Записные книжки 1

Виктор Ружин
Наблюдать и самому сделать вывод, как лучше изображать природу, понимать естественные явления, историю, происшествия, жизнь на земле и людей.

Я «образца» 1940 года. Тогда были рубли кожаные и деревянные полтинники. От бабки мне осталась шапка-сибирка – «сто одна дырка», часы золотые, медью политые – «пять минут хода, два часа завода; как заводить, так за угол заходить».

Во время войны.
Женщина, жена председателя колхоза, набрала в поле две варежки колосков пшеницы для голодных детей. Увидев, муж её сдал НКВД. Нагрянули энкэвэдэшники. Женщина бежать на речку, увидев их, чтобы утопится. Энкэвэдэшники спустили на неё собак и собаки её загрызли. Разорванное тело женщины энкэвэдэшники сбросили в реку. А председатель вскоре женился на другой.

Наблюдал деревенскую школу. (Находился я на уроках в начальных классах.) Где порой учитель, не замечая своих педагогических ошибок, отрицательно действует на учащихся. Находясь на занятиях, посторонний человек стесняет своим присутствием учащихся и педагога. Иной педагог чувствует себя несвободно. Ученики часто отвлекаются, обращая внимание на постороннего. У детей жизненные инстинкты сильнее их ума. Дети в раннем возрасте очень внушительны. К начинающему ученику нужно подходить психологически тонко, так как одним неосторожным словом можно обидеть ребёнка.
Либерализм должен быть обязательно уместен, если одинаково либерально подходить ко всем ученикам, то это приводит к ослаблению дисциплины. Нужно индивидуально подходить к каждому ученику.
Сельским детям тяжелее учится, так как у них хуже созданы условия для учёбы, у них быт сложен и много забирает детской энергии на себя, не оставляя на занятия.
Плохие бытовые условия отрицательно действует на ум ребёнка. Тяжёлая жизнь сужает мировоззрение, у него плохая зрительная память. Плохо развита усидчивость, что приводит к рассеянности к невнимательности, в итоге – ученик неряшлив и небрежен к занятиям.
Если учитель плохо владеет методикой обучения, он плохо доводит знания до учащихся и не вызывает интереса к учёбе, а приводит к отбываловке.
Дети в сельской местности ближе к бытовой жизни и знают лучше её чернь, чем требования школьной жизни, они к ней относятся как к временному пребыванию. На детей очень большое влияние оказывает семейная и окружающая среда. Если эта среда плоха, то и дети растут разнузданными, и ценности образования для них – пустой звук.

В наше время жизни, это игра человечества в государство. Человек от чиновника устал. Человеку хочется жить независимо.

Несколько веков назад существовала одна наука – философия, после чего в XVIII–XIX веках стали из неё выделятся науки: физика, математика, биология, химия, история, логика и другие.

Большинство людей находятся в атмосфере бессознательного подражания друг другу.

В электричке. Передо мной сидела женщина, преклонного возраста, с приятным лицом с открытыми, тёмными глазами. Глазами, которые не сверлят человека, а мягко касаясь его, тревожно глядят, словно боясь спугнуть сон, как мать, которая поёт колыбельную, убаюкивая ребёнка.

Часто мне приходится слышать от учителей, что молодёжь плохо знает русскую литературу, русских писателей. Особенно Пушкина – отца реалистической литературы.
Мои взгляды на это таковы. Чтобы познать русскую литературу, нужно прожить сознательную жизнь и посвятить её литературе. Так как русская литература – это летопись многих эпох, она настолько широка и разнообразна, а сколько в ней красок! Кажется, сама жизнь кладёт их на палитру, и все её оттенки, её законы отражены на бумаге. И они неисчерпаемы, так как всё время находишь для себя что-то новое.
И, безусловно, какой бы умный ни был молодой человек, естественно, он не может понять и почувствовать за свою, мало ещё отпущенную временем, жизнь всё то, что накоплено художниками слова, их наблюдения, их опыт и размышления, а тем более мастерство. Им не охватить всю широту социальных проблем, задач, поставленных временем тем.
Всё это приходит со временем, когда человек сам увидит краски жизни, жизни сознательной, когда у него появятся житейские наблюдения, опыт. Вот тогда ему будет многое понятно и близко.

Посёлок живёт тихой, застоявшейся, как вода (в болоте), жизнью. Ритм жизни сменяется лишь шумной суетой, когда на шахте день получки. И только тогда затихает движение, когда большая часть денег оставлена в магазине (на водку, на продукты). Кажется, ничего не волнует жителей посёлка кроме собственного живота, да, правда, подрастающее поколение веселится, дает волю своим кулакам. Побьют друг друга, а то и для утешения прихватят попутно на кулак мужика или старика. И опять всё тихо.

Большим достижением будет для художника умение видеть мир голым, проникая через его маскировку.

Лучшим доктором и лекарством душевного заболевания является для человека время.

Неизлечимая болезнь – это старость.
 
Философия обывателя. «Не высовывай голову – её снесут. Не отставай – иначе затопчут».

Счастье.
Человек, имеющий большое счастье и малое счастье – счастлив. (Есть гармония, баланс.)
Человек, не имеющий большого счастья, а имеющий только малое счастье – несчастный. (Нет гармонии, нет баланса.)
Что такое большое и малое счастье.
Малое счастье – это когда человек узник низких желаний.
Большое счастье – это когда человек выше низкого желания.
 
Внешняя поверхностная красота – это стремление к лёгкости, к неоправданному изяществу, к роскоши.
Истинная красота – это жизненная глубина, не уход от трудностей и лишений, а преодоление их.

На кустовом партийном собрании ОГЭ ЧТЗ.
Председательствующий был человек, которому явно нравилась эта роль, она доставляла, кажется, ему удовольствие. В зал смотрело мёртвенно-белое лицо, без оттенков живости. Из-под очков глядели узкие щелки глаз. Глядели и математически анализировали. Он каждому выступающему задавал неожиданный вопрос (словно специально подготовленная ловушка), от которого выступающие шарахались, а председательствующий не скрывал удовольствия, так как кураж его осуществлялся. Слова его звучали сухо и металлически.

Когда есть большая цель, то она заглушает мелкие страсти и человек стремится к достоинству и уравновешенности.

С городом нужно быть осторожней, это зверь на изготовке, который может тебя сожрать с потрохами.

В начале восьмидесятых приехал министр на ЧТЗ и пошёл на конвейер сборки тракторов. А там упившаяся бригада шарашится, с полузакрытыми глазами ведёт сборку, забивая кувалдой болты. Министр просит бригадира бригады, а его нет. Нашли его спящим, в доску пьяным, и идти он не может.
На ЧТЗ повальное воровство, ленивый и тот ворует, а о шустрых, предприимчивых и говорить нечего. Воровство стало обыденным делом.


Россия уникальная страна. Измученная нашествиями, войнами, революциями; питающая зависть иноземцев, корчащаяся под гнётом тиранов и вечно стремящаяся к свободе, к независимости. Страна суровая и в тоже время добрая, гостеприимная. Кем она только не управлялась: умными, юродивыми, смешными и злыми. И под волею этого времени сформировалась в непокорный свободный характер.

Дурак-человек не ценит величайшее изобретение природы – лошадь. Ведь с ней не сравнится никакая машина. Как бы человек ни изощрялся в изобретательстве, как бы ни хитрил, всё равно машина уступает лошади по многим показателям. Корм для лошади дешевле, чем корм для машины. Травку, овёс, сено даёт лошади природа. Корм для машины – нужно набурить скважины, накачать нефть. Потом построить перегоночные заводы, потом построить заводы по изготовлению самих машин. Для лошади этого ничего не нужно. Лошадь изготовляет сама природа. Отходы от машины загрязняют воздух, природу. Отходы от лошади удобряют природу. Лошадь экологически чиста. Потом она даёт и продукт для человека, мясо и кожу для изготовлений изделий. А железо есть не будешь. Потом лошадь удобнее, чем машина. Лошадь пройдёт по любой местности и в грязь, по бездорожью.

Россия не была готова к построению коммунистического общества. Прыжок через формацию капитализма (из феодализма в социализм) обернулся для России большими потерями. Даже европейские, капиталистически развитые страны и то на это не решились. Построение коммунистического общества в России через ломку психики приняло уродливые формы. Через ломку судеб.

Я часто вижу во сне шахту. Вижу мертвецов, которые погибли в шахте. Как я с ними разговариваю. Как я был в лаве на месте обвала. Откапывали бригаду, попавшую под завал, когда вытащили из завала Тольку Баранова и других, чёрных от удушья, мне стало плохо. Как вытаскивали из шахты Дианова, разрезанного комбайном пополам. Как тону в прорвавшейся воде, как она меня поглощает. Как срываюсь и падаю в шахтный ствол. Как задыхаюсь и горю в огне метана. Как обвал гонится за мной и за моей семьёй, детьми и женой, а я мечусь, их спасая. Снятся всякие шахтные аварии и трагедии.
А сколько их было, все и не пересчитать.

На своём веку, хотя он и не так уж и долог, мне пришлось повидать и драмы и трагедии. И мне хочется поведать людям не в назидание, а в очищение. Не так уж и велика наша земля, чтобы жить на ней в злобе и вражде. Если очистимся мы, чище будет и земля.