Лекция по книге Паралипоменон

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЛЕКЦИЯ ПО КНИГЕ ПАРАЛИПОМЕНОН
Дональд Каргилл (1680)

И возвращался Иосафат, царь Иудейский, в мире в дом свой в Иерусалим.
И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня.
2 Пар.19.1-2

Благость Божия не всегда оставляет человека, когда он сходит с Божьего пути или может сделать так, и если мы уходим от Бога, Он может сразу же оставить нас Своим благим провидением. Но поскольку Бог благ, Он останавливается и ждет, не вернемся ли мы к Нему, и когда Его люди возвращаются,   тем более, что благость Божия была с ними, это делает их более скорбящими, чем прежде. У нас есть пример этому в данной главе: перед нами царь, и хороший царь, и он сошел с Божьего пути,  и все же Божья благость не оставила его даже после его греховного союза с Ахавом. Сказано, что он вернулся в мире в свой дом в Иерусалим.
Здесь есть несколько вещей, говорящих не только о его благости и о его падении, но и его восстановлении. Прежде всего, он вернулся в мире. Во-вторых, он столкнулся с острым обличением, когда встретился с пророком. Любой из нас мог бы подумать, что царя должны были встретить с похвалой и лестью; но пророк Божий идет на встречу с ним с резкой отповедью, и высказывается о нем строже, чем о ком-либо еще, даже достойнейшем. Святой Дух отмечает эту резкую отповедь пророка. Мы ничего не слышим о том, что царь прогнал его или даже что-то возразил. Это вообще бывает редко, чтобы даже средний человек легко принял выговор от пророка, но гораздо реже мы встречаем царя, который хотя бы молчаливо принимает упрек и признает: да, я виновен. Тех, кто принимает обличение Божие, Бог будет обличать впредь до Судного дня, а затем примет в Свои руки и посмотрит, кто был прав. Обличение Божие сладко; благослови же того, через кого Бог обличает тебя, и вели ему говорить дальше, хотя бы он еще больше порицал тебя! О, как гордится сердце человека тем, что он не хочет принимать убеждение и обличение! Оно так гордо, что никогда не примет учение Божие без благодати Его. 
Но, в-третьих, то, что он принимает обличение, есть знак того, что он идет на дело Божие, несмотря на обличения пророка Его, и оно подобно делу Реформации; мы говорим так потому, что везде, где есть союз с людьми нечестивыми, Реформацию забывают, пока этот союз не будет сломан; так царь забыл о своей реформе, связавшись с царем Ахавом, а потом вновь вернулся к ней. Будем знать, что первое же наше греховное общение со злодейской партией в Шотландии не только заставило нас забыть дело Реформации, но закрыло для нее дверь, так что никто не мог двинуться вперед в деле Реформации в нашем народе, и пока этот злой союз не будет разорван, ни служители, ни народ не смогут следовать ее делу снова. И разве мы не знаем, что когда началась Реформация, это был тот день, когда мы взяли вредителей в руки, и она выдержала все это время, и если ее дело брошено, оно остановится и его будет не продвинуть вновь никогда; но если после всех испытаний что-то сдвинется, вы увидите, как Реформация происходит вновь. О, если бы это произошло!
Но, в-четвертых, здесь говорится о Реформации как таковой, которая описана в трех вещах. (1) Она производится по всей земле для всего народа:  "И опять стал он обходить народ свой от Вирсавии до горы Ефремовой, и обращал их к Господу, Богу отцов их" (ст.4). Они были похожи на беглых слуг, как наложница левита, которая ушла от мужа и стала шлюхой; и их он приводил обратно к Господу. Но теперь вы видите, что долг или обязанность царя - вернуть народ Божий к Богу. Именно это стремились сделать цари в обоих царствах - привести заблудший народ в послушание Богу, вернуть авторитет власти Божией у людей, чтобы они соблюдали заповеди Божии, а не человеческие, и не упускали ни слова из повелений Божиих и Его правления. Он снова и снова убеждает народ вернуться к Богу и больше не блуждать от Него, и как святой царь он употребляет всю свою власть для этого ради святых. Но что значит такое послушание ему в отношении послушания Богу для народа? Мы уверены, что мы видим ясно из Писания, слова Божия, что сказанное является частью царской власти, и тот, кто не имеет никакого отношения к этому, не должен почитаться королем, но тираном и врагом Богу.
Но, далее, вторая часть Реформации касается гражданского правления. Что делает царь? Он ставит судей в каждом городе Иудеи. В стране было тогда мало судей, больше насилия и поборов; и он, несомненно, был святым человеком, и потому поставил хороших и богобоязненных судей в каждом городе. Любой царь набирает таких судей, каков он сам; они таковы же, как и его природа. Слуги и наемники являют лишь то, что имеет их господин. Так мы можем знать, какова природа короля и суда. Благочестивый король будет ставить  святых судей,  которые обеспечат справедливость и равноправие для всех, но теперь нам не нужно искать равенства и справедливости, если они позволят нам остаться наедине со своими бедами. Поскольку же гражданская часть Реформации требует поставления святых судей, царь оказывает увещевание им, когда ставит их на служение (ст.6). Примечательно, что он говорит в этом случае. Обычно цари требуют соблюдать их прерогативы и привилегии, не упускать их несправедливо и никоим образом не наносить ущерба короне. Но он говорит: "смотрите, что вы делаете, потому что вы творите не суд человеческий, но Господа, и Он с вами в суде". Помните об этом: я поставил вас судьями, но судебное решение не мое, это у Господа, и помните, что вы делаете, то делаете для Бога, и делайте так, как пред Ним, и как бы это делал Он Сам. Теперь есть ли где судьи, что поступают так? А если есть, то желает ли король, чтобы они делали и поступали так? Сегодня король по сути говорит: исполняйте ваше служение и потому судите ради меня. Может ли он сказать: я  даю вам власть судейства, но помните ли, что вам отвечать пред Богом за ваш суд, ибо Он с вами в суде, Он присутствует с вами, чтобы помочь вам, если вы творите суд правый, и Он будет недоволен, если вы судите неправильно; Он присутствует, чтобы защитить вас, если будете поступать правильно, но накажет вас, если вы будете творить зло. Именно это имеет в виду царь, говоря: я дал вам власть и поставил вас судьями, чтобы вы судили справедливо и хорошо, не ради меня, но для Господа, и если вы судите справедливо, Бог будет с вами, Он охранит и защитит вас, в противном случае нет. Но есть одно слово в утешение, прежде чем перейти к третьей вещи: "итак страх Божий да будет на вас, ибо нет лицеприятия у Бога". Тщетно говорить людям: да будет страх Божий на вас, чтобы заставить их поступать справедливо и хорошо, но если есть принцип страха Божия в них,  то увещевание может быть полезно, и выгодно,  пустьже  страх Господень будет преобладать, и если это не заставит вас поступать правильно, то никакие человеческие увещания не сделают этого никогда, и в лучшем случае вы будете падать всегда, имея такую возможность, и никогда не будете преуспевать в добре.
Но теперь "да будет страх Господень на вас, ибо нет лицеприятия у Бога"; Он не терпит беззакония и неправедного суда, и всегда будет видеть это и помнить. У Бога нет лицеприятия, и вы не должны думать, что когда вы сами обижаете кого-то в суде, то Он не обращает на это внимания; все суды человеческие Он видит, ибо Он есть Великий Царь, испытующий все дела и вещи. Цари никогда не смотрят на решения нижестоящих должностных лиц, если знают, что они будут в соответствии с законом. Итак, нам сказано: если Бог будет с вами на суде, то судите как для Бога, и по вашему суду Бог будет судить и вас. Бог нелицеприятен; что это значит? Воздайте каждому по заслугам, потому что Бог воздает каждому по заслугам. Думаете ли вы, что Он пощадит царя или короля больше, чем нищего? Нет, ибо все  они Его творения, но короли больше привязаны к миру сему, чем остальные. Христос спросил: кто должен любить больше всего? И ответил:  тот, кому Бог дал больше всего. Таким образом, тот, кто  получил самые великие знаки любви Божией, больше всех должен благоговеть пред святыней Его, от тех же, кому меньше дано, меньше и ожидается, и поэтому святее всех должны быть те, кто повелевает другими, и как нелицеприятен Бог, так должно быть не лицеприятия у судей. Люди могут считать, что короли выше писаных законов, но кто вправе сказать, что король выше Писания и разума? Бог сказал, что есои Он нелицеприятен, то Он судит по закону королей, как и всех остальных. Тогда тот, кто судит от имени Бога, должен знать, что ему также не должно взирать на лица. Добавим к этому лишь одно слово, которое надлежит добавить в данном случае. Нет никого, кто не нес бы ответственности за недостатки правления, и поэтому если бы все недостатки правителей замечались Богом, то ни один из них не правил бы ни одного дня, а мы могли бы найти в них недостатки, за которые их можно свергнуть следующей ночью, но скажем так: одно дело неудачи от немощи, и другое - непрестанная злоба и вражда против Бога. От первого возможно изьавление, но не от последнего.  Тогда посмотрите, где мы сейчас; и все, что вы думаете об этом, есть истина Божья, которую мы возвещаем вам сегодня.
Но третья вещь в Реформации - это священство, которое по сути объемлет своим служением всю землю, народ, государство или гражданское правление и само церковное служение. В идеале Реформация должна через эти три вещи идти дальше. Пусть каждый доведет до своего сердца, как короли и правители проводили и должны были проводить реформы в своих странах. Тогда "в Иерусалиме приставил Иосафат некоторых из левитов и священников и глав поколений у Израиля - к суду Господню и к тяжбам. И возвратились в Иерусалим. И дал им повеление, говоря: так действуйте в страхе Господнем, с верностью и с чистым сердцем" (ст.8-9). Тогда же был создан великий суд, в котором участвовали некоторые священники и гражданские лица, причем дела Божии принадлежали именно священникам, а дела царские - другим, но все судили по Слову Божию. Скажем также, и это очень большой повод для споров в этой работе: если цари должны править и судить по закону, а законы - устроять правление царей в соответствии со Словом Бога, то как можно, противясь этому, творить великое зло? Народ Божий управлял веками только по Его закону, и кто мог быть его законодателем, как не Бог? Были ли его законы от людей или от Бога? Даже если их писали люди, то по Божию закону. Бог творения, Который сотворил все, может гораздо лучше научить законам, чем человек, который под Богом. Мы говорим: не следует претыкаться о то, что законы Бога должно быть законами страны, ибо никогда не будет лучше законов для страны, чем законы Бога, и тогда у нас не будет угнетения сильными, ибо такие законы никогда не позволят притеснять бедняка. Ибо когда закон Божий говорит, он есть закон и право и для бедных, и для сильных и великих. Таким образом, закон Божий должен быть нашим законом. Если закон Божий получен нами, то пусть христиане следуют закону, который дал Бог, а язычники и турки пусть следуют закону природы.
Чтобы понять лучше, как судили и разбирали споры по закону Господню, отметим, что был великий суд в Иерусалиме, и все трудные вопросы адресовались туда. Суды были по всей стране, в них были сотни судей и тысячи должностных лиц. Но с самыми трудными вопросами обращались в Иерусалим, и царь поставил судей, чтобы разрешать трудные вопросы, которые не могли рассудить в другом месте, и они выносили решения по этим вопросам.
Следующее, о чем мы скажем - это то, какое повеление царь дал судьям. "Он заповедал им, говоря: так действуйте в страхе Господнем". Есть великая нужда, чтобы царский суд был правым, ибо есть законы царей и королей, в которых уделяется мало внимания закону Божию, и мы хорошо знаем  по опыту, что все мольбы этой бедной земли были отвергнуты, ибо в ней царили законы человеческие. Как нам сказать об этом? Прежде всего, царь пришел домой с миром. Почему Святой Дух отметил это? Если вы прочтете предыдущую главу, то увидите, как он в опасной битве смертельно ранил царя Израильского, а сам был избавлен. Ибо в какие бы грехи он ни впал, Господь милостиво избавил его, в отличие от более нечестивого Ахава, с которым он столкнулся. Тот проиграл сражение, этот вернулся с миром. Кто получил особое избавление от Бога, должен спросить в своем сердце: что он сделал и откуда ему такое избавление. Но вы скажете нам: мы не были в грешных союзах, мы не сотрудничали с грешниками и не следовали их дурным путем. Теперь, когда многие пали, это было особой работой Святого Бога, что некоторые были сохранены от падения. Рассмотрим также, почему Бог так дивно хранил вас, особенно когда Он мог забрать вашу жизнь. Среди вас есть некоторые, что получили избавление, возможно, не раз и не два. Он мог дать вам великое избавление, даже когда вы были еще грешниками. Смотрите же и помните, что если Бог спасает вас, то для того, чтобы призвать покаяться в грехах; даже если вы пренебрегаете этим, Он призывает вас, но будьте осторожны с этим, ибо даже если бы Он простил вам неправедный поступок один раз, остерегайтесь в следующий раз присоединяться ко грешным и нечестивым, ибо их сообщество всегда опасно. Независимо от того, с кем из них вы сближаетесь, Бог никогда не благословит такой союз.  Теперь мы хотели бы сказать вот что. Пусть каждый человек, который имеет участие в таких замечательных избавлениях, скажет: зачем Ты хранил меня? Почему Ты спас мне жизнь? Твое благословение слишком изобильно и чудесно для меня. Разве это не для какой-то цели, не для того, чтобы я мог использовать его каким-то образом для славы Божьей, чтобы обернуться и спросить: почему Он так дивно дал мне жизнь, когда я был в опасности, и в то время, как я отступил от Него и был связан грехом и вовлечен в союз со смертельными и гибельными врагами? Подумайте: для чего Бог дал вам эту жизнь. Скажите Ему:  зачем же Ты сохранил эту жизнь? Что я могу сделать для Тебя, и как Ты можешь использовать меня?
Последний вопрос, который мы рассмотрим - это обличение пророка. У него могли быть свои основания думать, что он должен говорить с царем, но как мы можем быть верными, упрекая королей и других? Где здесь смирение? Смирением в данном случае является разрушить высокомерие правителей: если мы пошли и указали им на их грехи, то мы уже не идем тем путем, что они. Молчание здесь не смирение и не добродетель, это всего лишь неверность Богу и человеку. Мог ли царь не пойти домой с миром? Опечалил ли его пророк? Причинил ли ему скорбь? Почему царь восскорбел? Если для этого не было оснований, он не должен был опечалиться. Был грех, который должен был опечалить его, ибо бывает милость не только не назидающая, но подобная колдовству. "Следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа?". Что это значит для нашего времени. На том, кто помогает нечестивым, лежит вина. Нам скажут: кого же нам осуждать и кому следовать? Те, что могут любить ненавидящих Господа, и помогать нечестивцу, должны узнать, на какой они стороне и почему они злы. Разве не добавили они нечестивым власти, которую те уже получили и которой имеют уже слишком много? О, никто в такой мере не способствует нечестию, как эти! Что они будут делать потом, когда отступать будет некуда? Они начнут творить зло с нечестивыми. С Божьей помощью, остерегитесь помогать нечестивым встать, они высоки уже достаточно, и нет никого, кто поддержит людей Божьих, потому что они ничего не могут сделать, когда злые поднимаются вверх. Это Писание ясно говорит: следовало ли тебе помогать нечестивцу? Мы не скажем более ничего о тех, кто помог нечестивым в это время и за то достоин порицания. Сейчас есть только две партии: Божья и нечестивая. Посмотрите, с кем вы сегодня? Следует ли вам помогать нечестивым и любить ненавидящих Господа? Вы будете тем же, что и они. Иехошафат породнился с Ахавом и стал таким же. Можете ли вы ради отца или матери, или вашего короля любить тех, кто ненавидит Господа, и помогать им? Мы должны сказать только это; будьте же внимательны, ибо это правда, и   вражда и ненависть против Бога отсекает все обязательства. Действительно мы скажем, что, даже если бы мы были в самых близких обязательствах, даже в обязательствах между родителями и детьми, и в этом случае Святой Дух говорит, что "его отец и мать прогонят его, в время как он пророчествует". Ненависть к Богу забирает все близкие и далекие обязанности, и если люди идут на ненависть к Господу, и чтобы нагло хулить имя Бога и выступать против Божьих истин, и со злобой и враждебностью угнетать Его людей, мы не можем никак помочь им и присоединиться к ним, и не скажем им ничего иного. Помните: если кто не приносит нам из Писания Божьего, если кто дает вам то, что противоречит ему, мы должны оставить его. Аминь.