Предпосылки и особенности русского космизма

Майоров Дмитрий Николаевич
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, но и учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.
Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.
Космисты считали, что противостоять наступающей технократической глобализации, угрожающей планете, можно лишь путем духовно-нравственного возрождения человека, осознавшего себя частью вселенной. Их целостное миропредставление противостояло западноевропейскому позитивизму. Считая, что современная рационалистическая наука раздробила наше видение мира, русские космисты стремились воссоздать синтетическое знание, которое несло бы понимание всей совокупности последствий человеческой жизнедеятельности. Тем самым русский космизм формировал миропонимание, которое должно было бы лечь в основу нового типа культуры, приходящему на смену исчерпавшей себя гуманистической культуре Нового Времени.

В анализе русского космизма, прежде всего, подчеркивают его уникальность в многообразии течений мировой философской, художественной, мировоззренческой мысли. Между тем, русский космизм выступает как одно из наиболее ярких течений мирового космизма, явные истоки которого находятся в творчестве ряда античных мыслителей, ученых Нового времени и в обращении к этой тематике в новейших течениях зарубежной научной, художественной, философской, теологической мысли.
Понятие "космизм" включает в себя все направления мировоззренческого порядка: это и восприятие, и размышление, и умение строить логические цепочки, и предвидение. Особого внимания заслуживают глобальные концепции древних (Аристотель, Анаксимандр, Демокрит, философы-орфики, Птолемей, Пифагор и др.). Древние философы отвергали мифологическое решение реальных проблем жизни, создатели древней, прежде всего античной, философии попытались предложить свои подходы к решению проблем человечества, соответствовавшие их уровню знаний. В ходе обсуждения таких проблем, к числу которых относится и проблема единства мира, они выработали новые понятия. Можно найти созвучие древних философских принципов с теми идеями, которые выдвигались позитивистской философией девятнадцатого века. Но ученые древности многие законы космоса выводили чисто эмпирическим путем, только благодаря наблюдениям и применяя философские методы познания. Идея Космоса, как единого замкнутого в себе целого, легла в основу научных моделей Вселенной, первая из которых была создана Евдоксом. Идеи космизма применялись в философско-научной школе Пифагора. Ученик Сократа Платон в своей идеалистической философии широко применял идею "духовных сущностей". По Платону, Вселенная - единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная душой и движением. Принцип космизма формировался на общих принципах целостности и всеединства. В широком смысле, принципы построения моделей Человек-Космос выходят на проблемы современности (экология, глобализм и др.) Европейская мысль придерживалась христианской антропоцентристской традиции космизма, по которой человек признавался венцом творения, средоточием мира. Наука Нового времени, коперниканская революция предложила новую концепцию мироздания. Коперниканская парадигма утверждала, что нет в Космосе места живым существам. Принцип христианского антропоцентризма отвергался. В результате исчезло представление о мире как гармоническом целом. В науке Нового времени Вселенная представлялась бесконечной игрой атомов, не имеющей какого-либо центра .
Гелиоцентрическая система Коперника – вполне естественнонаучная система, была «дополнена» эзотерическим учением Дж. Бруно о бесконечности Вселенной и многочисленности обитаемых в ней миров. «Пустой» Космос Коперника, абстрактные системы европейских философов не имели значительного отклика в русской философии. В силу своей антропологической и социальной ориентации она еще в XVII в. начала задумываться о космическом характере земных явлений, о связи человека и Вселенной. Космос для русской философии постепенно превращался в предмет исследований. В русской философии идею антропоцентризма, когда человек отделен от природы и противопоставлен ей, заменяет идея антропокосмизма, когда человек восстанавливает прерванные связи с природой и задумывается о своем месте в ней и в Космосе в целом.
Западные идеи антропокосмизма и безграничности творческой способности человека, проявились в отечественной культуре и сформировали мировоззрение космизма в России, в результате чего и появилась философия русского космизма, и космизм именно «русский», ибо он, как уже говорилось, не есть новоизобритение русского ума.
Космизм, понимаемый в широком смысле как представление о мире в его целостности или в узком смысле как учение о космической экспансии человечества, - национальная черта русской философии, которая находит подтверждение в работах многих его представителей. Но только к середине XIX в. она оформилась в оригинальное течение, получившее впоследствии название русского космизма.
Русский космизм вырос на переживании уникальности бытия, хрупкости истории и человеческой судьбы, тревоге за жизнь человечества. Космисты исходят из убеждения, что человечество живет не просто на «изломе времен», но является свидетелем исчерпания исторического времени, его потенциала, невозможности продолжения истории в рамках времени. По мнению С.Н. Булгакова, на рубеже XIX и XX веков человечество воочию убедилось в «великой неудаче истории». Но сама неудача небесплодная, ибо она повелевает ему обратиться к себе, к Богу, чтобы выйти за пределы истории, обрести смысл, войти в «историю вечную» .
Особенность русского космизма состоит в том, что, никогда не выступая наукой в чистом виде, он предстает как срез отечественного и мирового общекультурного целого, как определенная ориентация русской культуры, как космическое миросозерцание русского народа. В русском народе, которые русские святые назвали Богоносным отличительными чертами являются его православие, церковность, соборность, Христоцентричность вселенной русского человека, вера в бессмертие души и Воскресение мертвых  . Это общее мироощущение русского народа повлияло и на мировоззрение русских космистов: их характерной чертой выступает стремление отразить отношение к человеку, обществу и природе в глобальных и космических масштабах.
Таким образом, мы имеем основание считать, что именно космизм, возникший еще в античную эпоху в  философии натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор и др.) и классической античности (Сократ, Платон, Аристотель), прошедший дальнейшее развитие в философии Западной Европы эпохи Возрождения (Н. Коперник, Д.Бруно), Нового Времени (Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кант, В. Гегель) как естественнонаучное и религиозное направление, стал проводником глобальных идей в русской философии. Особенностью русского космизма явилось то, что он впервые стал основываться не столько на идеях единения людей на основании теоретических построений естественных наук, доктринах социально-политического, экономического или идеологического порядка, сколько на этически-религиозных и экологических соображениях.
 
1. Емельянов Б.В., Любутин К.Н., Русаков В.М., Саранчин Ю.К. История русской философии: Учебник для вузов. – М.: 2005. С. 239.
  Семенова С. Г. Русский космизм. Вступительная статья. Эл. ресурс:  http://www.pobeda.ru/mbnff/biblio/knigi/antrukos/predisl.html. Дата доступа 20.4.2013
  2. Иоанн (Снычев), митрополит СПб и Ладожский. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., Царское дело, 1993. С.46: «Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа-богоносца, народа - хранителя и защитника святынь веры. Эти святыни есть религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра. Именно таким было исторически сложившееся самовоззрение россиян. Это - основа основ русского самосознания в том виде, в котором сформировали его десять веков отечественной истории. Оно столетиями лежало в основании государственной политики Русской державы».