На книгу диакона Андрея Кураева

Сергий Чернец
Отзыв на книгу диакона
Андрея Кураева «О порче».
Эпиграф из Библии:
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия…»
1-е послание Петра 5гл.: 1-2 стихи.

Книга: «Почему христиане не боятся порчи».
Д. Андрей Кураев.
Издание из серии «Православие в жизни».
Издательский Совет РПЦ. 2008г.

Отзыв:
В сегодняшнем мире, в современном, всё у нас осовременивается. Даже религия, имеющая глубокие исторические корни. Никакой тавтологии тут нет, мы становимся слишком современные.
И литература о религии пишется современными авторами. И учение христианское осовременилось уже настолько, что более и более становится спорным…. К чему это приведет? И уже приводит - к явному отрицанию, вплоть до обновленчества.
Всё начинается с малого, все в мире вообще. И домостроительство тоже по-малому идет. Но говорится в Писании: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным», - так учит ап. Павел, и еще: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть» (1Кор. 4:2 и 3:12-15).
И тот же апостол Павел, поучая Тимофея, пророчествует о наших временах: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху…» (2Тим. 4:3).
Вот и наступило время точно по пророчеству св. апостолов: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны…, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся…, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим. 3:1-9). «Ибо произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Петр. 2:18-19).
__________________________________

Так много привел я слов из Писания только потому, что каждый может увидеть их правоту: начните с детей: «родителям непокорны». Умнейший Альберт Эйнштейн каждую пятницу порол своих детей розгами, кого мало, кого и много, - за их проступки. «Были времена» - кто-то скажет или подумает. Да - нет, времена наступили. Теперь есть права ребенка, - целая декларация международная. Восточный мудрец Абу Али Ибн Сина - посоветовал, может и не свое, - воспитывать ребенка надо с младенчества. А так же Библия в Притчах Соломона: не жалей розги с молоду, - говорит.
И далее, если перейти к анализу всего приведенного мною пророчества Апостола Павла можно отметить что исполняется всё!  Люди действительно поменялись: чести нет, - раз -«нечестивы», «неблагодарны» - от кого вы дождетесь теперь благодарности(?), «сребролюбивы» - ну, конечно, кто не любит деньги сегодня! И так далее.
Есть сейчас довольно популярный автор Андрей Кураев, диакон, который семинарию окончил после «перестройки», - грамотный в науке богословской. И вот, прочитывая его книги, можно сказать о нем, всякий автор ссылается на свою жизнь. Он предстает - прямо «новый апостол Павел», по типу «новых русских»: проповедует он обо всем, и умно и красиво. О себе пишет, будто копирует апостола Павла.
На самом деле А. Кураев бывший атеист, не только неверующий, но и еще и преподавал в советское время, коммунистам курс атеизма, он - гонитель церкви - без всяких кавычек.
А теперь он признается: «я человек весьма далекий от чистой христианской жизни» И повернулся наоборот, на 180 градусов, он теперь преподает будущим священникам в семинарии, ведь о религии он знал очень много, когда был профессором Атеизма при коммунистах.
Но это - нонсенс! И Павел гнал церковь, но обратился, встретившись со Христом, и стал апостолом. Вот тут, как раз и можно сказать: «Были времена». А сегодня, при скорости потока информации в мире, против прежнего больше в сотни раз - у нас уже не «времена», - моменты. И ученый, без преувеличения, Андрей Кураев сегодня и с сектами борется и терпит от них: «и в суд сектанты на меня подавали…, с кулаками набрасывались…», - как он сам пишет в книге, - «толченое стекло в продукты подкладывали, дарили мне какие-то «уважаемые оппоненты». Ну, просто за «веру он мученик», наш «новый апостол». «И не удивительно», - как говорит Писание, - «потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14). Наверное трудно поверить, чтобы за один «момент» переменил человек свою жизнь на прямо противоположную. Просто - сменились «времена» и профессорской ставки сегодня лишиться никто не пожелает. Вот и нашел наш «профессор атеизма» хорошую альтернативу: он опять профессор, - только богословия, все до банальности просто - жить роскошно не запретишь: была присказка такая - «кто при немцах жил, и сейчас живет». Кто жил при коммунистах, был профессором имел икру красную на обед, а черную на ужин - тот жирует и сегодня: книжки пишет, всех учит, проповедует…. И правильно говорит иногда: точно цитирует церковные постановления и указы Апостольских Соборов…. Конечно, он же знал это еще тогда, когда знал, как с этими постановлениями бороться надо: на Колыме гноить! Факт!
Цели Диавола известны давно, как еще Пётр апостол предупреждал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». И всегда во все века диавол вводит людей в заблуждения.

Как еще в Раю соблазнил Еву, так и сейчас (мать-Церковь) соблазняет людей. «Не бойтесь люди, - говорит сатана, меня нет, нет ни бесов, ангелов моих. Да и что их бояться, они вам ничего не сделают, если Бог за вас, кто же против».
«Да, да! - говорит нам диакон А. Кураев, - не надо верить, что бесы есть…», и даже целую книгу написал - «Почему христиане не боятся порчи».

Как человек - диакон Андрей, может быть хороший. Не нам лично судить его, - Бог ему судья! Но что же за мысли выражает он в своих книгах? Как человек с не одним высшим образованием, он много знает, и все свои слова оформляет цитатами из Писания, из Жития святых…. Но ведь и сатана соблазнял Христа в пустыне словами Писания именно. «И бесы веруют и трепещут», - говорит нам апостол Иаков (2:19). И многое о чем пишет и говорит диакон Андрей очень верно и правильно: инквизиция ошибалась и людей убивали ни за что. И в лоне Церкви существуют некоторые отступления. Но если бесы будут все время обманывать, то потеряют доверие, с которым соблазняют людей в грех.
Но посмотри на каком основании строение предупреждает Писание: не на песке ли? Такой грамотный Андрей, что приводит цитаты из академика Бехтерева, из медицины. «Сам-то я…», - говорит он про себя. Так вот, «сам-то» Андрей во времена гонений Церкви был воспитан атеистом: «с молоком матери» в крови его заложено, что религия - «опиум для народа». И в подсознании его нет веры - ни в Бога, и тем более в дьявольские происки - поэтому на него не воздействуют проклятия ни сектантов ни каббалистов. А он возгордился: я стал «верующий», и потому меня бесы «не портят», «не сглазивают» (как в книжке написано).
Дело-то не в словах, как он свою книжку начинает: что слова «порча» и «сглаз» происходят из язычества. Еще и словари цитирует - смешно даже (вроде умный человек). Ведь и слово «Бог» - тоже языческого происхождения, дорогой Андрей Кураев. Не в названии, не в порче дело, а в духе, что несут они с собой. Или в духов мы тоже не верим? В духов злобы поднебесной - о которых много говорят святые Писания! И ни академик Бехтерев, и ни академик Павлов (изучавший собачьи инстинкты) - не могут истолковать поведение человека одержимого бесом. Посмотрите фильм «Остров» с Мамоновым в главной роли. «Да знаком я с ним! - говорит монах - «с кем?» - «да с бесом с этим!». Вот монах-то знает о духах!
А знакома ли наука хоть с одним из бесов? Удивительно будет читателям: что, вроде бы диаконский сан имеет Андрей тот, - а против обрядов церковных речь говорит. Или советское прошлое ему, в корнях его, не дает ему верить?
С пренебрежением написано в книге д. Кураева о «поясках с молитвами»: якобы налагать на тело больного не надо и даже вредно будто бы! Так кажется что и Деяния Апостолов не читал наш «диакон», кто только сан ему присвоил? Или он купил в переходе метро семинарские корочки? Ибо за эти пояса, «пояски» в его пренебрежительном тоне, умирали люди. В двадцатых годах (1927), когда, найдя такой «поясок», такие же атеисты, как вы, расстреляли сотни людей.
И мой дед был расстрелян за то, что освящал квартиру - как вы пишете с пренебрежением Андрей, - «разбрызгивая святую воду». Да - это не то что «странно», - как пишет диакон Андрей, - но это ужасная проповедь, вводящая в заблуждение верующих людей - вся его книга «О порче»!!!
Весь соблазн в том, что очень грамотно изложено, «льстиво»: и правда, что Бог защищает верующего, и сильно и непобедимо причастие святых Тайн Господних! «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим!» (Иакова 1:12).
Однако написано (Деяния гл 19:10-17): «Так, что на больных возлагали платки и опоясания с тела его. И у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Бог же творил немало чудес руками Павла» (Деяния гл 5:14-16). «Так, что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них».
И тень человека исцеляла больных людей. А диакон Андрей говорит, нет(!): «не человек защищает себя (и себе подобных)…» - написано в его книге. Наверное, плохо мы учились в семинарии? Иаков апостол поясняет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает», потому что Бог не искушается злом и сам не искушает никого» (Иакова 1:13). Как это происходит (искушение), мы можем узнать из книги Иова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа между ними пришел и сатана… И сказал Господь сатане: вот, всё, что у него, - в руке твоей…» (Иова 1:6-12).
Слаб человек и все искушения, которых число многое - от духа зла. Если совсем не верить святому Писанию - тогда не верить Самому Христу, который говорит: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лука 10:18). И может, тот «сатана» действовать через человека? - да, так всегда и было!
И возможно, через «сомнительного» «диакона» А. Кураева соблазн верующим подает сам тот - сатана!?? К чему он призывает: да, конечно, откажемся носить с собой пояски с молитвой к Кресту и Живый в помощи - раз; да, конечно, откажемся «разбрызгивать воду», не будем освящать дома свои - пусть бесы сожгут наши жилища. Пояски и вода не спасают человека - так говорит д. А. Кураев. Зачем тогда диакон в Храме кадилом махает - «это же так себе» по мнению диакона, вещи не имеют значения, только верой одной спасемся.
«Но хочешь ли знать, неосновательный человек, - говорит ап. Иаков, - что вера без дел мертва?». И далее: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?» (Иак. 2:20-21).
А был Авраам истинным верующим человеком, и опояски носил, и жертвы по обрядам исполнял. «И исполнилось слово писания: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим» - так в Писании написано. Все Писание боговдохновенно.
И мы не призываем, чтобы усиливалась вера в колдунов и ведьм, ведь против оберегов и разных талисманов «воюет», протестует диакон Кураев, только недоучился он или переучился, что перепутал святые пояса и освященную воду с предметами других культов. Надо противостоять диаволу, да! Об этом же писание говорит: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Петр. 5:8-9). Ибо, когда возрастает вера в мире, то и бесы не дремлют. И видим, целые полосы газет посвящены колдунам и магам. Они действуют силой духа злобы. А человек слаб, а искушений в мире все больше возрастает. Выйдя из Храма после молитвы, человек попадает в мир рекламы искушений, вновь согрешая. А то и нужно сатане, который и Христа просил, как говорит Писание: «И сказал Господь: Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился (Отцу) о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» (Лук. 22:31).
Христос дал власть человеку. Человек должен спасать других людей. И так советует нам апостол Павел: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие…». (Еф. 6:10-18) Для чего: «Чтобы не сделал нам ущерба сатана; ибо нам не безъизвестны его умыслы» (2Кор. 2:11).
Есть у Церкви учение свое, которое передается веками. И не надо придумывать новое. А тем более говорить, что неверно учение Ее!
Были иконоборческие времена, когда и против «поясков» тоже бороться пытались, как сегодня это хочет диакон Андрей. Ничего нового он не придумал, это уже было в веках, дошло до того, что отменив обряды «новую церковь» организовывали люди, как Мартин Лютер - лютеранскую.
Хорошо быть грамотным и приводить цитаты из Сократа. И Ленин тоже был очень грамотным. И «Закон Божий» он изучал и даже на отлично. Ведь с отличием он учился и в начальной гимназии и в университете. Многие знания не прибавляют мудрости. И цитировать можно тоже по-разному. К примеру, если цитировать «Майн Камф» - можно показать, что Гитлер был хороший человек, а Ленин совсем плохой - приказывал убивать. Не надо перегибать. Все это происходит в человеке от гордости.
Ибо вот, очень известный, популярный диакон Андрей Кураев и говорит согласно с потребностью времени так хорошо, даже черезчур. Он критикует всех: последовало движение о Шамбале - Рерих, Блаватская - он написал книгу разоблачение. Теперь вот порчу наводят ведьмы и колдуны, активизировались - и опять он книгу написал.
Однако о себе надо было тоже подумать прежде. Не каждому дано - учить людей. И апостолы о том же говорили - не все становитесь учителями. Да и то: «каждый сам наделяет реальностью то, во что верит» - так утверждает в книге А.Кураева человек. И тогда сам он во что верит, когда ему самому нет доверия. Потому что: неужели «атеист до мозга костей», наученный наукам, знакомый с медициной, с физикой и астрономией: ведь он применял научные доказательства против религии, будучи активным атеистом, - вдруг, в одно мгновение откажется от знаний своих научных. От теории большого взрыва Вселенной, от происхождения видов и эволюции…. А ведь он отстаивал материалистические теории с «пеной у рта», все свои юные годы(!): «не может Бог в 6 дней сотворить мир» - так говорил, а теперь?!
Снова он говорит: «не бывает бесов и сатаны - нет», «не нужны обряды освящения - «разбрызгивания воды», «пояски» - лишь материальные предметы и нет от них пользы. Да! Не может резко изменить свои взгляды человек! В это трудно поверить, потому что видны его слова, противоречащие: сам стал верующим - и тут же не верит в силу молитвы и в силу святой воды!
Это раньше назвали бы так: «со свиным рылом в калашный ряд», - когда атеист начал учить нас, как надо верить в Бога! Последние слова его книги «О порче» интересны: «Евангелие же призывает нас, - говорит Диакон Андрей Кураев, - верить в Христа и Его царство для того (!-уже интересно, для чего же верить(?)), - чтобы мы стали чужими и недоступными для стихий «мира сего» (вот это да(!)). Нам тогда надо уйти из этого мира в пустыни - всем сразу?
Даже не знает человек, для чего дана нам вера в Христа! Вопрос возникает - откуда у него сан диаконский? Мы же, верующие, не смутимся от неправильной книги бывшего атеиста, а придем в Храм и помолимся за спасение его от заблуждений!
Сергий чернец.