Афганские дневники офицера. Минское СВУ

Анатолий Колисниченко
    ....

      «Кадет» в переводе с французского языка означает младший, но пока ещё не офицер. Во всех государствах выпускники кадетских корпусов считались элитой армии и продолжателями родовых традиций дворянства.

     Русские кадетские корпуса имеют трёхвековую историю.  27 января 1701 года   Петром I  подписан Указ о создании московской школы математических и навигационных наук – прообраз кадетского корпуса.

    Спустя тридцать лет 29 июня 1731 года императрицей Анной Иоанновной подписала Указ о создании Шляхетского кадетского корпуса в Москве.  Классы, которого открылись 17 февраля 1732 года.

 Фельдмаршалы Кутузов и Румянцев, флотоводцы Нахимов и Ушаков, Беллинсгаузен, Крузенштерн, писатели Тютчев и Сумароков, Радищев и Достоевский, Куприн и Даль, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин и Рахманинов, актёр и режиссер Захава,  художник Верещагин, врач Сеченов и основатель русского театра Волков, в разное время пребывали кадетами.
 
 «Кадетские корпуса» гордятся своими выпускниками, такими как Карбышев Дмитрий Михайлович (1880 г – 1945 г) - в 1898 году выпускник Сибирского кадетского корпуса. Кондратенко Роман Исидорович (1857-1904гг) - Полоцкого кадетского корпуса – герой Порт-Артура. В 1841 г. Московский кадетский корпус окончил Можайский Александр Фёдорович (1825-1890гг) - создатель первого самолёта. Мосин Сергей Иванович (1849-1902гг) выпускник Воронежского кадетского корпуса - создатель многозарядной винтовки. Нестеров Пётр Николаевич (1887-1914гг) - Нижегородский кадетский корпуса, погиб в 1914 году, при таране австрийского самолёта и многие другие выпускники кадетских корпусов.

 
    До 1917 года в России было 29 кадетских корпусов. В 1920 году с армией Врангеля они попали на чужбину, сохраняя и там традиции своего воспитания и образования.

   Во время Великой Отечественной войны в 1943 году в СССР возрождаются прообразы кадетских корпусов – суворовские и нахимовские училища.


     В 1968 году было восемь суворовских и нахимовское училище. Одно их них находилось в городе Минске, здесь и учился наш герой.

    Минск – столица Белоруссии, один из прекраснейших городов пост советского пространства. Город боевых, трудовых и культурных традиций народов населявших шестую часть земного шара. Менялись названия улиц, но память прошлого сохранилась. Круглая площадь, театр оперы и балета, а рядом здание суворовского училища. История создания этого шедевра  архитектурного зодчества уходит в 1840 год. Здесь размещалась православная духовная семинария.
    В 1921 году пехотные курсы младших командиров РККА.


   В годы Великой Отечественной войны Минск был полностью разрушен. В послевоенные годы город быстрыми темпами восстанавливался, и пострадавшее здание пехотных курсов в 1951 году вновь реставрировано, и увеличилось на два этажа.
   1 сентября 1953 года прозвенел первый звонок, и классы заполнили  суворовцы  белорусской столицы - дети погибших воинов РККА и партизан Отечественной войны, а также сироты, родители которых погибли в оккупации.
Днём создания училища считается 6 ноября 1953 года. В этот день  на площади Парижской Коммуны  суворовскому училищу вручили Красное знамя.


     Первым начальником Минского СВУ был Герой Советского Союза Дмитрий Кузьмич Мальков.
  На разных этапах деятельности училищем руководили ещё два Герои Советского Союза  Пётр Родионович Саенко и Фёдор Андреевич Рудской.

      Комплексный подход в обучении и воспитании будущих  офицеров существовал и в период деятельность Петра Родионовича Саенко.  В период его руководства сочетание военной требовательности и заботы о детях было главным. В училище трудились отличники народного образования и заслуженные учителя республики, такие как  Фарбер, С. Володин, И. Солдатенко,  И. Мурзов, А.П. Бузаева, Н.А. Гришанович, Л.Г. Филипченко. Н. Киш, П.Я. Погребной, И.И Дзюба, В. В. Николаев, Н.И.Чернявская, В.А. Горон. М.А. Черкас. Н. В. Квасюк. 

  Искушённость преподавателей и жизнь в военном коллективе с определёнными традициями и обычаями накладывала свой отпечаток на формирование военной жилки, и вырабатывало систему определённых ценностей. Менялось количество лет обучения и программы, но учебный 2000 часовой план оставался неизменным.   

      Если при императоре Александре I делался акцент на милитаризацию кадетских корпусов, то при Николае I на регламент изменения их жизни, социально-культурного воспитания. Вырабатывались взаимодействия между преподавателями и кадетами.   В последующие годы эти вопросы решались комплексно.

     Генерал Рудской придерживался требований императора Александра I и, сменив  Саенко,  стремился сломать старые традиции и навязывал муштру и покорное выполнение приказов командиров и начальников.  Однако условия жизни в военных коллективах преподносили свои традиции и обычаи, как позитивные, так и негативные. Такие как братство, товарищество, взаимопомощь, верность данному слову. С появлением нового начальника появился культ грубости, негативное отношение к начальству, показное молодечество «цука» - аналог дедовщины.

  Жизнь в коллективах разделилась на две половины: период нормальной кадетской жизни и солдафоновской муштры. 

  А Петр Родионович сменил генеральский китель на гражданский пиджак и работал директором парка культуры и отдыха. На первых порах мы переменили даже свои маршруты увольнительных, чтобы встречаться с этим прекрасным педагогом, но никогда ему не жаловались на свою судьбу и нового начальника.

   Лёньке было что сравнивать, но сначала о его поступлении при Петре Родионовиче Саенко. Проходной балл в период поступления в то время равнялся 20, он набрал 21.
 Нет смысла муссировать сдачу каждого экзамена и количества баллов при поступлении, не мудрствуя лукаво, напомню. Две математики (устно и письменно), два русских (устно и письменно) и иностранный язык.
 
   Наш герой обучался в белорусской сельской школе, где русский язык преподавали два раза в неделю, один урок литературы, второй русского языка.  После такой подготовки диктант Лёнька написал на «кол». В числе таких же «приколистов» его пригласили на собеседование к начальнику училища. Беседа проходила в задушевной обстановке, но Пётр Родионович в конце беседы сообщили, что зачисляет его условно, до конца второй четверти.  «Главное поступил, я всем докажу, что русский язык для меня станет родным. Каждый свой шаг я буду обдумывать на русском языке» - записал он в своём дневнике. 

    …..

     5 рота размещалась на четвёртом этаже в левом крыле училища.  У входа тумбочка дневального, на ней телефон, а над дверью часы.  На стене доска документации, где можно подсмотреть распорядок дня  и все команды.

    По правой стороне каптёрка – «остров сокровищ», который охраняет «скупой рыцарь»  старшина сверхсрочной службы Брянцев М.Я.

   Рядом кабинет командира роты подполковника Друшляка В.Ф.  Наш командир – образец для подражания. Если заходят к нему в кабинет, он никогда не разговаривал с подчинёнными сидя, если ты стоишь. Предлагал сесть, если разговор о чём-то нехорошем, или вставал, когда хотел быстро тебя отправить. Всегда чисто выбрит, аккуратно подстрижен. Среднего роста,  а обувь сорок пятого  размера, сапоги  до блеска начищены. «Умом ты можешь не блеснуть, но сапогом блеснуть обязан». Портупея затянута, форма наутюжена.

   В его кабинете  лучше не задерживаться, а ещё лучше туда не попадать. Он знает всё о каждом и всегда смотрит кадету в глаза и тихо говорит: «Суворовец, как ты мог такое допустить? Тебе не стыдно?» Начинаешь вспоминать прошедшее увольнение или полученную тройку. Вроде за тобой ничего криминального не числится. А он смотрит и ждёт, что ты сам начнёшь говорить. И ты понимаешь, что старшина опять нажаловался, что ты перед увольнением перешивал  брюки и натягивал их на «торпеду», чтобы они стали расклешенными. В таких случаях в кабинете лучше молчать. Выговорится наш сапог, пожурит и отравит учить уроки.

   Напротив кабинета ротного - учительская. Там всегда шумно, но  по-деловому прилично. Мы на преподавателей никогда не обижались, даже когда получали кол, через два дня пересдашь на пятёрку, он становится четвёркой.

    Контрольная работа – жребий. Получишь проклятую тройку и две недели без увольнения в город можно выйти только в оперу или на балет и то в числе тебе подобных. 

    Далее по коридору учебные классы: первый и второй взвода по левой стороне, третий и четвёртый по правой.
 
   Наши окна выходили в будущее – оперный театр, парк Марата Казея, цирк, новые дома, а первый и второй взвода смотрели  в прошлое. Река Свислач, деревянный мост, который каждый год выпускники стремились разломать, деревянный послевоенный город с чёрными от старости брёвнами домов и деревянными заборами.

    За стенкой классной комнаты второго взвода умывальник, сушилка, туалет. В сушилке по ночам мы учились играть на гитаре и пели песни Высоцкого. Старшина нас часто ловил и заставлял убирать туалет.

    С нашей стороны по коридору  ленинская комната. Здесь мы смотрели телепередачи и проводили разного рода собрания и встречи с  заслуженными деятелями «современности».
 
    В конце коридора спальные помещения первого и второго взводов, стена, новый коридор и спальни третьего и четвёртого взводов.  Окна спальных помещений смотрели на спортивный городок. В помещении только кровати, стулья и тумбочки, покрытые белыми салфетками, на полу  прикроватные коврики и тапочки.  Условия, как и триста лет назад, но мы на этом не  заморачивались. Койка на первых порах была любимым местом отдыха. Заправляли её с особой скрупулезностью и заботой.


     ….