Кузьма Борисович

Валентина Товпегина
                Кузьма Борисович   
                "Благодарность-память сердца." Пьер Буаст.
  Зима.  Начало декабря 61 – го года. Тридцатиградусные - сорокаградусные  морозы  днем, ночью еще холоднее.   Часто случаются  туманы, на реках – наледи.  Но в провинциальном городке  и ближнем  от него селе  все идет своим чередом.  Взрослые ходят на работу, дети – в ясли – сад, в школу. Утром и вечером  топятся  печи; а ребятишки:  и девчонки, и мальчишки,  - прибежав из школы, быстро сделав уроки, торопятся с санками на крутик (крутую гору).
               
    Зима выдалась  еще и снежная, поэтому  люди, любящие  кататься на лыжах и санях,   в восторге от этого.  Катушка  на крутике  манит  не только ребятишек, молодые  пары тоже часто приходят сюда поразвлечься. Народу всегда  много, поэтому      хохот   катающихся  далеко разносится   по  окрестности.                               
     Аля с подружками  часто  приходит  на  катушку.  Пока из дома идет – мерзнет. Как несколько раз  заберется на гору, так сразу  согреется. А с горы мчаться на санях как любо!  Ветер бьет в лицо, щеки от этого еще больше горят огнем! Санки мчатся так, что  девчушка ничего не видит по сторонам, устремляется только вперед с такой скоростью, что у нее дух захватывает! Из – за этой быстрой езды, из - за ощущения полета, она, как и все остальные, готова много раз тащить санки на гору.
     Никогда не забыть ей лунный вечер, таинственные сугробы и радостное настроение от  катания с крутика на легких и быстрых санках! От того, что несколько раз угодила в сугроб, набился снег в валенки, варежки тоже уж давно от снега стоят ледяным коробом, пора бы и домой, но подружки не собираются уходить, Аля за компанию  остается, и веселье продолжается.
               
        Луна, желтая и крутобокая,  уже  далеко ушла   от горизонта по  темному бархату неба. Да и народу поубавилось на крутике,стало намного тише. Наконец,  и уставшие подружки - четвероклассницы поняли,  что пора уже по домам .                Утром  Аля не могла встать, у нее поднялась высокая температура, кашель стал мучить еще с ночи.  Отец пошел за доктором, но тот был в отъезде, приехал  только  на следующий день.  Да хорошо, что успел до  страшенной метели! Мать давала жаропонижающие  таблетки, поила молоком с чем – то невкусным, но девочке  не становилось лучше, она все спала и спала. Иногда видела, как мать и отец подходили к ней и измеряли температуру.
 - Сейчас  придет  Кузьма Борисович,-  услышала  она.
      Сколько времени прошло, не  знает, только все хотелось спрятаться от врача. Десятилетняя девчушка панически боялась  уколов. 
- Вот сейчас полежу маленько и полезу под кроватку,- подумала она и опять провалилась в сон.
А очнулась от сна, когда уже  Кузьма Борисович  прослушивал ее  легкие.
- Какое  нехорошее совпадение – на улице идет снег  большой, ужасная метель, девочку надо бы  полечить в больнице, у нее  пневмония,- сказал доктор.
- Что же делать?- тихо спросила мать. – Транспорт  никакой не ходит.
- Для начала давайте вскипятим шприцы.
Как  Але ставили уколы в первые  два дня, она не помнит.  А позже, когда она уже стала приходить в себя, узнала, что даже 3 раза в день приходил  врач  и ставил ей уколы. «Вот это да! И даже не помню! А еще хотела спрятаться!» - думала она.
            Через 3 недели отменены были уколы, правда, невкусное  питье и какие – то таблетки  мать по рекомендации врача еще  целых 10 дней  давала  дочке. Кузьма Борисович, в очередной  раз  прослушивая  легкие маленькой пациентки, сказал  матери : « Ваша девочка в рубашке родилась, могло быть гораздо хуже, берегите ее».
          После того, как вылечил  Кузьма Борисович девочку, у нее напрочь исчез страх перед докторами, а  перед этим доктором  вся семья и Аля просто преклонялись.  Кузьму Борисовича  Николаева, бывшего фронтовика,  в  селе  уважал и стар, и млад за внимательность, за профессионализм.  Это был, действительно, доктор от Бога.
        Он везде все успевал сделать : вел и профилактическую  работу, и  осуществлял обходы больных на дому, а летом ребятишки под  его присмотром   собирали лекарственные травы, кроме этого ( жизнь есть жизнь),  случались и разные ситуации, где нужен был доктор – он там и оказывался, и ему  все были очень благодарны. В селе любили этого немногословного человека; был  он  крепкого  телосложения, с черными, как смоль, глазами и волосами. Летом  ездил на мотоцикле или на велосипеде к  больным, ну, а зимой только пешком приходилось ходить ему.
       По семейным обстоятельствам  Кузьма Борисович через  три  или четыре  года переехал в другое место; хоть и  прошло много лет, но сельчане с большой благодарностью  и любовью вспоминают  Николаева Кузьму Борисовича. Девчонки и мальчишки, ходившие с ним на заготовку лекарственных трав, тоже стали медиками, Аля в том числе. Как много хорошего для людей может совершить  мастер своего дела, добрый, ответственный и благородный человек! 02.01.2014год.