Ирония судьбы, или...

Леонид Глаголев
 «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» - кто не знает этот культовый новогодний художественный фильм? Кажется, что он не стареет - уж извините, такой вывод был сделан на основе будто бы случайных опросов моих друзей и знакомых и совершенно посторонних лиц, с кем сталкивала жизнь последние годы.

  Уж и не знаю, почему, но я коллекционирую в своей памяти некоторые нелогичные, на первый взгляд, эпизоды советского периода жизни родной страны. Жизнь, разумеется, мудрее, порой и чудесней самых невероятных, реальных случайностей, которые происходили в судьбах соотечественников, но если задуматься о «невероятностях»… так ли уж они невероятны?

  Историзм русской действительности на Руси никогда не исключал явления чуда как такового, наоборот: вера в чудо, в иррациональное, была глубоко присуща нашему народу ещё в такое недалёкое от нас время. Нигилизм русской интеллигенции времён Чернышевского и Герцена, как ни странно, вырос из недр сказок, легенд, поверий, что с пелёнок опутывало каждого, родившегося на необъятных просторах,  и как на дрожжах, поднялся в среде интеллигенции русской, подпитываясь отсталостью и технологическим несовершенством относительно просвещённой Европы.

   Невозможно было бы представить, к чему бы это привело русское общество, если бы не Первая мировая война!

  Можно лишь делать предположения, но сбрасывать со счетов нигилизм как один из катализаторов дальнейшего политического переустройства государства было бы нелогично.

  И вот, всё, наконец, определилось: новое государство, кажется, в глобальном масштабе строит новую жизнь, где нет места чудесам, где всё в руках каждого человека. Пропаганда на самом высоком уровне заставляет принять и следовать ценностям материализма, математического расчёта, логики, безрассудной подчинённости, исполнительности одной структуре…

  Но слепая вера в правоту в противовес любым насаждаемым политическим идеям, остаётся жить; ведь жизнь каждого человека начинается… со сказки, с веры в доброе окончание любой, самой невероятной истории!

  Потому так притягательны сказки, а уж «сказку делать былью» нечистоплотными методами… это же рушит саму сказку!

  И остаётся, остаётся нечто из детских лет, из детской мечты светлое и доброе, и потому аксиоматично праведное, неистребимое никакими государственными законами, чудесное и желанное…

  Проходит время, меняется общество, уходят в прошлое тираны, рушатся империи, меняются границы государств, но сказки остаются!

  И вот уже приходят новые имена, и на существующих реалиях жизни создаются чудесные вымыслы. Пророкам уже не место в России, их время прошло. Средства массовой информации заступили на их место, пришли новые сказки, где конгломерат художников новой эпохи создаёт новые истории, а телевидение доносит этот вымысел до народа и создаёт легенды из участников творческих лабораторий и союзов.

  Не Что, а Как сказать, раскрыть, как сопроводить новую рождественскую историю – вот в чём искусство авторов, и это искусство заставляет нас вновь и вновь… «по традиции, тридцать первого декабря…» усаживаться за телевизор, вновь и вновь открывать для себя мир героев новой русской сказки… Почему так происходит – непонятно, но это уже стало традицией, частью культуры, частью нашей истории для многих и многих...

  Уж кажется, одинаковость, серость, безликость материальных вещей и сторон реальной жизни человека в общем-то недалёкой советской действительности… уж что из этого можно сделать?

  Но перенесёмся в мир реальностей того времени.

  Улица Строителей…

  Пусть не Третья, пусть просто – Строителей… в каких городах не было такой улицы? Автору этих строк близки два города – Воронеж и Москва, и там были улицы со ставшими уже для слуха, родными улицами и переулками, проспектами и площадями.

«Красиво…» - иронизируют по поводу «типовых» наименований улиц Советского Союза авторы фильма, а для нас – первый постулат, первое звено, на котором базируется сюжет.

  Типовое «жильё».

  Как инженер-строитель, около 20 лет являвшийся участником типового домостроения Москвы, могу только подтвердить: десятилетиями не сходят с конвейеров московских панельных домостроительных комбинатов типовые серии домов. И если уж фасады время от времени в последние 10-15 лет стали переделывать, то вот старые планировки ещё выпускаются, а выпускаются они потому, что продолжают действовать старые нормативы жилой площади на человека…

  Бедность богатейшей страны!

  И если ты не чиновник уровня выше среднего, а «простой» служака, то тебе, как и в Советском Союзе, полагается на семью из 3-х, 4–х, 5-ти человек - всё то же, по советским нормам, пропорционально, квадратные жилые метры. Есть и планировки улучшенные, но они не для всех, тут уж кому как повезёт, и не они составляют большинство типовых квартир.

  Квартирные замки.

  Приходилось открывать ключами от одной квартиры двери квартиры иной в том же строящемся пока доме… по роду работы. Представьте ситуацию: 6 подъездов по 68 квартир в каждом… 408 квартир!

  Какова вероятность совпадения ключей к разным квартирам замков одного механического завода, изготовителя этой необходимой, нужной продукции? Не редкость, что одним ключом открывались две разные квартиры в 2-х различных подъездах, даже и не в шестиподъездном, а в двухподъездном доме, и такие совпадения повторялись и повторялись из года в год.

  А это уже серьёзно.

  Не могу утверждать, что на сегодняшний момент в панельном домостроении процветают такие же дикие совпадения с ключами (я уже несколько лет не связан с домостроением), но всё же со своей стороны призываю:

  соотечественники, купившие, получившие  типовые квартиры в типовых панельных сериях домов: срочно меняйте замки!

  Дальше – уже легче. Типы мебели, столовой посуды и т. д.

  По всей стране распространялись, кажется, раз и навсегда запущенные в производство, мебельные гарнитуры,  безделушки, и проч., и это подтверждалось совершенно неожиданно: приходишь в гости – а там такая родная статуэтка моментально приковывает взгляд, и уже общение с друзьями-хозяевами квартиры начинает строиться вокруг этого совпадения, вспоминаются подобные случаи…

   Следовательно, невероятность истории, случайность совпадения – не такая уж и невероятная и случайная…

   Как в такой «типовой» стране появлялись шедевры литературы и искусства – тема, достойная обширного исследования.

 Нам же приходится оставаться самими собой: перед очередным Новым годом, тридцать первого декабря,  мы рассаживаемся поудобней у телевизора…   Своего рода ирония судьбы… судеб многих людей…

 

                С Новым, 2014-м годом!


                01.01. 2014г.