У. Смит. Правила для частных христианских встреч

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРАВИЛА ДЛЯ ЧАСТНЫХ ХРИСТИАНСКИХ ВСТРЕЧ
Уолтер Смит (1681)

Так как это долг всех христиан - собираться вместе для их взаимного назидания, в молитве и беседах, и об этом говорят многие места Писания, среди которых могут быть названы 1 Фес.5.11, Кол.3.16, Евр.10.24-25, и это была похвальная и высоко ценимая практика народа Божия во все времена, как в Ветхом, так и в Новом Завете (Мал.3.16). Это, кажется, была практика Господнего народа в плену в Вавилоне (Пс.136). Для чего другого они приходили сидеть на реках Вавилонских, если не помнить Сион в своих молитвах к Богу и не пребывать в общении? И часто также в Деяниях Апостолов мы находим такую практику у первых христиан, и вне всякого сомнения, что право исполнявшие эту обязанность получали уникальные преимущества как для общего дела Божия, так и для своего собственного состояния, ибо к своему утешению находили много плодов и благословенных результатов своего добросовестного исполнения этой обязанности. Кроме того, можно было неоднократно наблюдать, что  в таких местах внутри церквей Шотландии, где эта обязанность наиболее практикуется, есть истинное и серьезное созидание и процветание религии, и исповедующие люди в них обычно являются наиболее полезными членами Церкви и Содружества; так что умышленное невыполнение этой обязанности не маленький грех, особенно если учесть, что такое пренебрежение, как правило, очень препятствует людям, которые стремятся приучить свою совесть к исполнению этой обязанности. И потому в значительной степени хотелось бы, чтобы служители и опытные христиане там, где они живут, были более активны и побуждали себя и других к более прилежной и постоянной практике исполнения столь важной и полезной обязанности, особенно в такие дни искушений, когда Господь Своим святым и мудрым провидением очень громко призывает Своих людей к серьезности и усердию в заповеданных им обязанностях.
Теперь, если личные встречи для молитвы и бесед могут быть устроены так, чтобы они приносили как можно больше славы Божией, улучшали положение религии и служили взаимному назиданию членов Церкви, что является главной, если не единственной целью этих встреч, то в них должны быть соблюдены следующие несколько требований.
1. Поскольку это частное и взаимное обязательство христиан, а также для предотвращения путаницы и беспорядка будет удобно, если будет собираться десять-двенадцать человек, или немного более.
2. Любая община, если она становится более многочисленной, должна разделиться пополам, даже если в каждом сообществе после этого будет всего несколько членов, и если нужно разделить ее, пусть это будет с согласия целого, и для предотвращения разногласий пусть вся община назначит двух лидеров групп и они в присутствии всей встречи согласятся, чтобы каждый сначала стал членом новой группы, а затем возглавил ее. (Нам уже пришлось вспомнить об этом, ибо когда эти правила были составлены, народ Божий был вынужден по мере возможности встречаться по ночам среди врагов и убийц, и многие тяжело пострадали тогда, и многие из нас молились в семьях, пострадавших до смерти). Проживание ее членов рядом  или на большом расстоянии от других, также должно быть рассмотрено, чтобы определить, какое количество членов могут целесообразно находиться на каждой встрече.
3. Те, кто уже практикует эту обязанность, должны принять все разумные меры в отношениях с другими, которые могут быть пригодны для исполнения этой обязанности, чтобы им присоединиться к сообществам уже устроенным, и если где-то группа создается заново, и ни один из ее членов не был ранее в любом таком обществе, соседние группы должны направлять некоторых из своих членов в течение некоторого времени, чтобы они встречались с членами новой группы, пока те не приобретут некоторый опыт.
4. Никто не должен приглащаться или приходить по собственному желанию в любое такое сообщество, но по совету и с согласия всего общества, а также, чтобы он был известен, по крайней мере, некоторым из его членов, в особенности же важно то, чтобы он совершал личную и семейную молитву, обладал примерным поведением и был беспорочен и свободным от соблазнов; но прежде чем он будет приведен в общество, пусть его имя будет предложено на собрании, и если будут сделаны возражения, его допущение к общению должно быть отложено, пока не прояснится то, что должно быть известно всем.
5. Если одно или больше обществ имеет желание выделить еще день наряду с обычным для смирения и молитвы по некоему особому поводу, пусть это будет сделано по общем обсуждении, и если есть большее число обществ, которые все считают, что в данном случае это необходимо, это должно быть сделано с общего согласия; но пусть все по-прежнему творится частным образом, поскольку все общества по своему устроению являются лишь частными собраниями христиан, и они не могут применять свою власть ни к кому, кроме самих себя, за исключением возможных случаев, когда два общества настолько малы, что они считают нужным объединиться на этот день; и  хотя частные лица не имеют право назначать перед народом день поста или публичного благодарения, что принадлежит лишь служителям, но если между обществами достигнуто согласие о необходимости такого дня,  они могут обратиться с ходатайством к своим служителям и объяснить им такое положение и причины его, а служители пусть рассмотрят время и назначат день,  если они считают удобным, и укажут, по каким причинам они находят это необходимым; другие же не должны принимать на себя назначать день или определять причины публичного поста и благодарения.
6. Во всех обсуждениях и делах пусть все поступают друг с другом обдуманно и по-братски, и ничего не делают такого, что выглядит как частичный способ осуществления дисциплины.
7. На каждой общей встрече, которая обычным образом может быть один раз в неделю по четыре часа, если можно себе это позволить, должно серьезно и вдумчиво совершаться то, за что мы отвечаем, то есть молитва и духовное собеседование; и для этой цели:
8.  Пусть все остерегутся отвлекаться от этой работы,  говоря о своих мирских делах или публичных новостях, пока они близки, за тем исключением, если вся встреча узнала о чем-то, что может быть полезно для побуждения к молитве и хвале, и время, отделенное для духовных упражнений и посвященное Господу и назиданию своей души, не должно посвящаться никаким иным делам.
9. Каждый должен тщательно избегать того, чтобы быть утомительным в молитве или беседе, чтобы общая работа не становилась никому в тягость, ибо мы должны носить немощи друг друга.
10. Пусть все тщательно избегают пренебрежения друг другом (Фил.2.3). Человек может быть слаб в знании и во многом другом, и еще больше в искренности и простоте сердца, которая является наиболее приемлемой для Бога. В частности, пусть все остерегутся пренебрежительных или презрительных ответов на любой вопрос, хотя бы он был слабым и не достигающим цели, но разумно и серьезно используют его наилучшим образом для ответа задавшему его человеку и к назиданию всех остальных.
11. Чтобы собеседование могло быть более поучительным, в промежутке между молитвами может быть предложен вопрос, и последний из тех, кто молился, может на него ответить. Но если положение неподходящее или нет времени, другой тоже может это сделать, и если ничего не приходит в голову любому, или если возникают разногласия по поводу ответов на вопрос, то пусть все удержатся на время и снова перейдут к молитве, которая является основным делом этих частных встреч.
12. В вопросах, предложенных к собеседованию, пусть соблюдаются следующие вещи: 1) Не выяснять ничего, что имеет тенденцию только к удовлетворению любопытства. 2) Не предлагать никаких вопросов, касающихся столь возвышенных тем богословия, что в них имеются большие трудности, таких, как установления Божии, предопределение и избрание. 3) Должны лишь очень осторожно предлагаться вопросы о смысле и толковании тех мест Писания, которые особенно тяжелы и трудны (2 Пет.3.16). Это дело служителей и их особое служение -  раскрывать и объяснять Писание, и ни одно частное лицо не должно претендовать делать это (Евр.5.4), ибо Христос установил в Своей Церкви пастырей и учителей как отдельное служение для толкования и применения Писания, к назиданию народа, и вмешательство в него частных лиц привело к смертельно опасным последствиям, к внесению ошибок, раздоров и разделений в Церковь Христову, чему многолет назад плачевный опыт англиканской церкви дал четкие доказательства. Тем не менее должно стремиться к продвижению духовных знаний, и каждый член Церкви вправе распространять любой свет, который он получил, путем чтения, слышания   или любым другим способом, для взаимного блага и назидания остальным путем собеседования, остерегаясь, однако, вмешательства в неясные места Писания, как мы уже сказали. 4) Должно остерегаться предлагать в беседах любую тему, касающуюся вещей, спорных среди благочестивых служителей и верующих. И чтобы никто не предлагал ничего, способного причинить ненужную вражду, раздоры и споры и повредить любви и назиданию, но только вопросы, имеющие практическое значение, порядок беседы должен быть таков, чтобы все обсуждалось в святости и без обид, и было убрано все, что оскорбляет и угашает благодать Божию, ради исключения вреда и сохранения себя и других от ловушек и соблазнов.
13. Если возникают споры и разногласия на любую тему, следует договориться о том, на чем опасно настаивать, но еще лучше и благоразумнее будет сразу прекратить такую дискуссию и вернуться к молитве.
14. Если любой член в обществе впадет в вину и подаст соблазн другим, любой из остальных, кто знает его преступление лучше и детальнее, должен строго обличить его в соответствии с тяжестью греха, ибо следует иметь в виду хорошее правило:  "Если любой человек впадет в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте его в духе кротости" (Гал.6.1 KJV). Но если ему будет дозволено остаться в собрании, то, избегая попустительства соблазну, остальным следует трезво постоветовать ему удержаться посещать их встречи в течение некоторого времени, по крайней мере, пока повод для соблазна не исчезнет.
15. Если никакое падение не стоит между любыми членами общества, пусть некоторые из наиболее разумных среди них будут поставлены между ними, с целью примирения в частном порядке. Но, если они окажутся неудачными в этой попытке и не смогут преобладать, то пусть любое дело предстанет перед встречей трезво и спокойно обоснованным. И если тот, кто будет судим всеми остальными, поскольку он неправ, и не будет соответствовать тому, в чем общество согласно, то он должен добровольно воздержаться посещать встречи до тех пор, пока все не пойдут другим путем или он не удалит причину разногласий.
16. Хотя каждый должен держаться своих обязанностей, а не вмешиваться в то, что является должной работой служителей или магистратов, все же долг каждого верного быть доблестным для Господа, особенно сейчас, в это время, когда сатана и его орудия настолько дерзки в поддержке царства тьмы, и святые, поскольку у них есть повод, должны верно, но кротко, обличать грех и недостатки во всех, от малого до большого, насколько это согласуется с христианским благоразумием. И если их обличения не имеют никакого результата в исправлении преступника, то они должны стремиться подавить безнравственность в законном порядке, с применением к тем, которые находятся во власти, установленных законов церковных и гражданских, которые должны исполняться в отношении всех дерзких и упрямых, не взирая на лица.
17. И поскольку от тех, кому больше дано, ожидается, что они должны делать больше, чем другие, следовательно, является несомненным долгом каждого члена такого общества, что они не будут бросать то, что стремятся построить другие в учении и наставлении повсюду, и во всех случаях их слова и дела должны соответствовать Евангелию и их исповеданию, чтобы они тем самым могли рекомендовать пути Божии тем, с кем они разговаривают, и препятствовать нечестию и позору, и, в частности, пусть избегают пустых словопрений (Кол.4.6), которые очень претыкают и ожесточают нечестивых, и имеют тенденцию портить всю жизнь религии. И, когда любой член обличается всеми другими за любую провинность, в которой он может быть виновным, это, конечно, его обязанность принимать обличения любезно от руки своего брата, в соответствии с практикой псалмопевца: "Пусть праведный убьет меня" (Пс.141.5 KJV).
18. Хотя такие встречи не могут скрываться, но каждый член должен потрудиться устроить их таким образом, чтобы быть столь свободным от показной роскоши, сколь это возможно, чтобы ни у кого не было основания сказать, что мы исполняем свои обязанности напоказ, особенно учитывая дурное настроение нечестивых и плотских людей, которые смотрят на все совершаемое народом Божиим ради Бога как на спектакль, в котором нет ничего, кроме лицемерия.
19. Всем, кто присоединится в таким обществам, следует остерегаться разглашения или открытия любой вещи, сказанной или сделанной в них, к ущербу общества или любого его члена, те же, кто поступают иначе, не может быть допущен в качестве члена общества, с которым оно может свободно общаться; и если все они суть  все члены одного и того же мистического тела, поэтому они должны любезно сочувствовать друг другу (Еф.4.12, Рим.12.15-16).
20. Пусть каждая встреча начинается и заканчивается пением псалма, если это возможно, и на каждой встрече каждый молится так, как это ему удобно,  и пусть каждый займет свою очередь в молитве, не отказывая другим, если на то нет особых срочных причин, о которых он должен заранее известить собрание.
21. Каждый член общества не вправе обременять совесть других и должен назначать час встречи как можно точнее, иначе некоторые могут препятствовать остальным и срывать встречи, о чем печальный опыт слишком часто свидетельствует.
22. Если кто-то может опоздать, пропустить день или более, или остаться в стороне все время встречи, они, чтобы удовлетворить остальных, должны привести причины такого положения, чтобы им не показалось,  что это умышленное пренебрежение обязанностями, но если таковые будут заподозрены умышленно пренебрегающими, то пусть им откажут от встречи наедине с теми, что наиболее близки им, и если они не изменятся или не вернутся после нескольких увещеваний, пусть далее воздержатся от встреч. После этого, если они захотят присоединиться вновь, должны быть свидетельства того, что они искренне извиняются за умышленное пренебрежение своими обязанностями. К этому добавим следующее.
23. Поскольку это несомненная обязанность молиться о приходе Царства Христова для всех, кто любит Господа нашего Иисуса Христа неизменно и искренне, и они знают, что значит серьезно преклонять колени и подолгу молиться за исполнение евангельских обетований Церкви в последние дни, чтобы Царь Христос вышел на белом коне Евангелия, чтобы покорить и победить, и совершить завоевание подвигом души Своей, чтобы Его признали все царства мира сего и Его имя призывалось от восхода солнца до запада, то: 1) Если старый Израиль никогда не будет оставлен за неверие, то на этих встречах следует молиться за то, чтобы в обещанный день он был привит вновь и от него было удалено мертвящее бремя, что его  отцы взяли на себя и на своих детей, которое тянет народ в ад уже больше 1600 лет. 2) Также о том, чтобы Господь  написал и проповедовал через посланных слово со властью, чтобы просветить бедный языческий мир, живущий в кромешной тьме и погибающий без знания Христа и Его имени. 3) Чтобы проклятое заблуждение Магомета и ложь антихриста, ариан, арминиан, социниан и квакеров были обличены, и слепой более не мог вести слепого, чтобы оба, живя и умирая так, пали в бездну ада, и также чтобы вышли на свет многие другие грубые ошибки, изобилующие среди множества сектантов. 4) Чтобы везде, где есть свет Его написанного и проповедуемого слова, многие могли быть просвещены им, особенно в Шотландии, где они являются членами Церкви, и следует плакать и сетовать, что когда столько людей в мире погибает без Евангелия, многие погибают под Евангелием и находят в нем лишь возмездие.
24. Но в особенности, они будут любить, сочувствовать, и молиться друг за друга в тайне, и в своей семье и плакать, когда любой член плачет, и радоваться о тех, которые присоединились к этому строгому обществу и, перед тем как идти на их собрания, каждый будет взывать ко Господу, чтобы пойти с ними и встретиться с ними, так что это может быть к лучшему, а не к худшему, во всех таких встречах. И когда в любое время Господь в Своем суверенитете, который проявляет себя, когда хочет, когда, где, и как Ему угодно, благоволит скрыть и удержать влияние Своего благого Духа, оставляя темноту в наших умах и безжизненность в наших сердцах, так что молитва скудеет, а беседы порождают сомнение, пусть каждый всерьез поищет,    чтобы выяснить причины тому, и будет в смиренной скорби молиться за Его возвращение;  и когда в другие времена Господу угодно явить Себя, чтобы дать им свет, жизнь и свободу, чтобы излить Свое сердце перед ними, и обновить и возродить их молитву и беседу, и они чувствуют то, что радует их сердца как учеников, увидевших Господа, то пусть они будут смиренны, и выразят свою огромную благодарность, благословляя Его доброе имя, и будут молиться за продолжение сего, чтобы неуклонно идти своей дорогой везде, во все времена и при всех обстоятельствах, в изобилии сопровождающих все обязанности христианства, чтобы все могли обратить внимание, что они были с Иисусом. Пусть, наконец, все перечисленные правила будут тщательно соблюдаться и практиковаться всеми заинтересованными сторонами.