Четвертая часть Конкретика. Донской осетровый парк

Владимир Лагутов
ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ. ПРИМЕР ДЕЙСТВИЙ ПО ДОНУ

 Донской «Осетровый Парк»

4.1.1 Историческое основание первого национального рыбного парка

   Самый старый природный парк на земле был на Дону — рыбный. Первое упоминание в московских летописях о сохранности даров природы и необходимости защиты рыбы было, помимо рыбных писаных и неписаных правил ловли в 1819 году, когда по высшему соизволению специальной комиссии по приказу императора был создан Донской рыбный заповедник, ныне это государственный природный заповедник с малопонятным статусом. Заповедник расположен в низовьях Дона, в самом устье. Об этом говорит Полное собрание законов Российской империи, в частности Указ Правительствующего Сената от 20 февраля 1819 года.
   Приложением об управлении Донского Войска 1835 года в разделе IV «О рыболовстве и рыбной промышленности в Донском Воске» гл. III - «Места, запрещенные для рыболовства» уже определялись границы заповедного пространства для рыбной ловли. Круглогодичный запрет на лов в последних границах заповедника был введен Положением «Об издании временных правил о рыболовстве по реке Дону и в прилежащей к устьям названной реки части Азовского моря» утвержденное 10 апреля 1989 года№ 15254 [16].
Последнее упоминание в списке заповедников России по 1919 году в 68000.00 га Ростовская область, Азовский район. Там есть несколько заповедников на территории Ростовской области (Заповедник – это территория, полностью изъятая из какой-либо хозяйственной деятельности, где ведется научно-исследовательская работа). На территории Ростовской области есть три заповедника «Персиановская степь», «Донской Государственный рыбный заповедник (Донское запретное рыбное пространство)», Государственный степной заповедник «Ростовский».

4.1.2 Цели создания национальных парков и заповедников

  Основная цель создания национальных парков и заповедников - охрана живых организмов, балансирующих на грани исчезновения. Однако, несмотря на общее название, национальные парки создавались каждый для своей особой цели. Целью создания Йеллоустоунского национального парка было, например, сохранение уникальных геотермальных явлений. Национальный парк Лос-Гласьярес в Аргентине создавался в первую очередь для сохранения уникальных ледников, таких как Перито-Морено и ему подобные. Национальный парк Грасслендс в Канаде единственный в Северной Америке парк, созданный с целью сохранения разнотравных прерий. С точки зрения охраны обширных участков дикой природы задачи национальных парков и заповедников во многом схожи.
Их цель: сберечь уникальные природные образования, поддержать биологическое и ландшафтное разнообразие, сохранить генофонд диких растений и животных. Вместе с тем природоохранный режим заповедников или иначе резерватов более строг. Здесь допускается только научная деятельность и лишь иногда туризм. В национальных парках туризму или экологическому туризму уделяется особое внимание. В парках также ведется активная работа по экологическому просвещению населения, а иногда допускается и хозяйственная деятельность при условии ее экологической безопасности.
   Перед нами стоит задача более высокого порядка: не только сохранить еще живое в экосистеме Дона, но и восстановить ареалы обитания утраченных за жизнь одного поколения видов живого, но главное вернуться к уникальному укладу рационального природопользования жизни казаков как единственного народа в истории человечества совместившего существование природы с социумом, т.е. Предвосхитившего ныне главную цель человечества об установлении устойчивого развития. Иначе можно сказать мечты на уровне выше библейского Рая или догматов Коммунизма. Идеология ограничения природопользования на Дону Интересна сама трансформация идеологии размещения заповедных рыбных территорий. За много лет до появления варваров, людей не чтящих законы природы, на Дону было создано запретное пространство для рыбы и оно защищало в основном полупроходные виды, так как проходные — идущие на нерест в верховья реки защищались уже иными системами запретов, временными ограничениями и институтом смотрителей рыбных ловель. В этом плане совершенно уникальными были казачьи законы на Урале, где уральские казаки жили только рыбой, так как иного промысла не было никакого. Там традиционно запрещалась какая-либо ловля сетями на продажу, только на еду. А ловли красной — осетровой рыбы организовывались только зимой в течение одной недели со льда через проруби, когда баграми осетров брали с ям.
   С уничтожением казачьего народа никакой защиты по существу у рыбы не осталось и исчезновение рыбных ресурсов и самих видов стало делом недолгого времени. Естественно, что для коренного населения и для специалистов, проводимая государственными уполномоченным из Москвы органами, рыбная политика с перевыполнением в порядке соцсоревнований планами уловов была откровенно преступным занятием. Но государственная машина откровенного паразитирования на природных ресурсах была доминирующей в природопользовании и с самими естественными воспроизводствами, существовавшими на земле миллионы лет, было покончено в пределах полувека или жизни одного поколения людей. Позже эту политику правоведы охарактеризовали статьей Уголовного Кодекса как экоцид. Уже в начале 1990-х годов все предсказания специалистов о преступном характере рыбных и иных промыслов были подтверждены. Показательным явлением было проведение парламентских слушаний «Экологизация рыбохозяйственной политики Азовского бассейна» в комитете по экологии в Москве в 1995 году, собравшим всех ведущих специалистов страны.
На этом форуме почти всеми была поддержана бассейновая концепция устойчивого развития Лагутова В.В., которая основывалась на идее закрытия особым режимом природопользования всего ареала осетровых от нагула до нереста. Т.е. Всей поймы Дона в линии наибольшего разлива на всем протяжении миграционного пути осетровых: от Азовского моря до последних естественных нерестилищ под Цимлянской плотиной на расстоянии 300 км от устья Дона.
    Но в силу объективных причин не квалифицированности руководства рыбным министерством и его последующим разгоном из-за утраты вверенного ему в управление ресурса, а также отсутствием приоритета у естественного воспроизводства рыбы в ведомственной политике предложенное научное направление не было поддержано Правительством: Донской национальный парк не был создан и миграционные пути не были восстановлены своевременно, несмотря на наличие средств и возможностей. В конце 1990-х годов была предпринята еще одна попытка группой казачьей интеллигенции Ростовской области восстановить рыбную защитную территорию. В нее входили специалисты Дона под руководством заместителя Верховного Атамана СКВРиЗ Озерова А.А. [17]. В результате нескольких лет их усилий был создан Донской заповедник из двух участков.      
   Один в устье Дона, а другой на месте последних Донских нерестилищ под Цимлянском. Весь миграционный путь от одного до другого оказался открыт для хищников и браконьеров. Для справедливости требуется отметить, что основным оппонентом против создания рыбной ООПТ выступила служба комитета по охране природы Ростовской области (В.Остроухова), о чем имеется соответствующее заключение по вопросу финансирования разработки проекта федерального закона о создании государственного заповедника в дельте реки Дон за ее подписью от 14.12.2001 за №1216/01. В итоге вместо государственного заповедника было создано государственное природоохранное учреждение Ростовской области «Природный парк «Донской» Постановлением администрации области № 120 от 8 сентября 2005 года. Да и это стало возможным только оттого, что была должность заместителя губернатора по экологии и казачеству нами заложенная еще в начале 1990-х годов, которую занимал начальник реестрового войска В.П.Водолацкий.  А так как в 2000-е годы усилиями зеленых организаций и независимых специалистов поддержанных требованиями Запада был установлен мораторий на лов осетровых, при сохранении так называемого «научного лова» - одного из видов служебного браконьерства, то количество ежегодных осетровых популяций сократилось до величины в одну-две дюжины экземпляров.
    Если к тому добавить, что до сих пор, т.е. Уже второго десятилетия 21 века на первом из трех низконапорных гидроузлов Нижнего Дона нет ни одного работающего, на пропуск рыбы, рыбопропускного сооружения, то многолетние усилия последней группы энтузиастов цели не достигли и оказались напрасными.
   Хронология основных дат по защите рыбы на Дону и Кубани. Ныне он именуется как Донское запретное рыбное пространство, а в позапрошлом веке в городе Таганроге квартировался казачий полк, и в его составе была специальная команда для охраны этой территории. Причем по станицам еще живы те, кому прадеды рассказывали, что служили они именно в составе команды по охране Донского заповедного пространства, летом на лодках, а зимой на коньках и лыжах. Ныне ситуация с рыбными промыслами на Дону стала гораздо хуже. Сразу после гражданской войны 1917 года и последующего геноцида коренного казачьего населения на Дону, сам Дон остался без своих защитников. Буквально в первые два десятилетия рыбные запасы были хищнически уничтожены пришлым народом, как на Дону их называли - иногородними. Уровень последних предвоенных уловов доходил до 300 тысяч тонн ценных пород рыб. Продуктивность моря была самой высокой в мире - до 80 кг с га водной поверхности. В войну 1941-1945 годов Азовское море и Дон еще кормили рыбой население, и запасы стали восстанавливаться так как уловы были в пределах допустимых, но окончательно они были подорваны в 1950-1960 годы, во времена гидростроительства на Дону и Кубани. В эти годы построенными плотинами были рассечены все миграционные пути проходных рыб и буквально за два десятилетия 1970-1980 годы от рыбы остались одни воспоминания. К этому финалу привело не только варварское гидростроительство, но и неправильная рыболовная политика центральных властей, когда долгоживущих видов - осетровых, отлавливали до 50-70% от годовых популяций.
  Экологическая рукотворная катастрофа. Нельзя сказать, что о рыбе на заботились. Наоборот, в порядке компенсации убиваемой экосистеме строились рыбзаводы по выращиванию искусственных осетровых, так называемых заводских. Но за период с 1951 года со времени появления первых рыбзаводов на Дону и Кубани, за полвека, из десятков миллионов выпущенных ежегодно осетровой молоди в Азовское море в реку не вернулся на нерест ни один экземпляр. Ни ОДИН за полвека! Но и по сей день формируются без всякой независимой экспертизы федеральные программы и бюджет спускается в неэффективные мероприятия. Хотя и ведомственная наука и РАН дают любые справки и обещания непременно улучшить и освоить...
  А запущенный однажды государственный механизм "научного" отлова естественников и перевода их в искусственники исполнялся из года в год, и к 1990-му году от азовских осетровых ничего не осталось. И не по вине браконьеров. Они уже в конце очереди после гидростроителей, рыбного ведомства и служебного браконьерства. Из хроники официальных учетов на Кочетовском гидроузле - первом из гидроузлов на Дону следует, что в 1980-е годы не нерест под Цимлянскую плотину шли по несколько тысяч голов ежегодно, но уже в 1990-е в десять раз меньше, по несколько сот, а в 2000-е годы в редкий год число учтенных мигрантов доходило до дюжины осетров. За ГОД!


Программа «Спасение Дона»

4.2.1 Цель:
- Восстановление продуктивности Донского бассейна.
- Переход на устойчивое развитие (существование коренного населения за счет естественных воспроизводств животного мира, без нанесения ущерба для существующего биоразнообразия как в пределах заповедных пойменных земель, так и во всем бассейне Дона).
   Значимость региона как единственного в мире и России экорегиона – региона имеющего долгосрочную стратегию развития на основе бассейновой концепции «Устойчивого развития».

4.2.2. Проблема
   Азовское море трудами некомпетентной власти убито. Вылов рыбы в, расчете на гектар поверхности в Азовском море еще несколько лет назад составлял 80 килограммов, для сравнения в Черном - 2 килограмма, в Средиземном - 0,5 килограмма.
Азовское море называют морем моллюсков. Это важный источник питания рыбы. Важнейшими представителями моллюсков являются сердцевидка, сендесмия, мидия.
   По биологической продуктивности Азовское море пока ещё занимает первое место в мире. Наиболее развит фитопланктон и бентос. Фитопланктон состоит (в %): из диатомовых — 55, перидиниевых - 41,2, и сине-зеленых водорослей — 2,2. Среди биомассы бентоса моллюски занимают доминирующее положение. Их скелетные остатки, представленные карбонатом кальция, имеют значительный удельный вес в формировании современного донного осадка и аккумулятивных надводных тел.
   Особый интерес представляет ихтиофауна. Непосредственно в Азовском море обитало около 70 видов различных рыб, среди которых: белуга, осетр, севрюга, камбала, кефаль, тюлька, хамса, тарань, рыбец, шемая, различные виды бычков. Тюлька - самая многочисленная рыба в Азовском море, вылов ее в отдельные годы достигал 120 тысяч тонн. Если распределить всех азовских тюлек между 6,5 млрд. жителей планеты, то каждому достанется по 15 рыбешек.
   В Азовском море и в устьях впадающих в него рек, а также лиманах встречалось 114 видов и подвидов рыб. Однако такое биоразнообразие осталось в прошлом. В наше время интенсивно развиваются два направления использования Азовского моря: все больше курсирует в его водах грузовых и пассажирских судов, все интенсивнее используются курортные ресурсы Северного Приазовья. Но вот с рыбными запасами моря положение значительно ухудшилось: с середины 50-х годов уловы непрерывно уменьшались, в начале 80-х годов они составляли всего 5- 7 тысяч тонн, сегодня этот показатель стремится к нулю.
Продуктивность реки Дон, напрямую зависит от продуктивности Азовского моря и одной из главных причин гибели Дона и Азова являются малые и большие плотины, построенные без учета воздействия на окружающую среду и животный мир. К примеру, гигантскую Цимлянскую плотину вполне можно было заменить несколькими низконапорными, но с меньшей поверхностью испарения и перепадом высот и т.п.
   После того как были построены крупные водохранилища на реках, впадающих в Азовское море, резко уменьшились весенние паводки, перестали обводняться нерестилища. Море ежегодно «недобирает» колоссальное количество - до 14 куб. км - пресной воды, получая взамен почти 5 куб. км промышленных и бытовых стоков. В результате соленость моря повысилась с 1,06 до 1,3 процента, после чего соль начала убивать всё живое.
    Еще несколько слов о водном балансе Азовского моря. До строительства крупных водохранилищ на впадающих в него реках речной сток составлял 41,7 куб. км в год, после строительства - 32,7 куб. км. Если сток пресных вод уменьшится до 20 куб. км в год и ниже, то, по прогнозам ученых, через десять лет Азовское море превратится в вариант безжизненного залива Каспийского моря - Кара-Богаз-Гола. По другим данным, даже если существующее положение не изменится до 2020 г., соленость моря повысится до 1,5 процента, или 15 промилле, и оно полностью потеряет свое рыбохозяйственное значение.
В советский период, по прямому указанию ЦК КПСС были разработаны несколько одиозных планов «спасения Азовского моря». Это и переброска вод из бассейнов северных рек, и менее дорогие, но тоже очень трудоемкие работы - возведение плотины и дамбы в Керченском проливе. Но расчленение СССР не дало осуществиться этим планам.


4.2.3 Концепция программы
  Программа основана на реализации бассейновой концепции устойчивого развития, а именно, на восстановлении миграционных путей проходных и полупроходных рыб на Дону и их защите путем организации этно-природной территории в виде природного парка Ростовской области, а в последующем национального парка «Донской осетровый парк» на всю пойму Дона с ядром Парка в пределах линии наибольшего разлива и 1% водообеспеченности.
 Принципы формирования бассейновых парков устойчивого развития традиционно базируются на укладе жизни коренного населения.
   Концепции Глобального бассейнового управления и устойчивого развития базируются на примате поддержания жизнеспособного биоценоза из всех форм и видов жизни в пределах заданной территории. Идея заключается в точном научном расчете и моделировании того, какую техногенную нагрузку может выдержать без ущерба для себя природа, с производством обратного расчета численности населения и объема загрязнений.


4.2.4 Годы действия программы и этапы реализации
   Одна из Программ была рассчитана на действие с 2011 по 2041 гг.
   Первый этап — восстановление путей миграции проходных и полупроходных рыб: 2012-15 гг. Предусматривает проектную разработку специальных рыбоходов разработанных В.В. Лагутовым для одной из малых рек и проведение на ней натурных испытаний в 2012-13 гг. В случае успешного подтверждения способности рыб преодолевать речные дамбы через рыбоходы, планируется оснащение аналогичными рыбоходами всех дамб на территории Ростовской области.
   Параллельно планируется запустить второй этап – этап создания этно-природного парка «Донской осетровый парк» 2012-15 гг. как юридического лица, которое и возьмет на баланс вновь создаваемые рыбоходы, а также сопутствующую техническую и электронную инфраструктуру.
   Третий этап – создание национального парка «Донской осетровый парк» 2015-20 гг. На этом этапе планируется вывод парка на федеральный и международный уровень с соответствующим повышением его статуса до «Национального парка».
   На последнем этапе - выход на проектное «Устойчивое развитие» всего бассейна Донского 2020-2041 гг. т.е. за десятилетие создать необходимые условия совместного общежития человека и природы для долговременного сосуществования хотя бы в рамках границ парка.

4.2.5 Территория  действия  программы
   Действие программы первоначально рассчитано на территорию, граничащую с рекой Дон, Азовским морем и Цимлянским водохранилищем. Это территории следующие: города Азов, Батайск, Волгодонск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог; сельские территории - Азовский район, Аксайский район, Багаевский район, Волгодонской район, Дубовский район, Константиновский район, Неклиновский район, Октябрьский (сельский) район, Смикаракорский район, Усть-Донецкий район, Цимлянский район. Между тем, в процессе создания этно-природного парка, федерального и международного, возможно увеличение его территории за счет территории притоков Дона, а также территорий сопредельных республик, краев и областей Российской Федерации и Украины до границ всего бассейна реки Дон.

Figure 1 Бассейн реки Дон

4.2.6 Население, задействованное в реализации программы
   Предполагается, что Программой будет охвачено напрямую около 2.3 млн человек, что составляет 54,4% от общей численности населения Ростовской области. Однако реальное количество людей будет гораздо более широким. Так предполагается в рамках реализации программы разработка специального школьного и ВУЗовского предмета по экологическому воспитанию молодежи, с разработкой соответствующих учебно-методических пособий. Создание всероссийского образовательного экологического центра по подготовке лидеров экологических движений РФ из числа национально ориентированных организаций и пр.
    Особое место отведено и казачеству, как коренному населению Приазовья и Дона. Для них предусмотрена возможность государственной природоохранной службы, работников Парка, а также специальная подготовка и переподготовка на базе специализированных учебных заведений в т.ч. кадетских корпусов.
   В целом, всё население Ростовской области, планируется задействовать в исполнении самой программы «Устойчивого развития» путем образовательных мероприятий и формирования чувства хозяина и гражданина ответственного за донскую экосистему.

4.2.7 Планируемая продуктивность Дона после реализации программы
 Авторами отмечается, что проектная продуктивность Азово-Донского бассейна после реализации всех условий Программы, должна составить по добыче осетра 5.000 тонн в год, по добыче прочих видов рыб 295.000 тонн в год. Она отражает уровни уловов сопоставимые с концепцией Устойчивого развития. Именно ошибки рыбного ведомства привели к систематическим переловам, приведшие в купе с остальными факторами к исчезновению рыбных и прочих запасов и оскудению всего биоразнообразия.

4.2.8 Экономический эффект от реализации программы (в ценах 2011 г)
   Согласно ориентировочным расчетам, валовой доход только от вылова рыбы, в случае успешной реализации Программы составит 49 млрд. 250 млн. рублей в год, что обусловит основные прогнозируемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней в объеме:
НДС – 7,51 млрд. рублей в год;
Налог на прибыль – 2,63 млрд. рублей в год;
Налоги с ФЗП – 4,43 млрд. рублей в год;
   Данные показатели рассчитывались из объема продуктивности Азово-Донского бассейна (на 1941 год) помноженный на текущую оптовую стоимость ценных пород рыб. Расчеты дополнительных доходов от восстановления популяций животных и иной ихтиофауны не рассчитывались.

4.2.9 Законодательное обеспечение
   На момент разработки Программы, как в Российской Федерации, так и в Ростовской области уже существует зрелая нормативная база для создания этно-природных парков. Она состоит из Федерального закона от 14.03.95 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Областного закона от 26.07.2005 №346-ЗС «О полномочиях Администрации Ростовской области в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов».
   Согласно закону №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» создание Парка возможно только по представлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ростовской области, что потребует подготовку такого представления, а также Постановления Правительства Ростовской области «О создании государственного природоохранного учреждения Ростовской области «природный парк «Донской осетровый парк».
   Стоит отметить, что в Ростовской области уже создан в 2005 году подобный парк «Донской», но гораздо меньших размеров. Поэтому процедура согласований и иная нормативная база в Ростовской области уже создана, что должно значительно ускорить процедуру принятия управленческого решения.

4.2.10 Предлагаемый статус территории «Донского осетрового парка»
  Согласно закону №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» создание Парка возможно в виде государственного унитарного учреждения Ростовской области, а при изменении статуса - Российской Федерации. Но этот статус явно не обеспечивает достижение поставленной цели сосстановления трансграничного международного ресурса.
  Речь идет не о создании, а о воссоздании этно-природного парка, так как он уже существовал ранее (до революции 1917 года). Согласно Полному собранию законов Российской империи, Указу Правительствующего Сената от 20 февраля 1819 года, по высшему соизволению специальной комиссии, по приказу императора был создан Донской рыбный заповедник. Это был первый в мире заповедник, основанный ранее Йеллоустонского национального парка в США (1872 г.) на 50 с лишним лет.

4.2.11 Действующие региональные, российские и зарубежные аналоги
Прямым аналогом только меньших размеров является уже существующий Парк - Государственное природоохранное учреждение Ростовской области «Природный парк «Донской» основан в 2005 г., который недавно переведенный в статус областного заказника в связи с утратой охраняемого ресурса. Что и требовалось доказать о несоответствии статуса.
На настоящее время в России действует 101 государственный природный заповедник общей площадью около 340000 кв. км. во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 70 субъектах Российской Федерации.
Первым государственным заповедником России официально считается Баргузинский, образованный в 1917 г., хотя несколько ранее был организован ныне не существующий Саянский заповедник, не оформленный правительственным постановлением. Заповедник - специфичная для СССР/России форма ООПТ, практически не имеющая аналогов в мире (недаром в зарубежных публикациях о российсих ООПТ все чаще встречается не перевод «reserve», а прямая транскрипция «zapovednik»). Только в России заповедник является не только охранямой территорией, но и научным учреждением.
Первый национальный парк был открыт только в конце 19-го века, в США. Этой действительно высокой чести удостоилось уникальное Йеллоустонское плато, богатое гейзерами и горячими минеральными источниками, где в 1872 году был открыт Йеллоустонский национальный парк. В 1916 году в США была создана Служба национальных парков. Такие национальные парки США как Гранд-Каньон, Джаспер, Олимпик и другие в настоящее время хорошо известны за пределами Северной Америки.
   Первый национальный парк в Европе был создан в 1914 году в кантоне Граубюнден, Швейцария. Затем в 1922 году был открыт национальный парк Гран-Парадизо в Италии. Первым национальным парком во Франции был Вануаз, созданный в 1963 году.

4.2.12 Источники финансирования Программы
   На первоначальном этапе затраты на создание Природного парка могут быть отнесены на расходную часть регионального бюджета. Между тем более эффективным средством является использование формы государственно-частного партнерства, так как создаваемый Природный парк прогнозируется в конечном итоге ни как реципиент бюджетных средств, а как системный донор.
  Основными донорами будут являться: электростанции (атомная, гидро, тепловые), владельцы гидросооружений (портов, причальных стенок, насосных станций, ирригационных систем, дамб, запруд, прудов, шлюзов, каналов), владельцев платных мест купания населения, мест платной рыбалки, рыболовные колхозы (артели, частные лица и др. субъекты, ведущие промышленный лов в границах парка), компании судовладельцы осуществляющие транзит через данную территорию. Компании, осуществляющие водозабор из рек и водоносных горизонтов в границах Парка.
   Стоит отметить, что согласно имеющимся расчетам о нанесении экологического ущерба, одна только РоАЭС должна будет выплачивать в фонд Донского осетрового парка около 200 млн. рублей в год.
Отдельной строкой авторы отмечают ущерб, наносимый судоходными компаниями. Фактически, текущая катастрофическая ситуация сложилась именно из-за них. Все имеющиеся плотины служат одной цели – пропуску судов и в период отсутствия навигации (зимний период) полностью открывают свои створы. Пересчет итогового ущерба донскому региону от проводки судов показывает, что эквивалентная плата за проход должна составлять 3 млн.300 тыс. рублей за один проход от Азовского моря до Цимлянского водохранилища. В разных странах стоимость прохода судна конечно не такая значительная, но в любом случае составляет внушительную сумму – от $2.000 до $15.000, в зависимости от перевозимого груза и возраста судна.
   Самой Ростовской области судовые компании не платят за проход ничего, при нанесении ежегодного ущерба равного 50 мрд. рублей. Что сопоставимо с тем, что каждый житель Дона ежегодно платит судовым компаниям (в основном нефтяным) по 12.000 руб.
   Принятие настоящей Программы создания «Природного парка «Донской осетровый парк» в Ростовской области и мер последующей реализации, должны привести к устранению такого положения вещей, значительно пополнить бюджет региона, повысить экологическую грамотность населения и полностью восстановить биоценоз в рамках указанной выше территории.