Банкротство корпорации, кому же это выгодно?

Андрей Бочаров 3
Человек — существо биосоциальное. Эту истину мы уяснили еще со школьной скамьи. Но за привычным звучанием рядовой фразы скрывается огромное разнообразие межличностных и общественных отношений. С древнейших времен люди объединяются, дабы выжить, дать отпор врагу, стать богаче, захватить власть. Здесь на первый план выходит достаточно специфичный ресурс  - коммуникация. Ведь только высококоммуникативная особь (по словам исследователей животных сообществ) способна сплотить нескольких слабых членов клана, которые объединившись, смогут отобрать лидерство у вожака. И чем более высокоорганизованно сообщество, тем ниже роль силового ресурса и выше значение коммуникации. Homo sapiens же, по словам эволюционистов, находится на вершине пирамиды биологической организации.
Подобная кооперация индивидов реализовывалась на протяжении исторического процесса в самых разнообразных формах. И одной из них, стала корпорация. Как экономическое объединение, она способна дать людям то, чего они жаждут: богатство, власть, часто смысл жизни. Однако, со временем, зародившаяся во мгле человеского разума, обретшая социальную плоть идея (практически по Платону) определенной формы совместной активности людей, начинает жить собственной, независимой жизнью. Так в свое время произошло с государством, то же случилось и с корпорациями. И порою, интересы отдельного человека, даже и создателя, организатора — уже ничто, по сравнению с потребностями корпорации. Она становится независимым, живым в социальном плане организмом, который растет, развивается или деградирует, расширяется, конфликтует, устанавливает дружественные связи.
Но ничто не вечно в этом мире. Любому организму свойственны дряхление и смерть. Даже социальному. Даже такому могущественному, как корпорация. И опять же, эти процессы находят какую-то форму выражения, а если мы говорим об общественных явлениях, то здесь, конечно, на первый план выходит правовое закрепление. Именно такова дорога любой инновационной мысли — сначала ее можно изучить только в психологических аспектах (мотивы, потребности, тенденции), затем она попадает в сферу экономического знания (бизнес-план, разработка конкретных схем и методов получения прибыли, тактика и стратегия бизнеса), и, наконец, находит свое правовое оформление.
Последним, если рассматривать смерть корпорации, в РФ практически всегда становится банкротство. Жестокая шутка судьбы, но то, что было названо только что в качестве финальной точки существования корпорации, изначально было рождено умами ученых мужей как способ оздоровления предприятий (не путать с финансовым оздоровлением, закрепленным в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Изначально, оно было задумано, как средство все того же исцеления. Ведь суть банкротства гениальна! Предприятие запуталось в долгах, не может адекватно выполнять свои рыночные функции; специальные субъекты («санитары» рынка) вводят его в особое состояние (эдакий «экономический наркоз»), в котором проводят операции по удалению убыточных активов, врачеванию финансовых ран. И потом, возрожденная, с вырезаными опухолями неликвидности, корпорация вступает в мир обновленной, получает новую жизнь...
Но, как метко выразился в свое время Виктор Степанович Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». И банкротство, стало не целительным скальпелем хирурга, а ржавым от крови ножом подлого убийцы. Так кто же он, истинный киллер корпораций?
Для ответа на данный вопрос целесообразно вернуться от так называемых «вершин правовой техники» к началу. К психологии. Даже скорее к «биопсихологии». Мы уже называли корпорацию организмом. А кто может желать смерти организма? И здесь только два субъекта: либо второй организм, либо часть первого, но которая является инородным и независимым по сути телом (паразиты, опухоли).
В первом случае все просто. Автономные организмы желают смерти друг другу только в двух ситуациях: охота и соперничество. Охота предполагает пожирание одного индивида другим, более сильным, дабы обеспечить выживание последнего. Для охотника убийство и поглощение других — основа существования. Он агрессивен по природе, если не будет искать жертву — погибнет от истощения.
Соперничество же — конкуренция двух организмов, относящихся к одному биологическому виду. В животном мире такое происходит чаще с самцами. Они соперничают снова только в двух случаях: за самку или за территорию.  Первое позволяет размножить себя, то есть опосредованно захватить территорию, второе — непосредственно установить свой контроль над территорией.
Сложнее все, когда смерти желает «инородная часть» организма. Но и здесь можно выделить (хотя достаточно упрощенно) два типа таких субъектов: паразиты и опухоли.
Паразит — существо в большей мере обладающее «здравым смыслом». Он живет с объектом паразитирования в более-менее устойчивом симбиозе, убивая его, но медленно, очень медленно. Паразиту нет жизни без донора и потому он не стремится к стремительной гипертрофации, к бесконтрольному росту, а довольствуется имеющимся положением вещей.
Опухоль — дело иное. Она есть продукт накопления программных сбоев здорового организма. Единственное что ведомо ей — необузданная тяга к расширению. Пожирание родительского организма ради собственной гипертрофации.  И нет опухоли дела до того, что с гибелью донора погибнет и она, ибо не умеет существовать отдельно.
Логичный вопрос: к чему эти экскурсы в биологию? Ответ не заставит себя ждать. «Нет ничего нового под этим солнцем». И исходя из того, что корпорация — организм, можно выделить аналогичнных «убийц», что и в животном мире. Нельзя однозначно ответить на вопрос, кому выгодно банкротство корпорации, без погружения в конкретные обстоятельства гибели определенной компании. А вот нарисовать «психологические портреты» таких убийц — вполне.

1.Охотник (он же хищник). Агрессивный субъект бизнеса, который нашел свое призвание и единственный способ существования — в отъеме ресурсов других игроков рынка. Это его стиль. Характерно ведение дел по крайней степени риска, постоянно на грани. Сейчас стало крайне модно называть их рейдерами.
2.Самец. В общем, нормальный представитель бизнеса, стремится к постоянному расширению. Не чужд инновациям. Играет относительно честно. Установив контроль над территорией (рынком), начинает ее ревностно охранять. Типичный пример — глобальные корпорации (Apple, Microsoft и т.д.)
3.Паразит. Не умеет самостоятельно выживать, а потому ищет донорский организм, где смог бы по-тихоньку обставить свое благополучие без риска и значительных потерь. Не любит брать ответственность. Не склонен к открытой и честной борьбе. Заурядный тип российского дельца. Причем в самом широком смысле.
4.Опухоль.  Недальновидный, но агрессивный типаж. Стремится  к силовым разрешениям споров. Чужд представлениям об этике деловых взаимодействий. Плохо понимает, что будет делать с добытыми ресурсами. В истории российского бизнеса представлен черными рейдерами  90-х годов.