семьи».
  В течение нескольких веков евреи представляли собой первобытное общество.   Перекочевав в Египет, народ которого первым постиг правила управления государством, имеющий письменность, развитые искусства, инженерные знания и своеобразную религию, обоготворяющий всё: и звёзды, и животных, с презрением отнёсся к пришельцам,  попавшим в рабство и освободившимся под предводительством Моисея.
  В Аравийской пустыне они находились в удалении от других народов. Они могли бы разъединиться, если бы Моисей не скрепил их  единение сильной религиозной связью. Они завоевали землю, ставшую их отечеством, и из пастухов и воинов превратились в земледельцев.
  Жертвоприношения, имевшие место во всех религиях древности, происходили и у евреев; но человеческие жертвы были запрещены под страхом смерти.
  Внешнее исполнение религиозных обрядов было более личным, чем общественным. Это была вполне внутренняя религия - религия домашнего очага, лишённая суеверий и языческих обычаев.
  Законы соблюдения чистоты являлись по сути медицинскими правилами, необходимыми в жарком климате; но чистота тела для еврея была и символом чистоты души.   Моисеевы законы касались и принятия пищи, так он запрещал есть свинину как опасный продукт, способствующий появлению проказы.
  Одна из десяти заповедей устанавливала обряд субботы: «Помни день субботний, чтобы
святить его, … а день седьмой - суббота Господу Богу твоему… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил». Седьмой день недели был священным, пища готовилась заранее. Земля так же должна была отдыхать каждый седьмой год, что восстанавливало плодородие почвы.
  Псалмы Ветхого Завета, наполненные верой, упованием на справедливость, надеждой на Божественное милосердие, приняты и в христианстве.
  Моисей, образуя из двенадцати колен единый народ, сохранил его древнюю свободу, и в течение нескольких веков, евреи имели демократическую форму правления. Старейшины
городов судили людей, совершивших преступления. Семьдесят старейшин руководили делами союза.
  Семья, после религии, была главным устоем общества, родительский авторитет - священным. Жена имела равные права с мужем. Брак находился под защитой закона, он был строго запрещён между близкими родственниками. Строгое запрещение браков с иноземцами обеспечивало чистоту расы.
  Рабы были на положении членов семьи, рабство - временным: «И если брат твой придёт в упадок и продаётся тебе, он никогда не будет рабом». Однако положение рабов-евреев и рабов-чужеземцев было различным. Последние, хоть и пользовались хорошим обращением, были не более законной собственности.
В субботний год, евреи по закону должны были давать отдых полям через  каждые семь лет и предоставлять бедным то, что произвела земля сама собою.
  По прошествии 49 лет (семь раз по семь) уничтожались все долги, и каждый получал утраченные ранее права владения.
  Моисеев закон запрещал «ссуды с лихвою», на одалживание денег смотрели скорее как на благодеяние. Так законодатель препятствовал появлению крайней бедности.
  «Когда вы будете жать на вашей земле, вы не должны выполнять эту работу слишком тщательно, вы не должны собирать упавших колосьев. Вы будете собирать ваш виноград только один раз, вы не будете собирать просыпанных зёрен,  оставляя их бедняку и чужеземцу».
  Уголовное законодательство было строгим, дух сострадания в нём отсутствовал. За преступление должно было последовать неминуемое возмездие («око за око»). Смертные приговоры были не редки, суд был гласным, свидетельства тщательно проверялись.
                3
  Если, благодаря Библии, мы имеем много информации о законах древних евреев, то восстановление истории древних ариев вызывает большие трудности. Историки полагают, что завоевание арийцами Индии было частью их миграции, в результате которой они распространились до Персии, Грузии и Италии.
  В Индии высокие, светлокожие арии заняли главенствующее положение над коренным населением.
 Ту информацию, которой мы можем располагать,  историки получили из устных, тщательно охраняемых свидетельств жрецов. Ранние исторические свидетельства содержатся в Ведах (Знаниях). Это - поэтические собрания, религиозные писания и гимны, появившиеся к 1500 годам  до Р.Х. Веды стали частью сакральной литературы индуизма. Ведический период начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продолжался примерно до VII–VI вв. до н.э. По представлениям самих индусов религия Вед зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад (или даже 100 тыс. лет назад — как считает П. Блаватская).
  Арии развивали социальную структуру в Индии, постепенно превращавшие её в кастовую,  какой она остаётся и сегодня. Среди ариев выделились три социальных класса
- воины, жрецы и простой народ, который мог подниматься по общественной лестнице. К концу Ведического периода система стала более жёсткой, и положение человека оставалось неизменным с его рождения, жрецы же заняли главенствующее положение над воинами. Арийцы стали делиться на четыре касты:  1) брахманы (жрецы) и учёные,  2) правители и воины,  3) ремесленники, купцы и землевладельцы, 4) простые рабочие и крестьяне, привязанные к земле.   Вне этой системы находились неприкасаемые, не имеющие прав в обществе.
  Со временем эта система становилась всё сложнее, каст становилось больше, и  законы - всё строже. Они касались заключения браков, позволения дружбы, работы…
  Кастовая система основывалась на концепции кармы - веры, что каждый поступок человека в жизни влияет на его судьбу в последующих воплощениях. Индусы верили, что хорошая карма возможна только благодаря подчинению религиозным и социальным правилам и исполнению законов внутри касты.

                4               
 Фараоны древнего Египта обладали абсолютной властью. Считалось, что общаясь с верховным Богом Солнца Ре (Ра) они становились бессмертными и занимали положение людей-богов. Их власть покоилась на  принципе МААТ - непрерывности, вечности, гармонии, божественности и правде. Фараон являлся верховным правителем народа, и его ближайшее окружение было ответственно за  исполнением Божьих законов. Написанного свода законов не было, т.к. считалось, что фараон общался непосредственно с Богом.


 Автор будет признателен за указание опечаток, замеченных читателями.