Последняя проповедь Джеймса Гатри

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПОСЛЕДНЯЯ ПРОПОВЕДЬ
Джеймс Гатри (1660)

Предварительная версия перевода

Предисловие к изданию 1738 года под заглавием "Вопль мертвых"

Может показаться несколько странным, что проповедь такого великого и доброго человека, как Джеймс Гатри из Стерлинга, выходит через 77 лет после его мученической смерти в 1661 году. Причина этого заключается в следующем. В январе этого года мне довелось быть в компании с моим достойным и драгоценным духовным отцом и коллегой г-ном Александром Гамильтоном в доме пастора в Стерлинге, за несколько дней до его ухода в славу. И услышав, что эта проповедь была в его руках, я спросил его об этом. Он сказал мне, что рукопись не находится в его распоряжении, ибо он одолжил ее у друга-христианина, живущего в 18 милях от него, но он позволил мне использовать ее, добавив, что он будет также рад, если она будет опубликована. Я спросил его затем, как она была обнаружена, на что он ответил, что, насколько ему известно, она была заложена за шкаф в комнате, где некогда г-н Гатри работал с документами, и никто не знает, как долго она там находилась.
Через несколько дней после смерти г-на Гамильтона я написал с его представления запрос, и копия рукописи г-на Гатри пошла в печать. Единственная причина того, что она лежала так долго в безвестности рядом со мной - это обилие работы, что сопровождало меня на этом месте после потери моего брата, хотя я по-прежнему намеревался, когда позволяло время, написать нечто подобное этому предисловию. И поскольку то же самое приблизилось ко мне, я обязан в конце концов по настойчивым просьбам многих, кто слышал об этой проповеди, выпустить ее в свет без изменений. Я рассматриваю это как честь, возложенную на меня святым Провидением не только быть недостойным преемником этого великого человека, но издать его последнюю проповедь, произнесенную за кафедрой Стерлинга, ибо мое желание в том, чтобы   то же самое свидетельство Иисуса, за которое он страдал до смерти, могло поддерживаться до последнего нашего потомства.
Что замыслило Провидение через эту последнюю проповедь г-на Гатри, после того как его тело давно легло в прах, одному Богу известно, и нам знать не время, но учитывая пути ее появления перед нами, она выглядит как вопль мертвых для всей земли, гремящий с башни стражи Стерлинга.
Я считаю появление этой проповеди в наши дни одним из любопытных звеньев великой цепи Провидения. Преподобный Александр Гамильтон, когда он был молод и учился в колледже в Эдинбурге, не просто помнил Гатри, и причина, по которой он был так взволнован, в том, что он собственными руками, подвергая опасности свою жизнь, снял голову г-на Гатри с шеста в эдинбургском порту Нетербоу, где она была выставлена на всеобщее обозрение, когда Гамильтону было 27 лет. Сам же он стал в 1699 году его преемником в служении и отстаивал его свидетельство на кафедре Стерлинга в течение двенадцати лет. И хотя после смерти г-на Гатри в городе были очень многие служители и пресвитерианских и епископальных убеждений, ни один из них не попытался найти его прощальную проповедь, за которую он был удостоин чести лишиться головы, и предать его останки почетному погребению.
Я не сомневаюсь, что сделанное выше замечание покажется причудливым и презренным, как и сама эта проповедь, в глазах поколения людей наших дней, которые мудры в своих глазах, но каковы бы ни были настроения тех, чьи умы ослепил бог века сего, однако дело Господне является почетным и славным для всех, любящих оное. "Кто мудр, наблюдает сие и уразумеет милость Господа". Но как ужасна будет участь тех, кто закрыл свои глаза и уши от дел Божиих в устроении провидения Его? "За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их" (Пс.27.5).
Поскольку некоторые с тоской и плачем ждали издания этой проповеди, я склонен верить, что она и другие труды ее автора, которые приходят к нам вместе с ней, не заслуживают быть погребенными в тишине навсегда. Его свидетельство при жизни мучило людей, которые тогда жили на земле, до такой степени, что они бросали камни в этого великого пророка в Израиле, а потом запятнали свои руки его кровью, и и поэтому оно не может быть очень легким и приятным для тех, кто, идя по их стопам, пытаются похоронить дело Реформации, за которую он принял мученическую смерть, чтобы не услышать его голос плача из-под алтаря и то свидетельство, которое он своей смертью открыто бросил им в лицо.
Я не поколеблюсь сказать, что это было свидетельство Иисуса, за Которого г-н Джеймс Гатри пострадал как верный свидетель. Это явственно следует из данного документа, составленного, по его словам, когда он приближался к Вечности. Проповедь была произнесена 19 августа 1660 года, а в следующий четверг он был заключен в тюрьму. Другой документ - "Соображения об опасности для религии и дела Реформации" - был опубликован им в том же году, а третий является выступлением с эшафота. С помощью исследований, содержащихся в истории нашей Церкви г-на Вудро, он и по смерти говорит к живым.  И будет легко для разумного и серьезного читателя различить тех, кто следуют ему, и тех, кто хоронит дело, за которое он стоял до крови.
Ныне поднят громкий крик против нескольких служителей, которых связала вместе Реформация, как если бы они были схизматиками и сепаратистами, хотя они отделились от своих братьев, потому что они не могли отказаться от слова свидетельства своего, согласного с заветом Реформации Шотландии, который был запечатлен кровью многих достойнейших. Но, по моему скромному мнению, только те должны считаться сепаратистами, будь их мало или много, кто отделится от Истины и не держится Иисуса Христа как Главы, и порядка, утвержденного в доме Его. Это очевидно через закон и свидетельство перед всей землей - кто на самом деле отходит от этой истины и порядка. Единственное, что требуется от этих братьев - это чтобы была возможность исправить их ошибки и прекратить скандал, через который может закваситься все тесто. Вместо соблюдения таких справедливых и разумных мер уходят годы на то, чтобы исполнить решения последней Ассамблеи похоронить их свидетельство. Является ли это крепким цеплянием за обман и отказом возвратиться к Господу - легко убедиться. И в этом случае заповедь ясна: "Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним" (Иер.15.19).
Когда Реформация повреждается, и прекращение очевидного скандала есть единственное условие это закончить,  что может быть причиной того, что оно не само собой разумеющееся? Либо судить некому, либо виновные не могут исправиться. Если это так, они должны быть отлучены как нечестивые; если же их некому судить, то ключи дисциплины взяты от тех, кто больше не являются слугами Христовыми. Дисциплина, установленная Христом, есть достаточное средство сохранения и устроения Его собственного дома. В обоих случаях разумно мнение Оуэна, что Церковь должна отделить себя от всего этого. Причина проста: потому что это отделяет ее от Главы, Которого мы должны держаться в любом случае, даже если бы это привело к потере общения со всем миром.
Я склонен думать, что два рога приведенной выше дилеммы достаточны, чтобы отвергнуть г-на Кэрри с его объемным "Опытом об отлучении", которым, по мнению многих, он разрушил все, что ранее создал. Но ошибочность и слабость его мыслей и раны, которые он нанес как актам Ассамблей, так и конкретным людям, я надеюсь, могут быть достаточно разоблачены в течение короткого времени.
Если бы я посмотрел на эту рукопись перед ее публикацией вместе с моим дорогим братом, я мог бы по своему высокомерию убедить себя, что она не должна увидеть свет. Я сожалею о своем поведении, и потому ценю братьев и молюсь за их выздоровление. Страх Божий обязывает меня удержаться от нескольких других вещей, которые я мог бы сказать.
Тот же Дух Божий и слава Его, что позволила автору этого документа подвизаться до смерти за царскую прерогативу нашего Великого Учителя, Единственного Главы, Царя и Законодателя Своей Церкви, по прочтении следующего свидетельства да войдет в душу каждого читателя; такова молитва и желание
искренне Вашего в деле Евангелия Иисуса Христа, Эбенезера Эрскина
Стерлинг, 14 августа 1738 года   

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
Мтф.14.22-24

Говоря об этом в наши времена, мы решили, милостью Божией, не просто упомянуть о буре, с которой столкнулись на море несколько учеников Иисуса Христа, но мы выбрали эти слова, потому что их произнес в день суда великий и достойный человек, слуга Божий Джон Нокс, которому Господь дал быть самым выдающимся инструментом дела Реформации в Церкви. Мы не будем долго пересказывать этот текст, но поосто объясним его по порядку. Мы хотели бы, чтобы вы сначала посмотрели, какая история, описанная в этих стихах, связана с ними, ибо мы найдем ее единогласно у многих евангелистов, а именно историю славных чудес, совершенных Господом Иисусом Христом, накормившим тысячи людей несколькими хлебами и рыбами, после этой встречи с учениками на море. Эти вещи связывают вместе Матфей, Марк и Иоанн, писавшие, Господь Иисус Христос проповедовал народу и ученикам Своим и кормил многие тысячи несколькими хлебами и рыбами, и явил величие Своей силы и славы, когда запретил ученикам Своим войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону, пока Он отпустит народ; и так Он отсылает Своих учеников и народ, чтобы они не слышали более Его учение и не видели Его чудес.
Здесь мы можем заложить основу для нашего дальнейшего назидания. Во-первых, можно спросить, почему Он отсылает Своих учеников и множество в то время, и почему Он прекращает Свое учение и чудеса, когда отсылает Своих учеников к морю, а народ по домам. Если мы посмотрим у других евангелистов, мы найдем там достаточно причин тому. Причина этому такова, что Он был разочарован в Своих учениках, "ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено" (Мк.6.52). Хотя Господь Иисус Христос открыл большую часть Своей силы и славы в чуде с хлебами, все же Его ученики не рассматривали Его должным образом; поэтому Он нуждался в том, чтобы наставить их бурей на море, чтобы они лучше научились как сознанию собственной слабости, так и Его силы и славы. Причину же, почему Он распустил народ, описывает Иоанн, когда говорит о том, что народ пришел снова: "истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса , но потому, что ели хлеб и насытились"  (6.26). Сравните это со ст.15:  "Когда Иисус Христос, узнав, что хотят придти, и взять Его, чтобы сделать царем, опять удалился на гору один". Он знал, что все, кто видели и слышали Его слова и чудеса, были очень плотскими по своим намерениям, и стремящимися лишь к плотскому процветанию и миру, и поэтому Он распустил их.
Из единства этих двух рассказов и всего повествования мы предлагаем вам уяснить один момент доктрины: Господь Иисус Христос достаточно часто и прежде всего после особых проявлений  Его силы и славы в Своей Церкви, и среди Своего народа, испытывает его Своим судом, смутами и бурей. Явив великую заботу об утешении Своих людей, Он часто благоволит послать великую и страшную грозу и бурю для суда над ними. И после того как Он утешительно и любезно пировал с ними и явил большую часть Своей силы и любви, Он посылает им бурю и прерывает Свое учение и чудеса до того момента, когда все они оказываются в страхе утонуть. Итак:
1. В Слове есть много случаев такой борьбы Господа. Читая книги Моисея, вы можете увидеть это на фоне того славного освобождения, которое оказал Господь народу Израиля, выведя его из Египта, ибо Израиль сорок лет странствовал по пустыне, где у него было много печальных дней, прежде чем он вошел в землю Ханаан.
2. Мы видим в истории Церкви Израиля, как Господь оказал великое избавление от филистимлян через служение раба Своего Самуила, и оно было снова разрушено руками Саула; так было, когда славная, благословенная работа Реформации прекратилась, и преследования вновь поднялись против Церкви Божией.
3. Следующий пример  вы найдете, если вы будете читать историю царствования Езекии и Манассии, царей Иуды, как она была записана во второй Книге Хроник.  В дни Езекии совершилось нечто вроде Реформации, когда царь, князья, священники и весь народ поклялись в верности завету, все растленное было изгнано, и воссоздано чистое поклонение и таинства Божии, но еще не было грозных испытаний от руки Сеннахирима, так что едва ли было хорошо Езекии в гробу, когда Манассия вновь с успехом принес растление и гонения.
4. Следующий пример был во дни Иосии, когда явились сила и слава Господня, но затем начались столь суровые суды Его, что Церковь  была почти полностью стерта с лица земли царем Вавилонским.
5. Следующий пример мы найдем, после возвращения Израиля из Вавилона, когда был заложен фундамент дома Господня, но через некоторое время, на второй год царствования Дария, работа прекратилась к насмешкам и вражде нечестивых людей.
6. Мы можем найти примеры и в Новом Завете. Мы видим, какие плоды для нашего благословенного Господа принесло дело Евангелия, но что последовало в Иоан.16.31-32?  "Иисус отвечал им: теперь веруете?  Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною". И Он был распят и положен во гроб, и камень был положен сверху, и казалось, что ничто не должно было больше напомнить о Нем в земле живых.
7. Теперь посмотрим другой пример в дни апостолов: в первых пяти главах Деяний описана благословенная Реформация, но от конца 6-й главы мы видим печальный перерыв в ней и рассеяние Церкви, и первое гонение, поднятое против нее.
8. Как есть много таких случаев в Слове, так их много и в истории Церкви. Многие великие дела были сделаны апостолами и славной Реформацией в привлечении язычников, но после них поднялись ужасные гонения по всей вселенной.
9. Есть замечательный пример тому, когда Господь начал реформировать Церковь, избавляя ее от тьмы папизма, избрав достойным инструментом Лютера, но вскоре после этого Карл Пятый поднял жестокую войну против всех князей Германии, и издал жестокие указы против всего, имеющего отношение к Церкви.
10. Кроме того, в дни короля Эдуарда Шестого, дивного государя, славное дело Реформы состоялось в Англии, но через несколько лет после этого благочестивого указа король умер, королева Мария вновь с успехом принесла папизм и подняла жестокие гонения против святых Божиих.
11. Ничто не показывает настолько явно незнание людьми своего собственного состояния, как печальный перерыв в деле Реформации, устроенный прелатами не так давно. Так что нет ничего более обычного в Церкви, чем положение, когда после того, как Господь явил Себя особым образом в Его силе и славе, Он изливает на Церковь грозы и бури скорбей.
Говоря об этом устроении, мы сначала должны узнать о ее основаниях и причинах, и почему Господь видит его приемлемым. Есть несколько способов понять это. Упоминая о причинах такового устроения, мы не будем  говорить о многом, о чем могли бы сказать, но сможем коснуться некоторых из наиболее распространенных и очевидных причин.
1. Во-первых, Господь производит такую работу со Своей Церковью, наказывая ее грех и исправляя ее нечестие. Люди, которым Он являет Себя в Своей власти и славе, милости и истине,  не всегда ведут себя, как они должны, но даже тогда, когда Он имеет дело с ними в любви, они делают многое, чтобы спровоцировать Его на гнев. Поэтому Бог для исправления их грехов и порицания их нечестия приносит им бури и скорби. В Псалме 99 Господь наказывает дела народа Своего в пустыне, и еще яснее это выглядит в Псалме 78, где четко объясняется, что Его народ был наказан Им в пустыне тем, что его вхождение в Ханаан задержалось, из-за того, что грех тянул его назад и не давал следовать завету Господню. Вот некоторые из доказательств этих грехов:
(1). Во-первых, в Пс.78.10-11 сказано: "они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его, и забывали Его, и чудеса, которые Он явил им". Они нарушили тот самый торжественный завет с Богом, в который они вступили согласно Исх.19-20 и в котором все они обязались стоять в верности, и они не сохранили этот завет, но коварно презрели его, и потому такие скорби пришли на них в пустыне и  приостановили их вход в землю обетованную.
(2). Согласно Пс.78.18 они согрешили еще больше, и, "искушая Его в своем сердце, требовали пищи по своим похотям". Они небыли удовлетворены тем, что Бог дал им, но возжелали большего и стали похотливыми и алчными, и потому Бог разгневался на них и покарал их в пустыне.
(3). Следующий их грех согласно ст.22 - это их неуверенность и неверие, они не поверили Богу и не доверились Его спасению. но сомневались в том, что касается Его силы и доброты, говоря: " может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?". Потому Он послал им бурю скорбей.
(4). Четвертый грех их был в том, что они презрели и недооценили драгоценную манну, которую Бог послал с небес для прокормления их: "наши души ненавидят эту пищу" (Чис.21.5 KJV).
(5). Пятый грех их есть ропот, недовольство и жалобы на Бога.
(6). Шестой грех - это их жалобы на сам исход из Египта, когда они восстали на своего вождя и просили вернуть их обратно.
(7). Их последним грехом было развращение поклонения Богу, когда они сделали золотого тельца.  И из-за этих грехов Господь прогневался, и вразумлял и наказывал их сорок лет в пустыне.
2. Вторая причина того, что Господь посылает бури после чудесного проявления Своего в слове и делах Своих, есть очищение Им Своего народа. Как Он исправляет Своих людей так, чтобы они познали всю горечь греха, так Он очищает их от него. Есть печальный пример того в Дан.11.35, где это прямо описывается как причина дел Божиих: когда "пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока". В Церкви и народе Божием есть много шлака, и поэтому Господь считает необходимым поставить ее на огонь для очищения от такового.
3. Третья причина, по которой Господь приносит бури скорбей после Своих чудесных проявлений, в том, что Он желает обнаружить лицемеров и тех, кто недобросовестен. "Многие прилепятся к народу Господа лестью" (Дан.11.34); тем более это так, когда Господь являет Себя в высшей степени великолепно в Своем Слове и делах, и тогда исповедание принимают многие,  в чьих сердцах нет чистоты и истины; многие тогда прилепятся к жертве и служению Божьему ради лести, которой не может терпеть душа Его, и потому Он приносит Свою лопату и развеивает их на ветру, чтобы узнать, кто зерна, а кто плевелы:  "Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих; а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие" (Пс.124.4-5). Именно поэтому Он приносит бури скорбей после Реформации.
Итак, причины того, что Бог приносит грозы и бури скорбей Своему народу после Своих чудесных проявлений, состоят в том, что Он производит суд, испытывает веру и терпение святых Своих и являет Свою славу и имя на них, "дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа" (1 Пет.1.7).
Но здесь мы подходим ко второму пункту, как он есть, а именно почему Господь посылает испытания и бури на Свой народ и на служащих Ему сразу же после Своих славных явлений и явных дел Своей доброты и милосердия на них. Тому, что это угодно Господу, может быть несколько великих причин, но назовем лишь четыре главных из них.
1. Во-первых, иногда Он благоволит прервать Свое дело. Именно так Он поступил, как мы уже упомянули, в Езд.4, когда после основания дома Господня злые и нечестивые люди, враги бедного народа Божия, считая, что Его дело не должно процветать, приложили все усилия, чтобы прервать его, и когда они не смогли добиться своего лестью, они пошли к царю Персии и обременили народ Божий клеветой, что он собирается бунтовать; и тогда пришло царское письмо, в котором Божьим людям было приказано прекратить строительство храма, и когда это письмо дошло до них, они вынуждены были подчиниться.
2. Другая причина - это растление, когда у зла хватает инструментов для того, чтобы прервать дело благочестия таким образом, чтобы растление смогло примешаться к чистоте Его установлений и поклонения. Бог допускает такие вещи, чтобы люди вернулись на блевотину растления, которое прежде было изгнано. Так благословенная Реформация в дни Езекии изгнала растление, но оно было внесено снова в дни Манассии, и притом больше и хуже, чем когда-либо раньше.
3. Третье положение имеет место там, где по обоим этим причинам дело Божие не только прерывается и повреждается, но когда оно разрушается, когда в дни Седекии был разрушен храм и все дела его.
4.  Наконец, четвертая причина имеет место там, где гонения прокладывают путь истине и делу Божию. Так было в дни апостолов (Деян.5), когда они пали на служителей дома Господня, и некоторые из них были убиты мечом, а другие брошены в тюрьмы, так что они не могли проповедовать Слово в Иерусалиме. Что-то из таких вещей происходит, когда Господь прокладывает путь Своему избавлению.
Мы хотели бы упомянуть теперь о некоторых использованиях всего сказанного.
Использование 1. Во-первых, Бог говорит нам, что в нашей Церкви и народе будет буря, после того как Он явил Свою славную милость и раскрывал Свое могущество и милосердие в Своем Слове и делах среди нас в течение многих лет, и даже после этого нас могут ждать скорби, и есть многие причины ожидать их.
(1). Поскольку, как я уже сказал, это обычный для Бога способ откровения Своему народу - связать вместе великие проявления Его милосердия и смуты, бури и испытания, как вы найдете часто в Слове.
(2). Вторая причина того, что мы должны ждать бури - потому что мы виновны в тех грехах, которые приносят скорби и бури Церкви и народу Божию. Мы сказали, что скорби пришли на Израиль в пустыне после его исхода из Египта, и о грехах народа, которые привели к тому, а именно о пренебрежении заветом Господа, о ропоте на Бога, искушении Его, недоверии и неверии, презрении и отвращении к драгоценной манне, бунте против Бога и развращении поклонения и таинств Его. Но посмотрите: разве мы сами не виновны во всех этих грехах? Разве мы не пренебрегли заветом? Разве мы не забыли в значительной степени свои обязательства? Разве мы не забываем исполнять свои обеты Господу, принесенные всем народом в Торжественной Лиге и Завете? Разве мы не виновны в похоти и недовольстве тем, что Бог дал нам, и наше сердце не уносится похотью очей, похотью плоти и гордостью житейской? Разве мы не виновны в жалобах на Бога? Разве мы не презрели драгоценную манну Евангелия и не возненавидели ее? Разве мы не виновны в заблуждениях и последовании искушениям?   Разве мы не виновны в развращении таинств Бога и порче многих Его драгоценных истин? И хотя у нас нет вождя, разве мы не искали, чтобы возвратиться снова в Египет, и вновь предать себя рабству всего растления, которое ранее было изгнано, и попрать завет? И если за все это Бог приводит бури на нас, то как мы можем избежать их?
(3). Третья причина того, что гнев Божий приносит на нас бури, в том, что Его правда проявляется таким образом, что Он не карает многих по высшей степени, но лишь испытывает их веру и терпение. У нас было много испытаний, но это были лишь испытания водой, никто из нас не подвизался до крови; это были еще не те испытания, которые могли быть при нашем устроении. "Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?" (Иер.12.5).
(4). Четвертая причина, которая говорит нам, что будет буря - это то, что среди нас может быть огромное множество неискренних людей, которые присоединились к завету с коварным сердцем. Господь уже вывел многих из них на свет, но как только все станет еще более явным, эти люди открыто отрекутся и отвергнут завет Божий.
(5). Еще одна причина ждать бури - это то, что по сути она уже началась. Ветер Божий уже задул; многие, кто были выдающимися в Его деле, находятся в заключении, несколько посланников дома Господня изгнаны, и почему род сей не видит, что грядет буря?
(6). И наконец то, что будет буря, явствует из того, что все нечестивые, и все, кто был врагами народа Божия, уже подняли голову, и это предвещает бурю.
Использование 2. Если мы будем ждать бури, нас не испугает, когда она придет, потому что это работа Бога нашего, это Его обычный путь, на котором Он устрояет Свою Церковь. Но есть несколько преткновений, на которых мы запинаемся и падаем, когда Господь благоволит принести бурю Своей Церкви и народу, и мы должны их остерегаться.
Преткновение 1. Первый камень преткновения для Израиля мы видим там, где читаем, когда, если буря усиливается, народ ропщет и желает сойти с пути Господа, а не идти дальше, чтобы вступить во владение землей обетованной, и говорит, что желал бы вернуться назад в Египет. Мы опасаемся, что когда для многих придут времена тяжкие, они возьмут назад свое решение служить Богу и совершать дело Реформации, и захотят вернуться назад к тому растлению, от которого Господь освободил их. Это самый опасный камень преткновения;  мы предупреждаем вас об этом, и мы умоляем вас во имя Господа, чтобы вам прислушаться к этому предупреждению.
Преткновение 2. Второй вид преткновения, которого мы должны остерегаться, описан в 2 Цар.22. Когда бури приходят на Церковь и народ Божий, многие спотыкаются и падают, становясь обвинителями тех, кого Бог использует в Своем деле, как обвиняли Давида, и таковые из обвинителей становятся открытыми гонителями народа Божия. Мы хотели бы предостеречь от этого не из своекорыстия, хотя мы сами не обвиняли других, как многие в эти дни, кто не знает другого способа добиться благосклонности к себе, чем стать обвинителями святых Божиих; но смотрите, как бы вам не стать гонителями, как идумеяне, если кто падет из служащих Ему. 
Преткновение 3. Третий вид преткновения, которого должно остерегаться, описан в Ис.22, когда Сеннахериб вторгся в Иудею, хотя прежде, при добром царе Езекии, он делал вид дружбы; такие вещи мы тоже должны принимать во внимание.
Преткновение 4. Еще одно преткновение - это преткновение Димаса (2 Тим.4.10), который, когда пришла буря, решил сделать нечто для себя, и, как говорит Павел, "оставил нас, возлюбив сей век". Мы молим вас взглянуть на то, что в наибольшей мере является для вас искушением, на похоть к мирским вещам, являющимся вашим достоянием, и искать в своих сердцах освобождения от нее, ибо она может стать для вас преткновением в день бури. 
Преткновение 5.  Еще одно преткновение, которого следует остерегаться - это камень Баруха (Иер.45.3). Когда он и Иеремия должны были быть преданы смерти за все, что они делали до этого, он испугался так, что лишился чувств: "горе мне, говорит он, ибо Господь добавил скорбь к болезни моей, и я падаю без чувств и не нахожу покоя" (KJV). Мы должны знать, что мы слабы, но при этом не быть робкими душою, исполняя дело Господне и интерес Иисуса Христа. Плотской страх завел Петра так далеко, что он отрекся своего Господа и Учителя.
Претыкание 6. Мы должны остерегаться камня Иуды, который, когда не получил того, на что он рассчитывал от Иисуса Христа, решил предать своего Учителя. Смотрите, чтобы не разочароваться в деле Христа и не присоединиться к предавшим Его!
И наконец, мы должны остерегаться камня мужей Иуды (Иер.44). Иеремия был в земле Иуды, но не остался там, и пошел в землю Египетскую. И ему сказали: "было лучше для нас, когда мы кадили Царице неба и несли возлияния ей,  потому что тогда мы имели много хлеба и беды не видели". Мы хотели бы принять это во внимание, чтобы ничто не заставило нас подвергнуть сомнению дело Бога, в котором мы трудимся.
Использование 3. Третье использование сказанного в том, чтобы, когда придут бури и скорби, внимательно подготовиться к ним. Мы назвали бы несколько вещей, к которым должен обратиться за этой подготовкой любой из нас.
Во-первых, мы должны сбросить со своего корабля, как ненужное бремя, все вещи века сего, на нем не должно остаться ничего, кроме Бога и наших драгоценных душ, ибо все остальное, как бы мало ни весило на наш взгляд, может потопить наш корабль в бурю.
Во-вторых, мы должны внимать нашей дружбе с Иисусом Христом, нашим благословенным Кормчим, чтобы Он был на нашем судне, с которым мы не сможем управиться в бурю.
В-третьих, мы должны убрать паруса, чтобы наш дух был смирен и унижен пред Господом, ибо скромная и смиренная душа продержится дольше всего под ударами бури.
В-четвертых, мы должны разумно внимать тому, во что мы верим и что исповедуем, чтобы даже в темную ночь не гнуться под ветрами и не попасть на отмель. И наконец, мы должны максимально оснастить наше судно верой и терпением святых.
Использование 4. Теперь рассмотрим, какие утешения мы будем иметь для укрепления наших сердец, чтобы уповать на Христа среди бури, если Бог благоволит привести ее на нас. Опять же, мы можем назвать их много, но вспомним пока лишь несколько.
Первое основание для поощрения в том, что у вас есть хорошая причина, я имею в виду дело Божие и интерес Иисуса Христа, к тому, чтобы за Него бороться, ибо Его дело стоит того, чтобы за него пострадать, если будут порицать и преследовать его.
Во-вторых, наше утешение в том, что у нас есть дивный Капитан - наш Господь Иисус Христос, Глава и Князь нашего спасения, Который прошел все, что и мы, и ныне сидит одесную Отца, и будет царствовать, доколе не положит всех Своих врагов в подножие ног Его.
И в-третьих, основание и достойная причина нашего утешения в том, что с нами все, в чьих сердцах страх Господень в наших странах, с нами все святые, которые жили с начала мира, ибо они жили и пострадали за то же самое, хотя и по-разному, у нас есть также благословенные обетования Божии, и у нас есть опыт всех святых,  и также наш собственный опыт и многое другое того же рода.  О, мы знаем наши привилегии, и да будут они укреплением в наших сердцах, чтобы нам быть искренними и твердыми в своей работе! На сем закончим.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn