Ошибка предсказателя

Мурзин Геннадий Иванович
Теперь вот перечитываю многотомное собрание сочинений Золя.

И… Две цитаты из романа. Из какого именно? Ну, это, право слово, неважно, потому что по смыслу подобные идеи можно встретить, практически, везде, в каждом произведении этого писателя. Так вот, оказывается, из-за чего в Советском Союзе издавали Золя огромными тиражами, несмотря, мягко говоря,  на имеющуюся эротику, глубоко чуждую идеологии ленинизма.

Итак, цитата первая:

«Правительство, администрация, суд,  армия, духовенство – вот кто поддерживает умирающее общество, это чудовищное здание, построенное бесчестной эксплуатацией, при которой убийственный труд большинства дает возможность меньшинству жить в развращающей праздности».

А вот и вторая цитата:

«Земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, она должна принадлежать всем, чтобы люди вновь полюбили землю и приумножили ее плодородие».

Идеи, что и говорит, чудесны, однако… Возьму на себя смелость кое-что уточнить.

Во-первых, Золя считал, что французское общество умирает и в конце концов умрет. Но вот проходит полтраста лет и что мы видим? И сегодня большая часть французов «убийственно трудится», а другая, меньшая часть, живет «в развращающей праздности» и развратиться никак не может. И при этом ничто не указывает на то, что французское общество «умирает». Наоборот, общество процветает и это при том, что царит по-прежнему «чудовищная эксплуатация».

Во-вторых, если бы писателю довелось прожить на несколько десятков лет дольше, то он бы воочию увидел, как на территории одной из великих стран прогнали кровопийц-эксплуататоров, и на семьдесят лет воцарилось равенство, братство, а земля стала принадлежать всему народу. Полюбил ли тот народ землю, умножил ли ее плодородие, стал ли народ зажиточнее, в конечном счете, счастливее? Увы и ах! Более того, Советский Союз изо всех сил пытался внедрить в других странах общественную собственность на орудия труда и средства производства, но и там идеи не укоренились и народы после многих лет коммунистической тирании  вернули «эксплуатацию человека человеком» и чему очень рады.

Золя оказался плохим провидцем, видя за социализмом великое будущее. Он жестоко ошибся.

Зато многие идеи другого французского писателя -фантаста Жуля Верна - нашли свое воплощение. Почему? Потому что Золя верил в ненаучные химеры, то есть в нечто призрачное, а господин Верн основывался на  науке и только на науке.

Кстати. Золя почему-то считал, что социализм реален, а вот коммунизм нет.

Между прочим, Илья Сельвинский, наш писатель, в начале своей литературной карьеры писал:

«Коммунизм – это религия, а всякая религия догматична и не допускает инакомыслия. Но там, где нет инакомыслия, нет и движения вперед».

Конечно, писатель эти слова вложил в уста одного из литературных героев, стоявшего на правом фланге, но все же…

Советские идеологи правильно поняли эти слова и поэтому предали забвению все творчество Сельвинского, причем, на долгие годы.

ПЕНЗА, ноябрь 2013.