Пикантная ситуация

Международный Фонд Всм
Михаил Дышкант
               
                Из воспоминаний учителя В. А. Дороша

    Меня в последнее время иногда спрашивают: «Когда профессия учителя пользовалась большим уважением: в последнее  время или лет тридцать тому назад?».  И я всегда отвечал, что раньше учителей  больше уважали, чем сейчас, и зарабатывали они тогда не меньше, а может, даже  больше остальных сограждан. А сейчас и уважения к этой профессии нет, и учительская зарплата невысокая, поэтому  преподают в школах почти одни женщины. Да и  кому из мужчин захочется трепать себе нервы, наставляя акселератов на путь истинный и получая за это копейки по сравнению с доходами наших чиновников?

    Хотя и в прошлое время проблем у учителей было предостаточно, и мне иногда приходилось идти на занятия в свой класс как на Голгофу, в ожидании любых сюрпризов от неуемной фантазии моих подопечных. Об одном таком сюрпризе я и хочу рассказать.
 
    В выпускном десятом классе нашей средней школы, в котором я был классным руководителем, учились несколько школьников из окрестных сел. Им приходилось ходить в нашу школу и обратно домой пешком, вышагивая по несколько километров  в день. Среди них  была довольно симпатичная девушка, хохотушка по характеру, которая в последнее время стала замкнутой. Я не  упоминаю ее имя и фамилию, а назову просто: «Оксана». Тогда я  обратил внимание на то, что она слегка поправилась, особенно, в талии, и заподозрил ее в беременности. Я собирался поговорить с ней, и всё откладывал этот разговор, понимая всю деликатность возникшей ситуации.

    Но меня опередил наш директор школы, пригласивший меня к себе в кабинет. Кроме него  в нем присутствовала преподавательница русской литературы, возглавлявшая также нашу школьную партийную организацию. Хочу немного рассказать о ней. Она была старой девой, вернее,- престарелой, и, обделенная мужским вниманием, все свои силы бросила на борьбу за чистоту морального облика каждого ученика. Чтобы они стали стойкими борцами за полную победу коммунизма, она готова была вытряхивать у них души без какого либо сочувствия и сожаления.

    У меня с этой коллегой по педагогическому цеху  всегда были натянутые отношения – она не могла  простить мне мое нежелание вступить в партию и примкнуть к стройным рядам строителей светлого будущего под руководством мудрых вождей.   

    В кабинете наш директор, сторонник авторитарных методов руководства, сходу огорошил меня вопросом:
    - Известно ли вам, Виталий Афанасьевич, что ученица класса,  в котором вы являетесь классным руководителем, забеременела?

    - Да, мне это известно, - ответил я.

    - Да как вы можете так спокойно к этому относиться, ведь она опозорила нашу школу на весь  район, и этот скандал  может дойти до райкома партии? – взвилась партийная активистка.

    - А как я могу по-другому относиться, если у нее уже наметились все признаки беременности?

    - Нужно было до этого безобразного случая проводить с девушкой воспитательную работу и следить за тем, чтобы она в свободное от занятий время не разгуливала с молодыми людьми, а занималась  бы выполнением  домашних заданий, - назидательно наставляла меня партийная дама.

    - Но она проживает в соседнем селе, и у меня, при всем моем желании, не было никакой возможности уследить за тем, чем она  занимается вечерами.

    - А не вы ли сами, Виталий Афанасьевич, лично причастны к ее  беременности? – поинтересовался директор.
    - Да как вам такое могло придти в голову? – возмутился я. – Я не маньяк, чтобы такими делами заниматься.

    - Да я же пошутил, - проговорил директор, - но кто-то же помог ей стать беременной, не ветром же ей надуло. Вам, Виталий Афанасьевич, нужно будет срочно во всем разобраться и предпринять какие-нибудь меры, чтобы достойно выйти из этой пикантной  ситуации.

    - Да, да, нужно срочно исправить положение, а иначе на весь наш педагогический коллектив ляжет несмываемое пятно, - с пафосом в голосе высказалась поборница стерильности в умах и поступках учеников.

    Сразу же после уроков я отправился в село, где проживала Оксана. Без особого труда мне удалось отыскать дом, в котором она жила с родителями. Дверь открыл ее отец, уже  навеселе, и когда узнал, кем я являюсь, то сходу предложил мне:

    - Это очень кстати, учитель, что вы к нам пришли. Я сегодня на огороде нашел бутыль самогона, который моя жена  спрятала  тайком от меня, но выпить мне не с кем. Садитесь за стол, и мы с вами выпьем за мою удачную находку.

    - Я к вам пришел не самогон пить, а поговорить о вашей дочери.
    - Можно и поговорить. Было бы хорошо, если бы вы помогли ей поступить в институт после окончания школы.

    Поняв, что с отцом разговаривать бесполезно, я попросил его позвать свою жену. Он сходил за ней, и передо мной предстала женщина, замордованная   работой на колхозных полях.

    - Вы знаете, что ваша дочь беременна? – спросил я у нее.
    - Да, я это знаю, но теперь уже поздно разводить руками - придется ей рожать.
    - Но вы хотя бы знаете, кто отец ее будущего ребенка?
    - Это Колька, сын наших соседей, паршивец такой, задурил голову моей дочери, пообещал, что женится на ней, а сам сделал свое дело и теперь намылился уехать из нашего села.
    - А где ваша дочь?
    - Она в хлеву кормит корову, сейчас я ее позову.

    Когда она вернулась в дом с дочерью, я обратился к девушке:
    - Оксана, я не стану   расспрашивать тебя о том, как  всё произошло у вас с этим Колькой. Ты мне только скажи, почему он хочет сбежать из вашего села?

    - Он окончил  курсы водителей, и хочет жить городской жизнью, поэтому  решил уехать в Хмельник и устроиться  на работу шофером в автоколонне.  Мне же сказал, что  я ему буду мешать, и нам вдвоем трудно будет обжиться в городе.

    - По всему выходит, что он тебя бросает в таком положении. На такой поступок  способен только непорядочный человек.
    - Вы его не знаете, а обзываете нехорошими словами. Он хороший человек, и я его люблю!
    - А ты можешь его сюда позвать?
    - Да, могу, - он живет рядом с нами.
 
    Когда Оксана появилась вместе со своим искусителем, то тот удивил меня не столько  поведением, сколько внешним видом. Он не только  не поздоровался со мною, но даже высокомерно посматривал на меня и совсем не походил на парней, на которых девушки  обращают внимание. Я ожидал увидеть сельского донжуана, рослого красавца, а передо мной оказался довольно щуплый парнишка с  прыщеватым лицом. «Как такого заморыша могла полюбить Оксана?» - невольно возникла у меня мысль.

    - Перед началом разговора, молодой человек, я хотел бы познакомиться с тобой. Меня зовут Виталием Афанасьевичем, а тебя как величают?
    - Николаем.
    - Почему ты, Николай, хочешь бросить свою девушку в таком положении?
    - А  вы кто такой, чтобы спрашивать меня об этом? – сразу ощетинился  юный соблазнитель.

    - Я – учитель Оксаны, и мне не безразлична ее судьба. Ты обещал на ней жениться, соблазнил ее, а теперь, когда она забеременела, хочешь увильнуть в кусты.
    - Я ее не соблазнял – у нас всё произошло по взаимному согласию, а жениться мне еще рано. Какие могут быть ко мне претензии?
    - Претензии имеются, и немалые. Сколько тебе лет?
    - Восемнадцать.

    - А ей еще и семнадцати нет, а это значит, что ты, уже взрослый человек, совратил несовершеннолетнюю девушку, а за такой проступок в нашем Уголовном кодексе предусмотрена соответствующая статья, и по ней ты можешь отправиться валить лес в тайге на несколько лет. Оксана писать заявление на тебя в милицию  не станет, потому, что она тебя, дурака, любит, а я могу тебя посадить.

    - Да кто вы такой, что пришли меня пугать?

    Тогда я достал из кармана и предъявил ему красную книжечку.
    - Я – внештатный сотрудник милиции, и имею все права привлечь тебя к уголовной ответственности за совращение несовершеннолетних.

    Я слукавил, говоря ему, что  имею какое-то отношение к милиции. Эти красные «корочки» достались мне в студенческие годы, когда руководство  института, в котором мне пришлось учиться, в добровольно-принудительном порядке заставляло нас, студентов, стать бригадмильцами и охранять  улицы и  парк отдыха города от хулиганов.

    Увидев мое удостоверение и поняв, что я  не намерен шутить, Николай сник и заговорил уже другим тоном:
    - Что вы от меня хотите?

    - Я хочу, чтобы ты выполнил свое обещание и женился на девушке, которая скоро станет матерью твоего ребенка, а иначе мне придется отправить тебя на лесоповал.

    - Но если я женюсь на ней, то не смогу уехать в Хмельник, навсегда останусь в этом селе, и мне не удастся устроиться на работу шофером в автоколонне.

    - Почему не сможешь? После женитьбы ты сначала поедешь туда один, устроишься на работу и позаботишься о жилье. А после этого пригласишь туда свою жену. И всё у вас наладится, я в этом абсолютно уверен.

    - Я об этом даже не подумал раньше. Я согласен жениться на Оксане.
    - Я надеюсь, что  твое желание – добровольное.
    - Да.
    - А невеста согласна на замужество с Николаем?
    - Конечно, я согласна! - горячо заговорила Оксана.

    После этого я обратился к родителям своей ученицы:
    - Раз жених и невеста согласны стать мужем и женой, тогда выставляйте на стол всё, что у вас имеется, зовите своих родственников и соседей – будем праздновать заручины Оксаны и Николая.

    Родители невесты со всех ног кинулись выполнять мое пожелание, и вскоре стол был накрыт по высшему сельскому разряду. Очень кстати сгодилась бутыль с самогоном, найденная на огороде отцом невесты. За столом собралась шумная компания родственников и соседей, получивших внезапное приглашение на обручение. Во главе стола сидели Николай и Оксана, немного смущенные от всеобщего внимания. Гости стали  поздравлять молодых и желать им  всевозможных благ. Я тоже поздравил будущих молодоженов и пожелал им счастья в их будущей семейной жизни.
      
    Через некоторое время за столом зазвучали песни, и заручины превратились в праздничное застолье.

    Жених, сидя во главе стола, повеселел. Было видно, что ему понравилось быть в центре всеобщего внимания, и он гордо выпятил грудь, стараясь придать своей персоне особую важность.

    После заручин я помог Оксане перевестись в класс с вечерней формой обучения, и она успела окончить школу до рождения ребенка.

    Прошло несколько лет. Однажды мне пришлось посетить Хмельник по своим делам, и, проходя по его главной улице, почувствовал, как кто-то бросился мне на шею и принялся горячо целовать меня. После серии поцелуев я в недоумении посмотрел на молодую красивую женщину, которая наградила ими меня. Оксана! Она похорошела, и стоя передо мною, вся сияла от счастливой улыбки:

    - Виталий Афанасьевич! Спасибо вам за всё, что вы для меня сделали! Я так рада, что вас встретила!
    - И я тоже рад встретить тебя, Оксана. Как у тебя сложилась семейная жизнь?

    - Спасибо, у меня всё обстоит хорошо. Мой муж работает в автоколонне шофером, а я – продавцом в продовольственном магазине.

    - А как твой муж к тебе относится, ведь мне пришлось приложить тогда немало усилий, чтобы убедить его жениться на тебе?

    - Сейчас он с меня пылинки сдувает и ревнует к каждому телеграфному столбу. Теперь он опасается, что я могу его покинуть, ведь на меня многие мужчины стали обращать внимание, и его это беспокоит. Я приглашаю вас к себе в гости.

    - Спасибо за приглашение, но я очень спешу и не смогу сегодня погостить у тебя.

    Мы попрощались, и она пошла по оживленной улице. Я посмотрел ей вслед и невольно подумал, что на такую красивую женщину не грех и оглянуться.

    Хотя я человек не сентиментальный, но на душе у меня стало теплее, может быть, оттого, что я сыграл не последнюю роль в появлении  еще одной семьи. А может, оттого, что меня от всей души расцеловала молодая красивая женщина. Кто его знает, почему в моем сердце поселилось тогда радостное настроение?