Возвращение

Наталья Шалапанова
После рождения ребенка мне пришлось рано выйти на работу. Дочери исполнилось всего девять месяцев. И спасибо огромное моей маме, что она согласилась уйти со своей работы на пенсию, чтобы сидеть с внучкой. Муж… Бывший муж. Когда Ксюшке исполнилось восемь месяцев, он решил, что его вечная любовь ко мне вовсе не вечная, а ответственность за семью и ребенка он тянуть не в состоянии, так как ощутил тяготение к легкости жизненного бытия, вкусил эту самую легкость с феей с ресепшн его фирмы. Так и вкушает…

Я держалась в то время за счет дочки, мамы и работы. Работа часто спасает в самых трудных жизненных обстоятельствах. Особенно моя. Я работала в отделе «Встреч» передачи «Найди меня». Вот представьте, кто-то кого-то ищет. Он находится. Или возможно находится. Потому что нельзя на все сто процентов утверждать, что это именно тот, кого искали. Я еду к этому человеку и общаюсь с ним. Воспоминания или обрывки воспоминаний, старые фото, старые записи, дневники. Потом связываюсь с тем человеком, который ищет, и еще раз всё проверяю досконально. Когда всё совпадает, когда весь пазл складывается, когда не остается ни одного сомнения, люди встречаются.

Я, окончившая психологический факультет МГУ, очень профессиональна – после встреч людей, которых по сути я соединила, я ничего не чувствовала, не лила слез, не брала кратковременный отпуск. Я принималась за новый случай. Мой мир – моя дочь и мама. И работа, которая кормит. Муж… Бывший муж. Он кормит фей.
Однажды, просматривая электронную почту, я наткнулась на интересное письмо. Мужчина писал, что руководит отрядом поисковиков-студентов исторического факультета. Ребята увлекаются историей Великой Отечественной войны. Они производили раскопки и наткнулись на могилу неизвестного солдата. Именного жетона не нашли. Автор письма просил по фото черепа смоделировать внешность солдата и помочь в поисках его родных. К письму были прикреплены фотографии черепа и его замеры.

Я с усердием взялась за это дело. Знакомый криминалист, загрузив фотографии черепа в свой компьютер, применив какую-то сумасшедшую программу, через два дня выдал мне распечатанное цветное фото. Прическу и цвет волос программа подобрала по времени 40-х годов 20 века. Появилась одна интересная деталь во внешности: отсутствие клыков на верхней челюсти, хотя в зубном верхнем ряду промежутков не было. Год смерти приблизительно 1944. Возраст 24-26 лет. Естественно тоже приблизительно. Но самое удивительное было то, что с фотографии на меня смотрела миловидная женщина…

Я немедленно разместила фотографию женщины на сайте передачи «Найди меня». Всю историю появления удивительной фотографии озвучили в прямом эфире передачи.
Я начала ждать отклика. День за днем просматривала запросы по поиску молодой женщины, пропавшей в 1944 году.
Через неделю раздался телефонный звонок: «Господи, вы нашли ее!» Плач. Гудки.
Набираю входящий номер. Отвечает мужчина. Я представляюсь. Кратко объясняю ситуацию. Прошу разрешения приехать к нему. Мужчина называет адрес.

***
Всю жизнь Петр Афанасьевич любил только одну женщину Марию Ивановну, с которой познакомился подростком в детском доме. Маруся покорила Петра рыжими волосами и беззаботной улыбкой, своим характером. Огонь, а не девка. А Маруся была очарована рассудительностью и спокойствием Петра.
После школы оба обучались в училище. Мария - в педагогическом. Петр – в медицинском. Потом Мария поступила в педагогический институт, а Петр – в медицинский. Поженились, как только узнали, что прошли. Ух, и свадьба веселая была в столовой детского дома! Учились и строили планы жизненные, близкие и далекие.

Не суждено было… Война началась.

Петра, только закончившего мединститут, направили в медсанбат. Сначала он был помощником военно-полевого хирурга, затем сам оперировал. Так всю войну и прошел. Сколько ног, рук ампутировал, сколько жизней спас, а сколько не смог спасти… счет не вел.

Маруся осталась в Москве. Потом письмо от нее пришло, что она поступила на курсы радисток. Последнее письмо Петр получил в конце 1943 года о том, что она уходит на фронт, защищать Родину от фашистов, и пусть Петенька не волнуется, все будет хо-ро-шо. Так и было в письме написано «хо-ро-шо». Пламенно люблю, нежно целую.

Война закончилась. Петр вернулся в Москву. Работал хирургом в госпитале. Месяца три ждал, что Маруся вот-вот приедет… Потом начал искать. Куда только не писал. В ответ приходили сухие отписки: «Информацией о Марии Ивановне Рощиной не располагаем».

Женщин к себе не подпускал. Делал операции, вел прием больных, читал лекции в университете. И ждал. Ждал Марусю.

Сейчас Петр Афанасьевич одинок. Живет в доме Ветеранов, так проще, тяжело уже ухаживать за собой, а близких никого нет… Теперь уже нет точно…

Когда в эфир вышла первая передача «Найди меня» Петр Афанасьевич сразу отправил письмо с черно-белой фотографией Марии. Передачи смотрел, когда здоровье позволяло. И вот в последней передаче Марусеньку показали, вернее фото ее. Правда с другой прической, но самая верная примета – отсутствие клыков в верхнем ряду зубов – совпала. В детстве у Марии не правильно стали расти клыки. Передние зубы были слишком крупные и заняли все место, и клыкам пришлось расти над передними зубами. Их просто удалили.

***
Я слушала рассказ Петра Афанасьевича Рощина, перебирала старые довоенные фотографии. Несомненно, неизвестным солдатом была Мария Афанасьевна Рощина. Поиск завершился удачей.

Торжественное открытие могилы состоялось 9 мая. Приехали ребята из поискового отряда во главе со своим руководителем. Пришли бывшие студенты Петра Афанасьевича. Было много цветов.

Когда все торжественные речи были произнесены, возложены венки и цветы, Петр Афанасьевич подошел к памятнику, склонился над надписью «Вечная память героям, павшим в боях за нашу Родину. Мария Афанасьевна Рощина. 01 марта 1918 год – 1944 год». Провел рукой по фотографии молодой Маруси. Достал белый мелок из кармана пиджака, перечеркнул слово «память» и сверху написал «любовь».
Плакали все. И я. Странно. Я не плакала уже три года, с того самого времени, как бывший муж предал меня и свою дочь…

***
Прошел год. Я ушла с работы. Иногда навещаю Петра Афанасьевича. Мы вместе навещаем Марусю. И еще один человек всегда с нами. Мой муж. Тот самый руководитель поискового отряда…

И знаете, я теперь верю в вечную любовь. Банально, правда?

(все совпадения носят случайный характер)