Джон Дункан. Молитва

Инквизитор Эйзенхорн 2
МОЛИТВА
Джон Дункан (1844)

А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
Еф.3.20-21

Две вещи делают нас скупыми в молитве - или недостаток чувства своей нужды, или слабость надежды на ответ. И две вещи делают нас усердными - глубокое чувство нужды и серьезная и твердая надежда. Под давлением чувства своей нужды многие по-прежнему остаются значительно стесненными. Они чувствуют, что они действительно хотят многого, но они не имеют никакого ожидания и не рассчитывают это получить. Они закрыты; если они молятся, то они не могут ничего с собой поделать, ибо их чувство нужды таково, что мешает им просить о чем-то. Они просят у Бога искренне, но не вполне: искренне, потому что они чувствуют нужду, но не вполне, ибо они думают, что Он скряга.  У них нет доверия, которое сопровождало бы их чувства. Они не верят в Бога как в Того, Кто дает всем щедро. Они действительно смиренны, и будут рады подобрать крохи, которые падают с господского стола, но они сомневаются, что имеют право на то, что получают даже псы. Сколько бы они ни желали получить хлеб, на который они имеют право как Божьи дети, они могут думать: мы ничего не смеем просить.
Но, дорогие друзья, либо мы приближаемся к Богу на основании своих собственных достоинств, либо нет. Если мы хотим приблизиться к Богу на основаии наших собственных достоинств, я не знаю, как мало мы должны просить. Я не знаю, смогли бы мы тогда молиться вообще, ибо мы были бы оставлены и отправлены в ад очень быстро. Либо мы должны просить на основании наших собственных достоинств, и тогда мы не можем вообще ничего просить, ибо мы неминуемо получим только проклятие на наши головы; либо же мы не полагаемся на наши заслуги, но лишь на богатую Божью милость и славные достоинства Христа, и если так - я не спрашиваю о чем-либо ином - почему, позвольте мне спросить вас, мы просим у Него так мало? Я не знаю, что больше бесчестит Бога - не верить, что Он слышит молитвы вообще, или думать, что мы не можем просить у Него ничего благого. Вы когда-нибудь могли молиться таким образом? Вы можете обращаться к Богу с мыслью, что Он очень скуп?  Вы знаете, что у Него есть то, что вам нужно, но это столь прекрасно, и вы столь недостойны, что не думаете, что Он даст вам? Если же Он даст, то это будет очень небольшая часть Его даров, и вы сами удивитесь своей назойливости? Нет сомнений, что лучше иметь дело с Богом, как если бы Он был судья неправедный, чем не молиться вообще, но все гораздо лучше, ибо Он прощает и Он дарует, и я думаю, что вы испытаете жгучий стыд за все, что могли о Нем даже думать как о Судии неправедном.
У нас есть пример того, как молился Павел. Он был озабочен по поводу определенного вопроса, а именно состояния ефесян, что были затронуты скорбями, которым подвергался и он, как апостол Христов. Он говорит: "Посему я желаю, чтобы вы не унывали при моих ради вас скорбях". Это было его желание, и щедрое желание. Скорби не беспокоили его сильно, пока он нес их, но они причиняли ему некое беспокойство ради ефесян. Боль была ничем для самого Павла, но для него кое-что значило, что он мог причинить боль им. Он беспокоился о том, чтобы они не пали. Павел не думал, что это легкая вещь - сопутствовать святым в их скорбях. Многие в своем безрассудстве готовы чуть ли не хвастаться своими мучениями и говорить, что   они пойдут в огонь и воду за Христа, и, хотя бы все люди оставили Его, они не оставят, и что они готовы умереть за Него. Но Павел знал, по благодати Христовой, что человеческая природа даже в святых Божиих намного слабее, и он знал, что люди готовы легко пасть и отчаяться   не только тогда, когда они чувствуют крест, но когда они видят, что они возложили его на плечи другого человека. Когда они увидели апостола, который пришел с неисследимым богатством Христовым, сами бедные, угнетенные, гонимые, оставленные, они испытывали искушение сказать: «Это блаженство о котором он говорил?". Теперь апостол думал, что его присутствие здесь сделало ефесян слабыми, и все же он не думал, что это было неизбежно; он был убежден, что может поддержать их, удержать от падения, и что если это не мелочь, если это великая вещь, Божественная вещь, то они ее получат. Потому что вот это разница между верой и неверием. Всякий раз, когда вера видит вещи в руках Бога, она говорит: это мое, но когда неверие видит это, оно говорит: мне это нужно, но я этого не ожидаю. Таковы различные оценки того, что в руках Бога, со стороны веры и неверия.
Павел имел благую надежду, что ефесяне получат поддержку, потому что он видел, что эта поддержка в руках у Бога, и это привело его к сильной надежде на Бога в молитве. А потому я желаю, чтобы вы не унывали при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Для сего преклоняю колени мои". Это было все, что Павел мог сделать, чтобы помочь им - преклонить колени. Чтобы сохранить их сильными, все, что он мог сделать, это войти в положение наибольшего смирения, бедности и слабости. И он смирился, что они могли бы получить силу - но сколько силы? "Я преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке". То, что они могли не унывать при виде скорбей его, было потому, что он преклонил колени, чтобы Бог укрепил их силу, укрепил силой и славой Своей, по богатству благодати Своей, и удержал от мучений при виде даже не их креста, но Павлова. И он просит этого. Он не думал, что им нужно немногое, и он не ожидал, что Бог даст мало. Он чувствовал их нужду широко и глубоко, и еще более широко и глубоко он верил в благодать. Он не научился смотреть на грех, как мелочь, нечто ничтожное, но как то, что изобилует, но он научился смотреть на  благодать как на преизобилующую. Он не считал ефесян очень сильными людьми, но очень слабыми людьми, иначе бы он, преклонив колени в ожидании, не рассчитывал бы на не меньшее, чем то, что Бог даст им по богатству славы Своей крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке. Что это значит, описывается в следующих стихах, в которые мы не можем здесь войти, но через эту силу они будут в состоянии "понять, со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота любви Христовой", и знать эту любовь, которая превыше всякого  знания. Этому они должны были научиться из его скорбей.
Теперь, вы говорите: "Этот человек знает, как молиться. . Я осмелюсь сказать, что он делает, немного лучше, чем вы или я, но он не нравится себе. Осмелюсь ли удивляться тому, что он думает и спрашивает, если его мышление связано его желаниями? Нет, он сталкивается с чем-то слишком великим даже для его мышления - с всемогущей силой Бога, дающего благословение, и, поглощенный этой мыслью, он завершает свою молитву  этим славословием "Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем". И он знает: "Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века".
Давайте проследим теперь, Кто является предметом этого славословия, а затем, если позволит время, кратко разберем само славословие.
"Тому, Кто может сделать несравненно больше". Вы знаете, Кто Он, это не нуждается в комментариях: это Бог  всякой благодати и утешения, Бог, Который говорит: Я знаю намерения, какие имею о вас намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам цель и ожидание, и цель превыше всяких ожиданий. По отношению к Нему мы можем только одно: просить и думать. Мы просим Его, и мы знаем, о чем мы должны просить Его; для этого нам даны Богом ум и рассудительность, притом обновленная и духовная. У нас ничего нет, мы приходим ко Христу с пустыми руками, но - "просите, и дастся вам". Так должны ли мы с грустью думать, что мы не получим ничего или получим мало, если от Бога мы можем иметь все: просите, по сути все что пожелаете, и дастся вам? Мы просим, но мы не только просим, но и думаем. Руководствуясь Словом и Духом Божиим, мы думаем обо всем, что могло бы быть благом для нас, благом для других, для нашей семьи, для нашей общины, для нашего города и страны, благом для Церкви и для мира, для времени и для вечности. Мы всегда думаем - по крайней мере это то, что мы должны делать, когда Он говорит: просите! - думаем, о каком благе нам просить; но потом, что бы мы решили, это еще не все; ибо когда мы находим нечто хорошим, то просим у Бога даровать нам это, а когда наша мысль обнаруживает что-то дурное, мы просим у Бога отвести это. Да, мы изучаем самый Его характер и атрибуты, которые мы можем узнать, чтобы мы могли быть в состоянии просить, но какие блага после этого мы могли бы получить? Если мы были получить не больше, чем мы должны получить, то мы получили бы только зло; но не только мы нуждаемся, но прежде всего Он может нам дать - выше, обильно выше, несравненно выше всего, чего мы просим, или о чем думаем! Когда вы приходите к Нему со всем, о чем вы просите, и со всем, о чем вы думаете, Бог говорит: бедная душа, неужели эти мелочи - это все, чего ты хочешь? Тебе только это нужно? Как Христос говорит: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое". Вас могло бы радовать то, что вы хотите получить, но Бога не радует мысль, что Он не мог бы дать больше; говорю вам - разве Он не готов дать больше, много больше, несравненно больше?  Нет, Он не только слышит и отвечает на молитвы, чего ни попросите, и дает намного больше, мерою доброю и переполненною; это не просто обилие, но преизобилие, изобилие всепревосходящее, такое о котором мы не можем даже мечтать.
Тем не менее помните, чего мы просим и о чем думаем. Мы приходим с нашим бедным, скупым и узким для ходатайства сердцем; мы можем дать так мало о себя, что мы думаем о других, и даже о Самом Боге как о бедном и скупом существе.  Возможно, если бы наши сердца были открыты по благодати, мы должны были бы дать немного. Если человек пришел и сказал: "сделай то-то", мы должны сказать: "Мы не можем сделать все это, но мы будем делать что-то для вас". Мы не должны, если нас о чем-то просят, делать на пределе того, что хотим, и обычно мы думаем, что у нас еще есть некоторый запас щедрости; мы должны это чувствовать, и потому что-то делать. И так же мы думаем о Боге. Он благ и милосерд, и у Него есть многое. Мир не верит, что любое добро нужно получать из Его рук вообще. Маловерные верующие рассуждают несколько лучше: у Бога есть некое добро, милосердие и благодать, и. пожелав, мы должны получить что-то от Него, ибо Он не разочарует надежду бедных никогда, и если мы не получаем все, о чем мы думаем и спросите, все же мы должны получить что-то. Так мы ожидаем, но когда мы приходим, что Он дает нам? Все, что мы просим? Конечно, Он мудр, благ и добр, и Он не оставляет нас без ответов во славу Свою, которая неразрывно объединена с нашим благом, но если это так, то мы можем не только получить просимое, но и думать, что Бог был бы постыжен, если бы остановился лишь на этом! Мы могли бы сказать: насколько мы счастливы, и сколько у нас есть! Все, что мы могли попросить или о чем подумать! Но пока мы будем наполнены такой радостью, Бог будет покрыт позором. Именно об этом говорится:  Он не стыдится их, называя Себя их Богом". Богу было бы стыдно позволить вам уйти с этим. Он скажет: Я не маленький божок, бедный и скупой, у Меня великое множество, и большое сердце. Я люблю даровать обильно, Я даю свободно и за то не укоряю". Возьмите же и убедитесь, что это такое! Бедняги! Он дает то, что превосходит все ваши просьбы и всякое понимание - вам остается лишь принять это! "Испытайте же Меня сейчас, не отворю ли Я окна небесные и не изолью ли на вас благословения до избытка".
Но вы скажете: "Что я буду делать с тем, о чем не могу просить и даже думать, что Бог это даст? Может быть, до тех пор, как это произойдет, Он прибавит моему уму силы, и я смогу это понять. Но если это превосходит всякую силу моего разума, я говорю: «Спасибо Тебе, Боже мой, за это. Я знаю, что это очень хорошо, но я не могу этого понять. Ты не удерживаешь от меня сокровищ Своих; мое блаженство лежит не в моем интеллекте, но в благоволении Твоим. Ты даешь мне понимание, оно придет, и я смогу лучше понять Тебя и ценить это больше. Но если Ты делаешь это, не спрашивая меня о пределах Своих даров, то я не буду ограничивать их своим пониманием".
Сейчас Павел говорит лишь, что Он в состоянии сделать так: "Тому, Кто может сделать несравненно больше"; но, говоря об этом, апостол прославляет Его этим славословием: "Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь". И разве вы не согласны, что это относится и к тому, что Бог могуществен? Если у нас есть сомнение в этой декларации того, что Он так же благ, как и силен, прочтем Рим.11.23. Упоминая об отсечении неверующих израильтян при нынешнем устроении,  апостол говорит: "Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог может опять привить их". Отметим этот аргумент: он говорит, что так будет, потому что Бог силен это сделать. И если Он добр, то Он может и хочет это сделать. Они привьются, ибо Бог в состоянии вновь привить их. Сила этого аргумента заключается в мысли, что то, что Бог может и хочет сделать, Он будет делать. Но Бог может сделать несравненно больше всего, о чем мы просим или думаем. И теперь, хотя вы и я не можем повлиять на Него, мы знаем, что мы должны стремиться, мы знаем, где мы находимся, чтобы указать наши желания, и молитвы, и мысли, и так как мы иначе не можем достичь Его, мы все больше и больше полагаемся на могущество Бога. Я никогда не просил слишком много, я никогда не думал слишком много, пока я не положился на Его могущество, пока не уразумел его. Я никогда не просил того, что я считал бы слишком хорошим для себя, о чем я не мог бы и помыслить, пока я не подумал и не положился на способность Бога это сделать. Все, что Бог может сделать во имя Христа, о том я могу просить Его, ибо я знаю, что Он может это сделать. Но я не могу сам достичь этого, ибо я и не думал спрашивать о том, что Он может сделать. Почему, когда в тайной молитве я просил и думал об этом, говоря:  "Господи, я не могу просить дальше, но, может быть, это в Твоей власти? Вот мой вопрос и мои мысли, но ответь мне, Господи, не по тому, что я спрашиваю или думаю, но по тому, что выходит за пределы этого, согласно Твоей власти, Твоей способности. Господи Боже, сделай мне все хорошее, что Ты можешь, и даруй все благословения, какие можешь даровать, если Ты изливаешь благость Твою на Церковь и на весь мир".
Эта способность -"в соответствии с силой, которая действует в нас".  Он "может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем думаем, в соответствии с силой, которая действует в нас" (KJV). Всемогущество Бога - это не голая абстракция, не простое понятие всемогущества, но это Его могущественная работа в Церкви и в народе Божьем.  Отметьте то, что апостол сказал: "Чтобы Он укрепил вас всякою силою по богатству славы Своей". Апостол говорит в другом месте из "безмерно величие могущества Его в нас, верующих, по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и воссадив одесную Себя на небесах". Теперь мы можем быть уверены, что все всемогущество Божие в этом. Большего никогда не совершалось; большего, скажем благоговейно, никогда не может совершиться. Это исходит из всемогущества Бога, и это самое высокое доказательство, что Он в  состоянии подчинить Себе все.
 "Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем". Ибо "безмерно величие могущества Его в нас, верующих". "Разве не знаете, что тела ваши суть храм Святого Духа, Который в вас"? И Святой Дух, Дух Божий, который в вас, есть всемогущий Господь. "Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик Святый Израилев посреди тебя".  Это всемогущество Бога пребывающего! Мы бедны и слабы, но вечный Господь не только приблизится к нам, Он уже пребывает в нас! И общение Святого Духа включает в себя единство со всеми Лицами Божества, а также единство цели всего домостроительства искупления, и тем самым по-настоящему и действительно присутствие и обитание Триединого, вся Благодать Господа нашего Иисуса Христа и вся любовь Божия явлены и содержатся в общении Святого Духа.
Если же Бог работает всей Своей силой в нас, то Он  поистине "в состоянии сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем думаем". Апостол просит и думает об укреплении, о силе во внутреннем человеке, чтобы Христос мог жить в сердце верой, и он считает, что это возможно потому, что Бог в состоянии сделать это Своей властью, пребывающей в нас. Когда Он пришел, чтобы жить в твоем сердце, Он пришел во всем Его всемогуществе, и Дух Святый не оставил Свое всемогущество позади. Дело обстоит не так, что Он всемогущ на небе и бессилен или лишь отчасти силен в тебе, и Он, как Дух благодати и умиления, наставит тебя и думать и просить.  Но тогда, даже тогда, ты еще злое существо. Есть две вещи, которые тянут нас вниз: во-первых, мы поражены грехом, даже верующие, во-вторых, мы всего лишь слабые существа. Предположим, что в нас не было бы никакого противостояния работе Святого Духа; предположим, что мы пассивны и вполне готовы стать получателями Божией благодати. Бог бесконечен в знании и способности учить, но наша способность учиться конечна, и верующий на каждом шагу узнает, как многого он еще не знает. Но это так до того момента, как он признает, что Дух Божий, может сделать все великие дела, которые должны быть сделаны, Своей властью, которая действует в нас, и Он знает больше, чем человек.  Мы видим, что самая большая работа Бога для человека есть Его работа в человеке. Я не говорю об этом абстрактно или без опыта, но я сравниваю внутреннее благо, которое Бог творит в человеке, со всеми внешними благами, которые Он делает для него, и я говорю. что это внутреннее благо от Бога    выходит за пределы всего внешнего добра, которое , по крайней мере в этом мире, Он делает для человека. Принципиальнее всего в том, что Бог делает для нас, то, что Он делает в нас. "В соответствии с силой, которая действует в нас" (KJV). Сила, которая делает добро в нас, превышает всю вселенную. "Все содействует ко благу любящим Бога". Бог сотворил для нас весь мир. Но не менее - в некоторых отношениях больше - работа Бога в нас. "Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем в соответствии с силой, которая действует в нас" (KJV).
Но кто и что благодаря Ему способен таким образом делать? Что должно быть оказано Ему? "Тому слава". Разве это не благодатное действие? И разве в этом славном деле не явлено Его славное совершенство? И разве это славное дело не явится в своем совершенстве в общении и блаженстве святых, и разве мы не обязаны только Ему этой славой? Добавить к Его славе мы не можем, но мы можем помышлять о том, как Он славен, и рассказать о Его доброй и могущественной работе не только устами, но и жизнью. И конечно, Его характер таков, что Он даст нам это сделать. Не однажды я видел на лицах славу Господа. Твоя есть слава, учил Христос молиться Своих учеников. Бог не только славен, но вся слава принадлежит Ему. Никто другой не имеет права на славу. Когда архангел похвалился перед Богом, это превратило его в дьявола и бросило прямо в ад! Только Богу Единому слава. Многие вещи славны, потому что Бог дал им славу и красоту. Славны солнце, луна и звезды, и звезда от звезды разнится в славе. Но они не создали сами свое великолепие, они не питаются своим светом. Слава только Господу.
 Дорогие друзья, это очень поучительные слова апостола: "чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом". "От Него и вы во Христе Иисусе, Которого Бог сделал для нас премудростью, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом". Никакая плоть не должна хвалиться пред Ним, если это так. Единственный путь к славе пред Ним - прославиться в Нем. Израиль не смел сказать: мы лучше других людей, мы богаче, сильнее или нравственнее. У Израиля была только одна законная слава, и только одно он мог сказать народам: "заступник их   не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том". "Боги народов есть безгласные идолы, сделанные руками человеческими", но "Бог наш на небесах,Он сотворил то, что Ему было угодно". Евреи могли сказать всем народам мира: вы можете быть гораздо лучшими людьми, чем мы, во всех отношениях, но Бог наш есть Бог лучше, чем все ваши боги, вместе взятые". Они не хвалились ничем иным, но только Господом, и искали только славы Божьей. И именно таким людям, не считавшим себя лучше других, был нужен Христос, только им Он был желанен и к Ним направлен. Кто мал и облечен смирением к похвале Божественной благодати, те могут признать, что иногда они отличаются чем-то, но не от себя. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа Бога лучше, чем все, что они знают. Господь наш Иисус Христос есть славный Господь, Он лучше десяти тысяч и любезен. Я живу, ибо славен мой Спаситель. Только такова может быть наша слава. "Тот, кто хвалится хвались о Господе," даже не о его отношении к Богу, это не столь важно. "От Него и вы во Христе Иисусе, Которого Бог соделал для вас". Бог прежде наших отношений к Нему, ибо Он Сам пребывает в отношениях. Именно поэтому не так много похвалы даже в наших отношениях к Нему, ибо Он славен просто в Себе, и потому  Господу даны царство и слава и власть, потому что они принадлежат Ему.
"Тому слава в Церкви". Все должны прославлять Бога, но не все прославляют Его; только в Церкви Богу воздается Его слава. Большинство верующих согласны, что нет спасения вне Церкви, и что Бога не знают вне Церкви, однако люди не могут иметь власти безошибочно определить, принадлежит ли к Церкви конкретный человек или даже люди, пребывающие в поврежденных общинах, о которых можно сомневаться, что они составляют часть Церкви. Тем не менее согласно определению Церкви в Писании, для которого она есть дети Божии по вере во Христа Иисуса, нет спасения, кроме как в Церкви, и никакой славы Божией нет вне Церкви; и если мы молимся, чтобы все люди и народы могли прославлять Бога, это не значит, что мы молимся о том, чтобы слава Божия выходила за пределы Церкви, но чтобы земные границы Церкви могли быть максимально расширены и чтобы вся слава воздавалась Богу в Церкви в Иисусе Христе. 
"Тому слава в Церкви во Христе Иисусе".  Это значит, что Бог во Христе Иисусе может и готов сделать несравненно больше того, о чем мы просим или думаем, ибо во Христе явлена в высшей степени вся слава Его совершенства, как Бога всякой благодати и спасения, и так во Христе Его природа сияет в Его благодати, и Христос сияет в наших сердцах, чтобы дать нам свет познания славы Божией. Все Его дары в их всепревосходящем изобилии приходят через Христа, и, следовательно, то, что приходит через Христа в Церкви, приходит Духом Христа всем Его членам.  Закон духа жизни во Христе Иисусе, что делает свободным от закона греха и смерти, лежит в самой основе всех этих благословений. Через Христа, таким образом, мы имеем всю славу, чтобы подняться к Нему. Он есть Ходатай, и как все щедроты небес переданы Ему из рук Отца Его, так в Нем служит Отцу вся Церковь, ибо никто на земле, кроме Церкви и вне ее, не служит Ему, все же служение Церкви Богу идет через руки Христа. Приняв от Отца, Он ниспосылает Его благословения нам, и получив благодарения от людей, Он  представляет их  Отцу, и так во Христе Иисусе через Дух молитвы поддерживается вся благодать, что дает нам молиться и думать, и она сделает несравненно больше того, о чем мы молимся и о чем помышляем. Таким образом,  в получении благословения во славу Божию, а также в видении Его благости и славы мы усваиваем в горячих и благодарных сердцах честь, благословение и славу славному Богу,  ибо они проявляются в славные благословения, которыми Он наделяет нас во Христе Иисусе. И таким образом Божественное восхищение и благодарение поднимаются к Нему через Иисуса Христа; и так Бог ниспосылает во Христе мир Своей Церкви и прославляет Себя в ней.
"Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века".  Бог силен не только во времена раннего христианства, и не только тогда Он был готов сделать несравненно больше того, о чем мы просим и о чем думаем. Рука Господа не сократилась со дня Пятидесятницы, чтобы Он мог спасать только тогда. Та же слава Его пребывает и теперь, и сегодня есть те же богатства благословений, сходящие на Церковь, на призванных по замыслу Божию, евреев и язычников.
"Во все роды от века до века". Это поток времен без конца, в течение всех веков, который не прекратится и потом. Ибо кто скажет, что общение с Богом, Его благословения и хвала есть только на этой планете, в дни и ночи, измеряемые восходом и заходом солнца? Во все века Он пребывает.  "Его имя пребудет вечно; благословятся в Нем все народы, будут призывать Его благословение". "Сделаю имя Твое памятным в роды". Но ныне эта песня хвалы лишь готовится; искупленные лишь учатся петь ее, часто их мелодия фальшивит, их голоса в этой песне бедны и тщедушны, но какова она будет тогда, когда их школа на земле завершится и Христос придет в школу небесную, и в хоре пред престолом Божиим искупленные вечно будут петь эту совершенную небесную музыку, эту  песнь Моисея и Агнца: "благословение и честь, и слава и держава во Ему, сидящему на престоле, и Агнцу, во веки веков".
Аминь: да будет так. Пусть будет именно так. И пусть все скажут так, и восхвалим Господа. Хотите ли вы, чтобы на вас запечатлелось, что Бог верен? Пусть на то будет Ваше сердечное "аминь" с сердцем, исполненным восхищения и благодарности. Неужели ваше сердце будет объято тьмой и тревогой, когда вы произнесете это хотя бы так тихо, чтобы слышало лишь ваше сердце? Бог слышит вас; Он слышит отчетливо! И потому теперь мы можем сказать: друзья, все это должно научить вас просить о том, о чем мы думаем, и думать о том, что просим, и уповать на безмерное величие могущества Его. Давайте постыдимся своих скупых молитв, которыми мы позорим богатство Божией благодати.  Давайте спросим, что мы можем получить, чтобы радость наша была совершенна. Ибо Бог дает не мерой, обогащая нас, но Его главная цель - чтобы был прославлен Он Сам. И давайте не остановимся перед этой конечной целью Его даров, но посмотрим на нее, чтобы когда у нас во всем будет достаток, наша благодарность лишь умножалась. "Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь".
И скажем в заключение: какие жалкие существа те, кто далеки от Господа? Те, кто не знают Бога, не спрашивают и не думают о Нем, ничего не знают об общении с Ним, не получают благословений спасения от Него и не воздают Ему должную славу. Верующие, вы знаете, что в вас идет борьба за спасение с вашей бедной греховной природой и с вашей слабостью, которая ни о чем не может ни просить, ни помышлять; в вас поддерживается вражда с этим. Но прибегните к Божией власти, к Его способности сделать несравненно много! Если возможно, выйдите за рамки ваших сил в том, чего просите и о чем думаете, ибо вы знаете, что есть то, что бесконечно больше этого, и эта бесконечность наполнена Божьим, вам неизвестным добром. Благодарите Его не только за то, что вы видите, но за то, что в вас есть силы просить и думать, и знать, что в Нем есть бесконечная способность даровать вам дары. И это та Его власть, которая действует в вас, верующих. Стыдно просить мало у Того, у Кого есть все. Не будьте бедны больше, не будьте, когда вы имеете дело с Тем, Кто может сделать несравненно больше всего, чего вы просите или думаете. Выйдите из своей бедности, не воображайте, что вы богаты, но приходите и получайте. «Просите, и дано будет вам, чтобы радость ваша была совершенна».  Теперь вы сами знаете, что ваша радость еще не совершенна. Если это так, то наш Спаситель не радуется, Он не удовлетворен этим, это не устраивает Его.   Он хочет, чтобы радость ваша была совершенна. Но если ваша радость не полна, то что вы делаете? Вы скажете: всеми нашими просьбами мы не будем сыты в этом мире; но Христос говорит: просите и получите! Он никогда не успокоится, пока ваша радость не будет совершенна. Он говорит: вы не просили еще достаточно, если ваша радость неполна. Но если вы осознаете, что она неполна, то просите, чтобы получить, и чтобы ваша радость была совершенна, и следуйте в этом вашему Спасителю и благодарите Его за все.  Это также одна из причин, почему мы получаем так мало пользы. Молитвы народа Божия часто или по большей части именно такого рода - просто просить о своих нуждах, как бы увещевая Бога. И еще: Бог очень добр и готов одарить нас, но мы просим Его лишь о своем. Это эгоизм духовный, религиозный эгоизм, ибо наши души могут быть эгоистичными даже в спасении. Возможно, вы знаете, что есть такая вещь, как духовный эгоизм в душе.  Это всегда есть в человеке, когда он думает, что для Бога нет ничего большего, чем цель его спасения, и тем самым игнорирует славу Божию во Христе и во спасении.  Тем не менее мы можем просить, и Бог даст обильно, и даже если наша молитва бывает эгоистична, Он дарует нам Свои блага. Тогда человек испытывает облегчение. Но когда он просит благ, это не столько для славы Божьей, сколько для своего комфорта. Таковой приходит и просит, просит и получает; и если он всегда просит у Бога и всегда получает, он никогда не благодарит. Бог никогда не прогоняет просящих. Он дает им больше, чем они просят, но это одна из причин, почему они получают так мало. Разве они не могли бы получить гораздо больше, если бы они были благодарны за то, что они получили? Если у меня есть хороший друг, который сделал мне много добра, когда я был в беде, то, вновь впав в нее, я пойду к нему и скажу: сэр, я снова в нищете,  и вам нужно будет протянуть вашу руку и помочь мне снова ", и я никогда не поблагодарю его за то, что он сделал раньше, то даже если мы допустим, что он вновь выручит меня, я не буду от этого счастлив. Нет нравственного отношения между дающим и принимающим там, где нет благодарности.
Итак, дорогие друзья, всегда и все, что Бог дает, для Него суть очень немногое, но мы являемся наследниками ада и должны сказать: Господи, благодарю Тебя за то, что Ты дал нам так много! И чем больше вы получите, тем больше воздадите Ему славу, и попросите еще, и вновь получите. И так ваша молитва будет смешиваться со славословием, а славословие с молитвой. И именно так будут расти ваша близость к Богу и общение с Ним.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn