Кусочек истории мирового бокса. Глазами болельщика

Игорь Екимов
Я много за кого из боксёров болею. Особенно если перечислять и суперзвёзд прошлого, и нынешних. Геннадий Головкин, Сергей Ковалёв, Руслан Проводников, Александр Усик… Тай Филдс – ни разу не ставший чемпионом, но невероятно зрелищный мастер брутального забоя. Крис Арреола – лучший в мире боксёр-индеец, обладающий столь сокрушительным ударом с обеих рук, словно он вооружён двумя томагавками. Глен Джонсон. Карл Фроч. Пол Малиньяджи – совсем безударный, но очень харизматичный из-за своей суперскорости и умения разговаривать на пресс-конференциях. Сейчас он начал работать ещё и комментатором. Кажется, эта работа подходит ему идеально.

Рикардо Майорга – весёлый матерщинник из Никарагуа. Баттербин – боксёр, вес которого в килограммах был приблизительно равен росту в сантиметрах (182), а иногда и ещё больше. Помните рекламу: «В компании с Толстяком время летит незаметно»? На самом деле это сказал один из бывших соперников Баттербина, очнувшись после глухого нокаута и узнав, сколько времени он пролежал в отключке. А один раз, в конце карьеры, Баттербина не смогли взвесить перед боем – весы просто зашкалили, потому что они были только до двухсот килограммов…

Но есть один боксёр, за которого я болею больше всего – это Николай Валуев. Среди моих кумиров он однозначно вне конкуренции.

Конечно, когда я только начинал за него болеть – это всё-таки объяснялось его экзотичностью. Ведь сначала, с 1994 года, я за него болел заочно – меня заинтересовало то, что он ростом 213 сантиметров и весом 140 килограммов. И я с большим интересом ждал, каких высот он добьётся. Тогда, в 1994 году, он выступал в любителях и выносил в одну калитку почти всех соперников, но – ПОЧТИ. Был один соперник, Алексей Лезин, который его одолевал. Если мне память не изменяет, они сразились дважды в 1994 году, второй раз – на Играх Доброй Воли. Лезин оба раза победил, а на Играх Доброй Воли он выиграл со счётом 45:27.

Но в дальнейшем, 14 марта 1998 года, я увидел выступление Валуева по телевизору, в прямом эфире – это был вечер бокса в Москве. И Николай нисколько не разочаровал меня – наоборот, он оправдал и даже превзошёл все мои ожидания! Тогда он выступал уже в профессионалах. И тут-то я увидел его главный козырь, после чего стал болеть за него ещё сильнее. Его главным козырем была полная ненокаутируемость. Все вражеские удары отскакивали от него горохом, не причиняя ему никакого вреда. В 1998 году он провёл три боя, я их все посмотрел и убедился в его ненокаутируемости. И впоследствии это его качество подтверждалось много раз. Самый последний соперник Валуева, Дэвид Хэй, обладал поистине чудовищным ударом, на который он поймал Николая в двенадцатом раунде. Но тот выдержал.

Великий Роберт Говард, которого я считаю лучшим писателем в истории, кроме всего прочего писал и о ненокаутируемых боксёрах. Он обозначал их термином "Железный человек".

Тут надо отметить одну вещь. Человек, не следящий за боксом, может подумать, что ненокаутируемость боксёра объясняется только его огромными габаритами. На самом деле это полная ерунда. В супертяжёлой категории было, и есть, множество боксёров-гигантов, которые отлично нокаутируются. Например, другой мой кумир, Тай Филдс. Да, он был невероятно зрелищен и харизматичен – но голова у него плохая, вследствие чего в его послужном списке имеются даже поражения нокаутом в первом раунде. Нет, Николай Валуев – это уникальный талант. Я знаю только одного такого же боксёра-супертяжа – это Оливер Маккол. Он тоже обладал полной ненокаутируемостью (причём он, в отличие от Валуева, не гигант – 188 сантиметров и, в лучшей боевой форме, около 105 килограммов).

Есть такая пословица: «ВелИк не тот, кто не упал, а кто упал и смог подняться». Я с ней не согласен. Я считаю, тот, кто не падал – тот и есть круче всех. К Николаю Валуеву это относится в полной мере. Он никогда не падал ни на ринге, ни в жизни – в отличие от многих спортсменов, не сумевших найти себя после завершения спортивной карьеры.

Но, странное дело, как болельщик Валуева я далеко не всегда находил понимание у окружающих. Масса народу, из тех, с кем я общался, болела против него. И даже мой отец болел против него, когда мы смотрели его бой с Джеймсом Гейнсом! Я, кстати, так и не понял, почему, а теперь уже не спросишь – в том же 1998 году отец умер.

Но, если посмотреть мнения болельщиков в интернете, то боление против Николая Валуева объясняется в первую очередь тем, что судьи ему якобы подсуживали. При этом народ забывает некоторые важные моменты.

Во-первых, почти каждому боксёру время от времени подсуживают – а время от времени, наоборот, засуживают. На мой взгляд, Николая засудили как минимум один раз – в его последнем бою, с Дэвидом Хэем, в конце 2009 года. Тогда двое судей отдали победу Хэю, а третий поставил ничью. И я тоже насчитал ничью. Так что судьи не всегда были за него, далеко не всегда. Кроме того, я что-то не заметил, чтобы Николаю подсуживали в бою с Холифилдом, как некоторым показалось.

Во-вторых, Валуев долго не мог выйти на уровень мировой элиты только из-за того, что его окружение не могло подобрать ему нужных соперников. В профессиональном боксе важно умение договариваться, организовывать бои с боксёрами, находящимися высоко в рейтингах. Это целое искусство! Организаторы профессиональных боксёрских боёв называются промоутерами. Николаю был нужен сильный промоутер, в поисках которого ему пришлось сменить своё окружение. Наши тогдашние промоутеры не могли довести его до чемпионского боя просто из-за отсутствия нужных связей. И только когда Николай попал к немцу Вильфриду Зауэрланду, его карьера пошла как по маслу. А уж мастерства у него оказалось достаточно, чтобы стать чемпионом.

И в-третьих. В конце 2005 года Николая Валуева вывели на чемпионский бой. Но мало кто понимает, что ему выбрали САМОГО СИЛЬНОГО ЧЕМПИОНА НА ТОТ МОМЕНТ. В профессиональном боксе есть 4 основных организации (WBC, WBA, IBF и WBO), и у каждой из них имеется свой чемпион мира. Так вот Николая жалеть не стали и выбрали ему самого опасного противника из четырёх возможных – чемпиона по версии WBA Джона Руиса. Остальные трое были хуже. Крис Бёрд, чемпион по версии IBF, уже состарился и был готов к отправке на пенсию. Лэймон Брюстер, чемпион по WBO, находился в непиковой форме: незадолго до этого, осенью 2005 года, он устроил жуткую мясорубку с Луаном Красничим, и хотя в итоге сумел выиграть нокаутом, но и сам был страшно избит и уже никогда не стал прежним. Хасим Рахман, чемпион по WBC, был лучше двух предыдущих: это была признанная звезда, и от него, между прочим, бежал на пенсию сам Виталий Кличко, только чтобы не встречаться с ним на ринге – и просидел на пенсии целых три года. Но и Рахман был хуже Руиса, поскольку проиграл ему в очном поеднике в конце 2003 года. То есть, Николая не пожалели – выбрали ему самого сильного соперника из всех.

Ещё кое-кому не понравилось, что Николай Валуев вступил в «Единую Россию». Господи, какие мелочи! Конечно, если бы некий спортсмен вступил в партию нацистов или, там, гей-активистов – я бы сразу за него болеть перестал. Но вступление в «Единую Россию» – это вообще не повод для беспокойства, на мой взгляд. Придираться к человеку из-за такой ерунды… ну, я не знаю…

Зато он первый российский чемпион-супертяж. И, между прочим, ему не подбирали соперников послабее – с тем же Руисом, настоящей суперзвездой, он дрался целых два раза. Огромный, но техничный. И достаточно зрелищный – особенно в тот период, когда его тренировал Манвел Габриэлян.

И чисто по-человечески вызывает симпатию: умный, весёлый и позитивный мужик.

И самое главное – обладающий уникальным талантом ненокаутируемости. Я знал, что этого парня мы никогда не увидим на полу в беспомощном состоянии. Вот поэтому, в первую очередь, я и болел за него.

Николай Валуев – великий чемпион!