Я фотолюбительница

Валентина Берсенёва
На прошлый новый год от детей в подарок мне достался современный  фотоаппарат "SONI". Как по современному выразился о ней сын, мыльница конечно, но снимать может очень даже нормально, главное  он очень прост в обращении.

За всю свою жизнь я держала в руках такую технику только пару раз  очень давно, ещё в далёкие семидесятые.  То была "Смена - 8М". Мой муж пытался объяснить мне что-то про выдержку и светосилу, диафрагму и расстояния, но увы, осилить сию премудрость мне оказалось не по силам. Я, наверно как и многие женщины, могла выполнить только одну фото функцию, это увидеть человека в дырке визира и нажать  кнопку "Спуск". Любое  действо с настройками перед съёмкой, и дальнейшее после, было для меня таким сложным процессом, что его всегда выполнял муж. По мне так легче было испечь торт.

 И вот мой муж, фотолюбитель, выбрав выходные, и отложив все прочие дела затрачивал вечер субботы на проявление  нащёлканых им плёнок, и прицепив снизу по две мои деревянные прищепки вешал их сушиться в коридор.  Ну, а потому, в следующее за субботой воскресение,  объявлялось им днём печати. И если кто-то из членов семьи не успевал проснуться раньше его, что было почти невозможно, не мог попасть ванну даже умыться. Почти в семь утра он клал на саму ванну толстенный фанерный лист, и устанавливал на нем свой чемоданчик с фотоувеличителем.  Но это было только началом, потом он разливал по расставленным им по специальной схеме ванночкам какие-то химикалии для проявки фотобумаги, полностью заклеивал выключатель света изолентой, наклеивал над ним листок с нарисованным черепом и костями и запирался.  Только изредка он делал вылазки для поглощения пары бутербродов с чаем. К вечеру он выходил пещеры Алладина слегка серый от спёртого воздуха, но гордо нес  тазик наполненый кучей напечатанных фотографий. И тогда мы откладывали все дела и вместе с детьми садились рассматривать плоды его фото таланта. Спустя годы, когда порой остаюсь дома одна, я беру в руки эти альбомы с пожелтевшими карточками и смотрю на эти не всегда идеальные, пересвеченные и нечеткие  фото, и даже иногда плачу вспоминая наше прошлое.

Но вернёмся к подарку. Я уже говорила, мне детьми был подарен новый иностранный фотоаппарат, - Снимай мама, говорили они, он самый простой в обращении.  Справится любой, даже ты! Его только и нужно, что включить, направить на снимаемое, увидеть картинку и нажать спуск. Все настройки уже сделаны,  ты только щелкай спуском.  Я поверила в себя и начала создавать свои первые фото шедевры.  Но это оказалось не таким уж и простым делом.

Я снимала всё что видела. Детей, мужа, кошку, внука идущего в школу, вид из окна, вид с балкона, людей в автобусе, перила в подъезде, прелестных собачек в подворотне, подруг на работе, дома мелькающие мимо автобусного окна, вечерние фонари и даже панорамы. Всё-всё!  Впрочем действительно эта малютка оказалась универсальной, и помогала мне как могла.  Отличным плюсом стало то, что "Сонечка" как начала я называть свой фотоаппарат, была на батарейках.  Это снимало проблемы с зарядкой аккумулятора.

И теперь уже я выгоняла внука из-за компа делать уроки,  устраивалась перед монитором и рассматривала фото скачанное с Сонечки. Не сказать что быстро, но после много красных показов и разъяснений вскоре  я освоила простейшие действия сброса снятого мной на компютер, и даже научилась производить с кадрами, некоторые действия. Я стала самостоятельной и уже не бегала за каждым вопросом к сыну. Например, научилась кадрировать, как в просто наречии называется обрезка лишнего. И мне это дело понравилось.  Самым главным моим противником стало качество снимков. Только теперь, когда сама стала фотографировать, я поняла как действуют на нервы глупые высказывания некоторых снимаемых - мол, чего ты там так долго возишься? Навёл, щёлкнул и готово! Делов-то! Я уже давно в позе стою!

И из каждых ста отснятых мною кадров приличными можно было назвать два-три от силы. Остальные были нечетки, смазаны, снимаемое и снимаемые распологались на поле кадра как угодно, только не так как виделось при съёмке.  Краями снимков резались ноги и головы, не входили предметы и даже дома казались падающими как пизанская башня.  Да, да целые дома стояли вкривь и вкось искажая красивейший пейзаж утреннего города, который я хотела запечатлеть на память за красоту. Но постепенно у меня копился опыт. Я перестала бояться своего фотоаппарата, научилась его крепко держать и плавно нажимать на спуск. И у меня появились первые четкие кадры. Думать о компоновке кадра, свете и костюмах я стала много позже. Пока же желание было самое простое, научиться.

На компьютере в папке "Мои фотографии" моим сыном были деланы несколько папок только для меня. Первая - "Брак". Вторая - "Ошибки", и третья папка - "Мои удачи". Самой наполняемой была первая, именно в неё я переносила всё неудачное. Время от времени её чистил сын, но она никогда не бывала пустой. В папку номер два после рассмотрения, обсуждения и жесткой критики внуком и сыновьями отправлялось тоже немало из нащёлканого бабушкой материала. На белом поле, специально сделанном  сыном снизу каждого фото, описывалась ошибка и меры по её учету в будущих попытках снять подобное.   И только "Мои удачи" за весь год, накопили всего двадцать с чем-то фоток, которые дети сочли достойными и отдали на печать.

Для этих шедевров был приобретён специальный альбом. Я горжусь им и всегда выкладываю его для показа гостям.  Пусть посмотрят. В него помещены три снятые мной со штатива панорамы города. К стати, снятые со строящегося небоскрёба, с которого меня прогнал сторож.  Представляете? Плюс четыре фото сделанные летом на прогулке на катере.  Эти фото на мой взгляд вообще чистая удача, а не мой профессионализм фотографа. Затем городские виды улиц в разное время года и несколько выразительно получившихся лиц знакомых и не знакомых мне людей.

Конечно эти фотографии не идут ни в какое сравнение с работами настоящих фото художников, но я горжусь собой. В своих глазах я смогла подняться на новую ступеньку, и заиметь хобби, которое  доставляет мне удовольствие и много радостных минут .  Я надеюсь продолжить свою учебу в этом интересном виде творчества и заснять нечто совсем необычное и красивое.  Например, инопланетянина. Кто знает, что делает черт, когда бог спит?

Женщины, дорогие, пробуйте, не отказывайтесь от любого нового украшающего нашу жизнь увлечения.  Фотография, вышивание бисером, плетение, лепка по глине. Глаза боятся, а руки, руки они сделают. Если мы способны на кухне совершить чудо и сотворить кулинарное волшебство, то и тут вполне справимся, только надо следовать рецепту.  Жизнь, она увлекательна и интересна, но только если не сидеть сложа руки и не отказываться от её подарков!