Новогодняя сказка

Арарат Пашаян
Самый напряженный отрезок времени - ожидание наступления Нового года.
Телевидение пестрит разнообразием праздничных передач – концерты, комедии, розыгрыши, юбилейные вечера Великих и Знаменитых. Скучать или грустить не получится, даже если очень стараться. Телевидение сила,  такая же мощная, как знание…

Однако, никакое телевидение неспособно отодвинуть или прогнать воспоминания, после  посещения которых сладкая, вязкая и  липучая горечь  грусти  в горле поднимается по венам и переполняет глаза слезами…

… Сын незаметно повзрослел, и я с ним уже вел серьезные беседы, шутил, песни пел, брал его с собой практически всюду, куда я ходил на посиделки.

А как еще осуществить так называемое пресловутое «воспитание» молодого поколения? Разве может быть альтернатива тому, что я делал. Позволить  ребенку  наблюдать поведение старших в различных ситуациях:  и в радости,  и в горе, и на  торжестве.

Однажды (а это было в самый разгар вхождения в нашу жизнь качественного цветного телевидения в сочетании с ошеломляюще - красивыми и увлекательными мультиками Диснея) мы с друзьями собрались у нашего  общего друга, жена которого каждый год, с наступлением весны устраивала настоящий кулинарный праздник. Она подавала на стол  варёные, а далее и  жареные с яйцами различные травы (сибех, бохи, спанах, и др.), собранные на полях Армении. Она была из Карабаха, и приготовленную ею ароматную  и горячую карабахскую лепешку - «джингялов хац»  нельзя было  сравнить ни с каким другим кушаньем и яством…

Встреча была назначена в 12 часов воскресенья. Я решил взять с собой сына, с которым у меня была договоренность, что надо вернуться домой к шести вечера, чтобы посмотреть Диснеевские мультики.

За неделю до этого мы купили цветной телевизор «Горизонт», и мы всей семьей  с восторгом смотрели все передачи, которые нам казались сказочно яркими и пестрыми.

…В кругу друзей, когда все молоды и энергичны, когда есть о чем говорить и чем закусывать, время летит как пуля, и я даже не успел  «оторваться», как боковым зрением стал замечать, что сын волнуется и напряженно ждет, когда я закончу бесконечную беседу.

- Папа, ну хватит, пошли домой. Ты же мне обещал, - слезно, попросил он.

- Сынок, ну подожди. Сейчас, еще немного, обещаю…

- А что тебе еще тут делать? Все тосты сказал, все песни  спел, все стихи прочитал. Больше нечего оставаться…

Друзья меня долго упрекали, что распустил я сына, что он себе много позволяет и что это плохо кончится.

Но я тогда понял, что незаметно для себя, мой сын повзрослел…

В те годы мы жили скромно и не могли позволить себе пригласить (заказать) Деда Мороза на дом. Поэтому некоторое время я был Дедом Морозом для детей нашего подъезда.

Но с годами все труднее было скрывать лицо, глаза или искажать свой голос, чтобы оставаться неопознанным.
 
Однажды,  во время очередного посещения Деда Мороза сын соседа с первого этажа крикнул:

- Да это же отец Алекса, дядя Арарат…

После этого моего «позора» я перестал «играть роль» Деда Мороза. Вместо этого, мы с женой  устраивали  спектакль. Я клал заранее купленный   подарок под дверь, звонил в звонок, быстро закрывал ее  за собой. А в это время теща с женой театрально и суетливо голосили из зала:

- Кто там?

Открывали дверь, обнаруживали подарок и с возгласами сожаления говорили:

- Дедушка Мороз приходил к нам в гости, но видимо спешил и оставил для тебя подарок.

Каждый раз мне становилось обидно за моего обманутого и обиженного сына. Он очень переживал, что в очередной раз не смог встретиться с Дедушкой, которого он очень ждал…

И на этот раз  мы с женой суетливо искали, какой подарок от Деда Мороза покупать сыну. Уже не помню, что мы купили. Была  большая упакованная коробка.

Получилось так, что сын увидел ее и спросил, что это такое?

Мой сын искренно верил в существование Деда Мороза и радовался всему этому. А мне все больше и больше раздражало то, что мы, кроме того, что отвратительно играли эту сцену, да фактически врали маленькому мальчику, который свято верил, что Дедушка Мороз живет где - то в далёких заснеженных краях на Севере…

  Когда сын обнаружил подарок, я принял решение, что не буду в очередной раз ему врать или притворяться, будто сожалею, что в очередной раз Дед Мороз не дождался встречи с ним. Поэтому я ему рассказал всю правду. И о том, как мы заранее узнаем, какой он подарок  хотел, чтобы Дед Мороз ему принес, и как мы с мамой  покупаем этот подарок и как устраиваем этот спектакль…

- И вообще, никакого Деда Мороза не существует. Ты же у меня уже взрослый мальчик и ты должен знать. Это все Сказки.

Этот «удар» сын пережил спокойно и сдержанно.

- А я  каждый раз удивлялся, почему же ни разу  не могу встретиться с этим Дедом и даже увидеть его выходящего из подъезда или спускающегося по  лестницам? Я же каждый раз выбегал на балкон и долго ожидал, когда он оттуда выйдет…?

Спустя 20 лет, когда мы уже переехали из Еревана  в Россию, я с сыном поехал в Армению. Погостили  у моего друга. Его дочь и мой сын в детстве дружили, ходили вместе детсад и были одноклассниками в армянской школе.

Была очень теплая встреча. Много воспоминаний, ностальгических речей…

- Мой друг Арарат со своим сыном для нашей семьи самый желанный гость.
 
Достаточно сказать, что он в молодости был нашим местным  Дедушкой Морозом, нашим несменной тамадой на наших всех праздниках…

-Только один раз он поступил нехорошо,- продолжал он уже в напряженной атмосфере, где мы все напряглись, чтобы узнать, в чем же  я провинился?

- Дорогой, ты почему разрушил сказочный замок моей дочери Татев, которая очень верила, что Дед Мороз действительно существует?

- Как я мог такое рассказать твоей дочери? Дорогой, ты что-то путаешь.

-Давай спросим ее, что за темные страницы в моей жизни, о которых  я не знаю, - сказал я и, повернувшись в сторону дочери друга, сказал,- дорогая Татев, пожалуйста, расскажи, что за история?

Как и следовало ожидать, мой сын в тот же вечер, когда узнал всю правду про Деда Мороза, все рассказал Татев. Оказывается, Татев никак не хотела верить в это и даже плакала…

Наступила тишина, и эту паузу взорвал громкий смех друга, хозяина семьи:

- Неужели обиделся, дорогой! Это же когда было? С другой стороны,  дети когда - то должны узнать, что Деда Мороза на самом деле не существует. Каждый узнает об этом по - своему. Моей дочери об этом рассказал твой сын, а ему – ты. И все. Не переживай!

- Давайте выпьем за вас, дорогие гости…

…Сейчас, в эту предновогоднюю ночь  я жду боя курантов, чтобы поднять фужер с шампанским и воскликнуть С Новым Годом, с Новым счастьем, как будто счастье бывает и старое…

А вот поверить в старые сказки я бы не отказался.

Было бы здорово, если бы неожиданно  позвонил бы к нам в дверь Дед с седой бородой и с красным носом. Обнял бы меня и тихо шепнул бы мне в ухо:

- Ты хоть и себя считаешь умным и мудрым, но поверь, нельзя жить без веры в чудо. Красивая сказка, бывало, исцеляла людей.
 
Я бы не стал спорить с ним и стал бы верить в его существование…

…Уже давно отгремели взрывы пробок от шампанского, и даже во дворе перестали взрывать петарды и салюты, а я с каким - то напряжением все бросаю мимолетные взгляды в сторону двери и не перестаю мечтать, что  вдруг он чуточку задержался и вот-вот  появится…

И даже суетливо в уме перебираю стихотворение, которое  я бы прочитал ему, если бы он попросил мне демонстрировать, что я умею делать?

Я бы прочитал стихи Размика Давояна, в переводе с армянского (Дед Мороз в России, наверно, по армянски не понимает):

Я каждый день с тобой беседую тайком,
И каждый день у нас сраженье двух сердец
И каждый день я так страдаю - в горле ком,
Что думаю: вот-вот и мне придет конец.

Неправедный конец – от глупости пустой,
Искусственной, чужой, глупейшей из тревог,
От связи призрачной между тобой и мной.
О, сколько боли и наветов, знала бы ты,
Бесчеловечно льётся на мои мечты!

Конец неверный, неестественный, чужой.
И ты, что бархатной улыбкою одной
Воспламенить могла б тоску и серость дня
И даже ложью ласки силу влить в меня,
Ты мягко так и так естественно ушла,
Так задушевно, тихо, молча, без труда,
С такой небрежностью, тепло уйти смогла,
Что я могу от боли рухнуть навсегда.

И не тревожь себя, и не говори теперь,
Что ты искала все же потом пути назад.
А рухнувшего боль известна ли тебе?
Понятна ли  тебе утрата из утрат?
Подняться должен я, и, глядя сквозь туман,
Пускаться должен я в мне неизвестный путь.
Не прихоть будет в том, и не самообман,
И не обиженного срыв какой-нибудь.

Я ухожу. Что в том? И ты уйти должна.
Туманом бархатным иль грустным ветерком
Должна уйти совсем, небрежно и одна,
Однако все же иным,
Увы, иным путем.

(Перевод с армянского Вл. Соколова)

Интересно Дед Мороз поймет  о чем я?

Ведь нигде не написано, какой у Дедушки вкус,  какие предпочтения в прозе и поэзии? И как у него с юмором?

Впрочем, я сильно размечтался и отвлекся, хотя с годами я все больше убеждаюсь в том, что нельзя жить без мечты и  веры в красивую сказку…

31 12.13 года, Брянск