Часть третья. Практика. Проекты спасения

Владимир Лагутов
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ: ПРОЕКТЫ СПАСЕНИЯ ДОНСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

 «Рыбная Декларация» 2008 года - верните народу Дон с рыбой

  В XX веке в бассейне Дона по вине людей произошли катастрофические изменения. Из-за перегораживания Дона многочисленными плотинами проходные виды рыб, и в первую очередь осетровые, из Дона исчезли. Технические средства, которые должны были обеспечить пропуск проходных рыб через плотины, оказались не пригодны для решения задачи восстановления традиционных нерестовых путей осетровых.
  Сам Дон из реки превратился в цепь водохранилищ, наполненных сточными водами и устланных токсичным илом. В перспективе - полная утрата естественно воспроизводящихся стратегических пищевых ресурсов и, в дальнейшем, потеря самого бассейна Дона как благоприятной среды обитания людей.
  Создание каскада плотин и крупных водохранилищ позволило развить водоемкие и экологически вредные производства, однако сточные воды этих производств привели к резкому ухудшению экологической обстановки в Приазовье. Экосистема на протяжении Средней и Нижней зарегулированной частей Дона находится в стадии уничтожения. Требуется принятие безотлагательных чрезвычайных мер, которые бы помогли остаткам жизненных сил великой некогда реки воскресить её природные свойства.
  Опыт последних 20 лет показал, что власти не в состоянии привести хозяйственный механизм Донского бассейна в соответствие с конституционными гарантиями для населения на благоприятную среду обитания. Многочисленные Федеральные целевые программы в отношении Дона фактически провалились. Ведомства и организации, эксплуатирующие водные ресурсы Дона - от энергетиков до речников, - не способны обеспечить ни проход рыбы сквозь плотины, ни восстановить погубленные элементы экосистем реки.
Политика так называемого "научного лова" для целей искусственного воспроизводства осетровых обанкротилась и, по сути, стала очередным, после гидросооружений, инструментом экоцида рыбного поголовья реки. Более того, в результате хищнической сверхэксплуатации природных ресурсов Донского бассейна бывшая продуктивнейшая великая река мира превратилась в канализационный отстойник.
  К сожалению, государственная бюрократия не смогла понять уровня опасности, связанной с деградацией Донского, как и Волжского бассейнов. В ответ на обращение Зеленого сообщества России от 23 января 2008 года к властям страны по поводу сбережения российских рыбных богатств безответственные ведомства отделались пустыми отписками.
  В связи с тем, что политика прежних лет - политика фактического экоцида по отношению к рыбному богатству Великих рек России - не осуждена и не пересмотрена, Зеленое сообщество России потребовало продолжении кампании по восстановлению экологически нормального состояния бассейна рек и предлагает Президенту России и всем властям страны в срочном порядке провести следующие мероприятия:

1. В течение ближайших двух лет провести срочные гидротехнические мероприятия, необходимые для безусловного восстановления традиционных нерестовых путей осетровых и обеспечения беспрепятственного пропуска всей проходной рыбы сквозь плотины Кочетовского, Константиновского и Николаевского гидроузлов.

2. Параллельно провести срочные гидротехнические мероприятия, необходимые для обеспечения беспрепятственного пропуска всей проходной рыбы сквозь плотину Цимлянской ГЭС. В случае неспособности хозяев плотины ГЭС и иных ведомств и организаций обеспечить миграцию проходной рыбы предусмотреть в бюджете ассигнования для демонтаж плотины Цимлянской ГЭС и восстановления приемлемого для проходных рыб состояния экосистемы, а также ликвидации Цимлянского водохранилища в связи с его моральной и физической гибелью.

3. Запретить строительство Багаевского гидроузла в связи с его исключительной экологической опасностью

4. Запретить строительство и эксплуатацию любых водоемких производств в бассейне реки Дон и переброс межбассейновых стоков.

5. Обеспечить срочный перевод всех промышленных водопотребителей донской воды на замкнутый цикл производств с запретом любых сбросов неочищенных и условно-очищенных вод в Дон и ее притоки, включая термальные воды и ливневые стоки. Закрыть промышленные предприятия, продолжающие сброс неочищенных и условно-очищенных сточных вод в Дон и ее притоки.

6. Ввести мораторий на лов и продажу осетровых и других проходных видов рыб Дона до их полного восстановления. Запретить так называемые "научный лов" для искусственных воспроизводств и прекратить сами эти "воспроизводства", имея в виду срочное обеспечение безусловного пропуска проходных рыб через плотины.

7. Считать необходимым всю хозяйственную деятельность в бассейне Дона вести в предположении, что в течение ближайших десятилетий будет безусловно проведена ликвидация Цимлянского гидроузла как основная причина исчезновения из реки осетровых рыб.

8. При выполнении работ по ликвидации плотин и восстановлению русла Дона должны быть предусмотрены меры по реабилитации земель на территории бывшего водохранилища. Должны быть приняты меры по спасению краснокнижных видов и экосистем, сложившихся к настоящему времени в поймах ее притоков и по берегам водохранилища, для чего восстанавливать естественный гидрограф Дона за счет равномерного и ежегодного уменьшения отметки нормально подпертого уровня и срабатывания самого водохранилища до уровня мертвого объема, что и обеспечит планомерный режим возвращения к исходному состоянию гидрографа с заливкой поймы в естественные сроки и рекультивацию берегов водохранилища. Тихий Дон должен вернуться к людям чистой. Вместе с рыбой.

9. Организовать в пределах пойменных земель рек бассейна Дона в линии наибольшего разлива 1% водообеспеченности интерес местных сообществ и самоуправлений в восстановлении и сохранении естественных воспроизводств, что решается созданием экспериментальных самоуправляемых этно-природных территорий в указанных границах с правом населения на пользование естественными воспроизводствами природных ресурсов за их восстановление и охрану в соответствии с бассейновой концепцией устойчивого развития — Донской осетровый парк. В местах рекультивации отживших водохранилищ, за границу такой территории принимается форсированный уровень водохранилища плюс водоохранная зона в 1000 метров.

  Про сами технологии спуска и про интерес местного сообщества. Возражений же нет никаких против. Или жираф большой и пускай сам думает, а мы и своих не пожалеем. Но все что им в руки попадает ни на что не пригодно, а потому растянут лет на сто реабилитацию, когда ее можно провести организованно еще при жизни живущих и, главное, уходящих видов пойменного рая.
   Вроде как мы просим за рыбу, и она должна быть в приоритете автоматом, вот тут и нужна концептуальная база сохранения уникального биоиндикатора состояния экосистемы Дона.
   Кстати, в СФ очень волновались за реформу управления, а она у нас есть - бассейновая всего хозяйства, а за центром только координация между бассейнами и ограниченный перечень госслужб. Да и очередную глупость с восстановлением ваньки-встаньки - Минэкологии надо бы упредить, потребовав её бассейнового реформирования.


Предложения по спасению ФЦП «Рыба» на примере рыбохозяйственного комплекса Ростовской области на период до 2015 года

   Как стало известно в ходе реализации "национальных" проектов, в частности, по сельскому хозяйству, власти изображают внимание к проблеме тотального уничтожения стратегических рыбных запасов во внутренних водоемах страны, сделав соответствующие поручения Министерству сельского хозяйства и спустив эту инициативу до уровня регионов, в частности, поручив, почему-то, институту ВНИРО (Москва) готовить предложения по развитию рыбных ресурсов в Ростовской области на период до 2015 год в рамках дополнений к нацпроекту "Развитие АПК" в части "Аквакультуры".
  Прежде, чем ставить задачу такого уровня, требуется определиться, что мы имеем еще и почему потеряли все.

Во первых. Мы уже ничего не имеем в части естественного воспроизводства рыбных запасов на реках Азовского бассейна. Из довоенных ежегодных уловов в 300 тысяч тонн ценных видов рыб более 40 промысловых видов, ныне ежегодный улов составляет в лучшем случае пару тысяч тонн, а также почти все погубленные виды проходных и долгоживущих видов из-за нерациональной гидротехнической политики на Кубани и Дону, зарегулирование которых, в интересах судоходства в первую очередь, обернулись уничтожением всех миграционных путей рыб и плодородия пойм из-за отсутствия регулярных наводнений. Все построенные рыбопропускные сооружения на южных морях и реках неработоспособны и являются фактически дорогим оружием уничтожения осетровых и других ценных пород рыб.

Во вторых. Весь компенсационный механизм выращивания ценной проходной рыбы на рыбзаводах, так называемого искусственного воспроизводства, оказался грандиозным блефом: за полвека эксплуатации этих рыбзаводов и выпуска сотен миллионов мальков в моря, полученных из естественных осетровых, в реки не вернулся ни один осетр искусственник по причине отсутствия хоминга - навыка возврата домой. Развлечение за казенный счет в виде перетаскивания рыбзаводов с моря по Дону к последним нерестилищам под Цимлянской плотиной не имеет никакого научного обоснования и также обрекает на гибель последнюю популяцию осетровых Азова 1991 года рождения. Только она существует в Азовском море, так как за последних тридцать лет более не было нереста осетровых под Цимлой на последних естественных нерестилищах. Вместо рентабельного во всем мире чисто коммерческого осетроводства, у нас полвека монопольно во вред естественному культивируют только убыточное, так называемое «пастбищное», в морях, искусственное воспроизводство.

 Информация к размышлению. Неэффективность существующих рыбопропускных сооружений и рыбзаводов по искусственному воспроизводству осетровых была подтверждена рядом научных конференций и семинаров в последние годы, начиная от парламентских слушаний в комитете по экологии ГД РФ в 1995 году "Экологизация рыбохозяйственной политики Азовского бассейна" и кончая бассейновыми семинарами Азовским в Новочеркасске в 2002 году, и Уральским в Оренбурге 2007 году с участием ведущих мировых специалистов от ООН, в отличие от доморощенно-академическо-местечковых.
   Также следует отметить наличие у нас принципиально новой гидротехники, получившей специальное название - экологически чистой, способной обеспечить рыбе возможность ненасильственного и самостоятельного прохода через плотины - регуляторов переменной сквозности, лучше которой ничего не было создано ни в отечестве, ни в мире за последние четверть века.
Учитывая вышесказанное, переходим к конкретным предложениям:

1.Реорганизация водного управления на Дону с целью обеспечения регулярной заливки поймы Дона - это наименее затратная мера и наиболее эффективная для восстановления продуктивности пойм и рыбных запасов полупроходных видов.

2.Реконструкция всех низконапорных плотин на Дону на предмет замены недействующих рыбопропусных сооружений на новую рыбопропускную технику на базе регуляторов переменной сквозности и, в первую очередь, Кочетовского гидроузла. По нему уже четверть века анекдоты бродят, что сами рыбники не хотят строить рыбоходный канал вокруг плотины КГУ, так как построенные каналы для прохода рыбы вокруг выше расположенных Николаевского и Константиновского гидроузла не работают в принципе. Их потому и назвали нерестово-обводными, так как входить то рыба заходит, а выйти не может в верхний бьеф, оттого и нерестится в канале - вынужденно. Замена рыбопропускных шлюзов на указанных трех гидроузлах не требует их капитальной реконструкции и вполне вписывается в один сезон для каждого при цене в несколько млн евро для каждого. Данные работы уже были запланированы и профинансированы последней программой «Неотложных мер по оздоровление окружающей среды Ростовской области в 1993 году».

3.Вместе с тем, уже известная заведомо неэффективность рыбоходных каналов на Кочетовском (планируемая), Николаевском и Константиновском гидроузлах может быть снята за счет применения опять таки регуляторов переменной сквозности в голове каналов в качестве регулирующего подпор и пропуск рыбы устройства.

4.Реконструкции Цимлянского гидроузла, утратившего первоначальный смысл как энергетического и судоходного сооружения, потерявшего рыбопродуктивность и первоначально гарантированное качество вод. Проблема нерешаема в настоящее время без учета рыбного фактора. Если же мы ставим задачу восстановления и рыбопродуктивности Дона и Азова, то требуется не только рекультивация водохранилища и частично дна его в соответствии с решениями комиссии по экологии Ростовской области начала 1990х годов, но и обеспечение:
- прохода рыбы через саму плотину гидроузла, так как рыбопольемник неработоспособен на пропуск рыбы за счет применения насильственной технологии перемещения рыбы и явления вынужденного ската ее обратно,
- пропуск рыбы специальными рыбопропускными каналами через непроточную часть водохранилища в наплавном варианте или в земляном русле по берегу,
- закрытием устьевой части Таганрогского залива водопроницаемой и непроходной для крупной рыбы плотиной регулируемой проточности на основе наших разработок в гибком варианте.
   Реализация последнего проекта делает оправданным крупные капиталовложения в реорганизацию рыбного хозяйства на Дону, так как контролирует все стадо осетровых в российской зоне моря и снимает проблему спихивания ответственности за гибель осетровых на соседей.

5.Крайне необходимой мерой является создание счетной техники точного учета всех мигрантов, идущих на нерест, и скатывающихся вниз к морю для исключения так называемого служебного браконьерства на гидроузлах, на рыбопропускных шлюзах, откуда редкая рыба доходит до нерестилищ. Такая техника разработана нашей группой еще в 1980х годах и способна вести точный неконтактный учет каждой, поштурно, рыбы проходящей через гидроузел. Ранее счетным устройством считалась ихтиологическая площадка рыбопропускного шлюза, эффективность которой была точно описана в журнале «Крокодил» - после прохода рыбопропусных шлюзов остается немного рыбьей чешуи, по существу, братская могила для рыбы

6.Последней мерой является организация Донской этно-природной территории для коренного населения с восстановлением традиционного природопользования на основе бассейновой концепции устойчивого развития в пределах всего пути миграции осетровых из Таганрогского залива до Цимлянска и поймы в пределах линии затопления 1% водообеспеченности, как уже было принято решением Малого Совета народных депутатов Ростовской области до последнего переворота 1993 года.

  Выполнение вышеприведенных предлагаемых нами мер и разработанных проектов позволяет не только восстановить рыбные промыслы Азово-Донского бассейна для пропитания населения, но и восстановить в качестве примера для ООН экосистему уже погубленной во многом великой реки. Это есть не только национальная программа действий в части реанимации Аквакультуры в системе АПК, но и решение накатывающейся проблемы межнациональных отношений, так как позволяет пристроить к общественно полезному делу казачий народ со своими всем понятными и нужными традициями спасения природы, пока никому не нужной…
   В противном случае, судьба «Программы АПК» в первоначальном замысле закончится точно так же как и все программы МРХ СССР и РФ под реальным названием «РЫБА … (пятилетки)», распиливанием средств бюджета на рыбзаводы и искусственное воспроизводство яловых монстров в осетровой шкуре, в лучшем случае. Все ранее заявленные рыбные государственные программы умерли тихой смертью, пережив своих создателей. А если бы посмотрели и посчитали Счетной палаткой во сколько этот блуд обошелся, то непременно бы число олигархов резко уменьшилось. А наше Отечество имело бы эффективную экологически чистую рыбопропускную и счетную технику для реконструкции зарегулированных экосистем и восстановления рыбных запасов.