Ленин на весах счастья

Виктор Ахинько
В Киеве недавно разрушили его памятник. Те, кто это сделал, назвали Ленина «палачом». И это всё, что мы о нем знаем в 21 веке?
                1
До сих пор остаётся почти не замеченной одна важнейшая особенность вождя.  Если бы самому Ленину сказали о ней, он бы, наверное, саркастически расхохотался. Между тем, что значит «уничтожение частной собственности»? В годы советской власти под этим разумели захват имущества помещиков и капиталистов и передачу его народу. Просто и наглядно.

На самом же деле то уничтожение означало нечто грандиозное: устранение от мирской и глубоко скрытой духовной власти «третьего сословия», прежде всего воротил крупного бизнеса, банкиров и биржевых спекулянтов. Тех, кто в Новое, Суетное время, опасно нарушив вековечный закон иерархии, занял почетное место жрецов и аристократов. Хотел ли того Ленин, сознавал ли он это?

Пожалуй, да. Но о таких тайных помыслах никто и никогда не распространяется.  Партия большевиков (ану, прочтите ещё раз это, ох, не простое в русском языке слово!), как  говорил Ульянов на современный лад – «авангард рабочего класса», фактически же кучка вождей и должна была стать невиданными жрецами нового общественного строя.

Так оно и случилось в 1917 году. Вот почему большевики тайно и поспешно расстреляли главного жреца Российской империи – царя и всю его семью. Неспроста в СССР возвели мавзолей, носили по улицам портреты-иконы и яростно уничтожали христианские храмы и священников. Как и зачем вместо креста заявилась на Кремле, на солдатских пилотках масонская красная звезда – остаётся загадкой до сих пор.
 
Вот почему Ленина и его коммунизм даже сегодня так ненавидят финансовые воротилы и их либеральные «соловьи». Тут не свара атеистов с верующими, отнюдь не только элементарный классовый, имущественный спор. Нет. Шла и идёт беспощадная схватка за весь мирской и духовный трон! О чём речь?
                2
Роль жреца в Индии, Египте, Иудее, Персии, у римлян и ацтеков, волхвов у нас определялась служением своему народу, бескорыстием и глубокими познаниями. Вспомните пушкинское: «Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен». Это была верховная каста. После уничтожения в Европе волхвов и друидов их место заняли кардиналы и митрополиты. Вторыми на лестнице власти извечно стояли военные. И лишь на третьей ступеньке ютились земельные вельможи и купцы – так называемое «третье сословие».

Эту вековечную иерархию потрясли Английская и Французская революции, когда королям отрубили головы и большими деньгами – скопищем энергии –  стали распоряжаться банкиры, землевладельцы и промышленники. Так алчное, по сути атеистическое третье сословие всплыло на вершину власти, потеснив жрецов-церковников и аристократов.
 
То был цивилизационный сдвиг. В Европе родились безблагодатная наука, суетные идеи прямолинейного прогресса и опасно-гордого возвеличения человека - гуманизм. Бога задвинули в пыльные церковные алтари. А чтобы всё-таки сдерживать хищные аппетиты новоиспечённой касты, которая тайно поклонялась лишь силе денег, были созданы закрытые масонские ложи. Рядом с ними, как открытый  противовес, зародились социализм и коммунизм.

В Российской империи этот процесс затянулся до начала ХХ века. Еще не заматеревшая буржуазия вцепилась в глотку издыхающей царской, аристократической власти. Пока они душили друг друга, изнемогая в Первой мировой войне, явился Ленин со своим «боевым отрядом» и стал претендовать на пустующее кресло безбожного верховного жреца.

Понимал ли он, в какую бездну рулит? Приход к власти третьего сословия, обожествление силы денег значительно понизили общественные нравы. У элиты почти исчезли понятия чести и совести. Что же будет, если у руля истории станут нищие, пролетарии? Пусть даже их диктаторский «авангард»? Иерархия ценностей – Бог или частная собственность, всемогущие деньги – захватывает душу и сердце поклонников. Сможет ли  коммунизм стать таким же притягательным магнитом, Светочем?

 Его замысел предполагал, что пролетариат, рабочий класс – это другая, лучшая порода людей, не зараженных властолюбием, алчностью, роскошью, иными пороками буржуазии. Как мог так наивно думать Маркс, лично истративший сотни тысяч чужих талеров и фунтов стерлингов? А если пролетарии завтра станут вождями, начальниками, получат доступ к власти и богатству – они что, устроят перед соблазнами? А жажда веры в Бога и мощные национальные чувства разве не присущи рабочим?

Эти вроде бы невинные, книжные соображения, увы, будут опровергнуты жуткой практикой репрессий в СССР, Китае, других странах, где искореняли уже пороки трудящихся! Подобного толкования социальных «кровавых бань» я тоже никогда не встречал.
                3
 Дитя Суетного времени (верил в науку, прогресс и какого-то нового человека по имени «пролетарий»), Ленин не ломал голову над такими трагическими вопросами. Еврей по матери, калмык и русский по отцу, Ульянов в 1920 году, в личной анкете делегата IX съезда партии, в графе национальность написал «великоросс», хотя страстно высмеивал «великороссийский шовинизм». Такой национальности никогда вообще не было. Стеснялся назвать себя русским? Какому же народу служил?
 
А судите сами: «Россия – это только этап, через который мы проходим к мировой революции, - писал Ленин. -  Так называемая великая нация – великая как держиморда. Может ли великорусский марксист принять лозунг национальной, великорусской культуры? Нет!» Тогда ради чего же заваривалась каша?

Это же ключевой вопрос. Какой ты жрец, если не ведаешь глубин бытия? Революция затевалась ради власти рабочих, пролетариев? Цель явно пропагандистская, а не реальная. Власть во все века опирается на золото (деньги) и военную мощь. Ни того, ни другого рабочие, тем более пролетарии никогда не имели и не будут иметь. Где они в дореволюционном ленинском Центральном Комитете? Да. Был там один рабочий. В молодости - металлист, затем член государственной Думы  Малиновский, которого очень ценил Владимир Ильич. А потом оказалось, что это давний и хорошо оплачиваемый полицейский провокатор! Его судили и расстреляли в 1918 году.

Справедливости ради отмечу, что в конце своей жизни Ленин в «Письме к съезду» настойчиво предлагал избрать в ЦК «несколько десятков рабочих, которые могут лучше, чем кто бы то ни было другой, заняться проверкой, улучшением и пересозданием нашего аппарата». Это было, несомненно, искреннее желание романтика революции. Подобные надежды воодушевляли когда-то Кромвеля и Робеспьера, Сун Ят Сена и Махатму Ганди. Но тем, кто рвался к власти и роскоши, к реальным чинам – зачем рабочие? Что за блажь?

Если бы Ленин пожил дольше и настаивал на своей правоте (а он, принципиальный, безуслоно, настаивал бы), то скорее всего загремел бы за Троцким. А там, глядишь, и на лысую голову Ильича опустился бы какой-нибудь ледоруб. Это не мои домыслы. Такую трагическую особенность всех революций обнаружил еще Энгельс: «Как только победа была достигнута, радикалы сходили со сцены… Начинали кричать об измене или объясняли своё поражение случайностью». А что же происходило у нас?

 Простите мою настойчивость, но я вопрошаю. Жили себе люди на одной шестой части земной суши, чтили свою историю, святые традиции, трудовые заветы предков. И вдруг является из-за границы радикал Ленин со своими ребятами и командует: «Всё у вас, товарищи, – дрянь и подлежит перековке!» «Зачем?» - переполошились мужики с бабами, а также профессора с инженерами. Им в ответ: «Фабрики – рабочим! Земля – крестьянам! Власть – Советам!»

«Это хо-ро-шо!» - простодушно решили трудяги. Но Ленин не сказал им главного: «А сидит в вас, граждане, своевольный, зловредный собственник, националист и верующий, своё мнение имеющий. Мы эту дурь выдернем. Станете брыкаться – вырвем её с потрохами. СССР, коллектив единомышленников – вот наша цель и сила для завоевания мировой власти!»

И наивная российская стихия с упованием проглотила лозунги – эту знакомую ещё с царских времён, позолоченную пилюлю: мир – велик человек, мир всех старше, а в нём урядник есть. Теперь мне понятна подспудная пружина репрессий, массовое одобрение их и явление «верного ленинца»-жреца Сталина. Никаким трудящимся те суровые, властолюбивые краснобаи не служили. Наоборот, им все подчинялись. А кто не желал, затискивался в дело с грифом «Совершенно секретно. Хранить вечно».

Сегодня, увы, идёт обратный процесс: из растерянного, служивого „совка” и его детей беспощадно выдавливают остатки коллективиста и выковывают потребителя, жаждущего рекламных благ. Лозунги уже не в моде. Просто по телеку показывают красивую жизнь. Вот она, бери, хватай, если дотянешься! Одна суетная, настырная идеология сменила другую.  Жреческая тайная «перековка масс» продолжается.

Но мы отвлеклись от Ленина. Обладал ли он глубокими познаниями, обязательными для жреца? Умел лечить людей, разбирался ли в астрономии? Ну, хотя бы в главном своём деле – строительстве нового государства – имел опыт? Судите сами: бывший помощник присяжного поверенного и публицист. А надо возводить не избу даже – государство! Тем не менее помощник адвоката, проживший всю молодость то в тюрьме, то за границей, без тени сомнения берётся создавать армию, банки, науку, промышленность… Невероятно! Откуда такая, почти дьявольская самоуверенность?
                4
Думаю, от природы. Время от времени среди народов являются исключительные личности типа Кромвеля в Англии, Хмельницкого в Украине (Кромвель, кстати, присылал ему письмо-поздравление с победой над польским королём), Робеспьера во Франции, Ганди в Индии, Мао в Китае. Всем им свойственна определённая доля авантюризма. Ленин из них.
 
Он, по словам хорошо его знавшего Потресова, «излучал прямо гипнотическое воздействие на людей, я бы сказал, господство над ними. Только за Лениным беспрекословно шли как за единственным бесспорным вождём, ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающей фанатическую веру в движение, в дело с неменьшей верой в себя».

Важно, что это писал, как и многие другие, не соратник вождя, а его противник. Здесь возникает трудный вопрос: для чего властолюбивому от природы, теоретику Ленину понадобился вероучитель Маркс? Ведь волей-неволей приходилось крутиться в его тени. Да. Но зачем выдумывать новый идейный велосипед и долго учить других кататься на нем, если уже есть готовый «Манифест» и «Капитал»? Ульянов был прежде всего человеком дела. Не зря его первая целевая книга так и называлась – «Что делать?»

Удивительное совпадение! Именно в те годы (1905, 1917), когда Ленин искал применение своим силам, произошли вспышки Солнечной активности. «По мощности своих движений, - писал Чижевский, - людская масса представляется тогда столь же стихийной силой, как стихии Земли – воздух, вода и огонь, не знающие пощады».

В те судьбоносные годы Ленину-вождю нужны были не идеи, как таковые. Из Марксовых потулатов он использовал лишь «диктатуру пролетариата», «освобождение труда от власти капитала» да крепко обжёгся о мировую революцию. Ульянову требовалась и не парламентская болтливая партия, а боевой отряд. Для захвата власти. Этого он и достиг в 1917 году.

Однако какую же тропу торить дальше? Одно дело – писать статейки в газеты, и совсем другое – руководить страной. Полицию разогнали. Была надежда, что свободные граждане, особенно рабочие, сами будут наводить порядок на улицах. Ага, держи карман шире: воровство всюду и разбой. Народный комиссар внутренних дел Рыков по телеграфу организует рабочую милицию и, поссорившись с Лениным, уходит с поста. Кем заменить? Кому отдавать пустующие квартиры буржуев? На местах нет советской власти. Ленин поручает все эти дела… НКВД!

Сколько же дров наломал тот неопытный «гипнотизёр»! Военный коммунизм даже не хочется вспоминать. Славянское ухо впервые слышало это чужое слово. В страхе мужики соображали: «Если такой коммунизм, то что же такое разбой!» И никакие оправдания тут не уместны. Вождь это сам нехотя признавал.

В  1920 году, когда разбили Колчака с Деникиным, во весь рост встал страшный вопрос: как заставить людей старательно трудиться? Чем заменить манок человеков – частную собственность? Ведь по большому счёту ради этого и затевалась революция. (Заметим в скобках, что ответ не был найден до самого развала СССР. Он и сегодня актуален во всем мире из-за грозящей экологической гибели. Частный бизнес, увы, слеп и не видит этого. Верный ответ, похоже, нащупывают лишь в Китае).
 
А в России искали простые пути. Авантюрист Троцкий предложил развёрнутый план создания трудовых армий. Эту идейку вынашивали еще Маркс с Энгельсом. На заводе, в поле каждый работает под присмотром. А откажется – дезертир. Расстрел! И что же? Владимир Ильич, ещё недавно помышлявший об отмирании государства, полностью одобрил этот жуткий проект. Его похерили  только из-за  восстаний в Кронштадте, Украине, черноземной России.

Война с поляками шла вроде бы успешно, и Ленин вспомнил о такой желанной  мировой революции. Рабочие Варшавы, конечно, скоро восстанут, как и предсказывал Маркс. Их поддержат товарищи в Берлине, Риме, Париже! Но, увы и ах, национальные чувства оказались сильнее классовых. Вождь был в шоке: поляки (в основном рабочие, вооруженные Францией и США,) гнали, рубили Красную армию почти до Львова. В плен попали и там почти все погибли десятки тысяч российских солдат. По Рижскому позорному договору Западные Украина и Белоруссия были отданы Польше и освобождены только в 1939 году!

Да, много дров успел наломать наш энергичный жрец. Но ведь при нём и последнего супостата – барона Врангеля победили. Новую экономическую политику (НЭП) ввели. Ожили заводы, магазины, и хлеб потёк в сельские закрома. Казалось – конец диктатуре. Зачем она теперь-то? Ага. Вырастить жреческое сословие трудно. А потом попробуй сковырнуть его или заменить!
 
Ленин об этом, конечно, и не заикался. Наоборот, много размышлял о преемнике и не находил его. Природа в этом деле очень скупая. Из названных мною известных исторических личностей лишь у Робеспьера нашелся достойный продолжатель – Наполеон. Российская стихия после Ульянова такой яркой, пассионарной фигуры не родила.
                5
Кто-то скажет: «Ну, и слава богу!» А мне чудится, что не все же поводыри плохие. Да по большому счёту только выдающиеся личности и двигают историю, если их народ к этому готов и узнаёт апостола. Вот, кстати, как выглядел Ульянов.

«Я увидел крепко сложенного человека, небольшого роста, лысого, с редкой тёмно-рыжей бородкой и такими же усами, - писал современник о Ленине. -  Глаза были тёмные, маленькие, чуть раскосые, но в них остро светился ум».
Таков был жрец революции, порождённый российской стихией.
 Не думаю, что Маркс как мессия очень обрадовался бы, встретив своего апостола где-нибудь в Лондоне. Карл всегда недолюбливал царскую Россию и русских. Вот лишь некоторые выражения, взятые из собрания сочинений Маркса и Энгельса: «Славянская грязь. Варварская раса. Панславянская сволочь. Борьба беспощадная не на жизнь, а на смерть со славянством! Мы знаем, где сконцентрированы враги революции: в России…»

Какая  насмешка истории над пророками!
                6
Поставим вопрос ребром. Почему не то что коммунизм не получился (Ленин ждал его прихода через 15-20 лет), а даже и реальный социализм не состоялся в СССР? Мой ответ: из-за наивной, упрощённой оценки человека, его истинной природы, психологии, заветных желаний. Почему так произошло?

В 19 веке в Европе было сделано удивительное открытие: простой народ – мудр! Он не заражён тщеславием, властолюбием и жадностью богатых людей. Во многих странах собираются, издаются действительно замысловатые и остроумные пословицы, поговорки. Организуются коммуны, союзы, ассоциации. Писатели, философы убеждены: народ сам знает, как правильно и счастливо устроить жизнь. Особенно мудры пролетарии!

Сегодня трудно даже представить, насколько магической, могучей была такая вера и в ХХ веке. Именно на этом грохочущем цунами взлетели Маркс и Энгельс,  Ленин и Сталин, Гитлер и Мао… У них было много демагогии, но и наивная, азартная  вера в мудрость народа – тоже была.

Вот что писал по этому поводу многоопытный Владимир Короленко: «Жизнь кидала меня таким прихотливым образом, что мне пришлось видеть и главное – почувствовать все слои русского народа… И я знал, что этой таинственной готовой мудрости нельзя найти ни в одном классе».
 
Да, в первые же годы военного коммунизма оказалось, что начальник-пролетарий тоже тщеславен, часто жесток почище буржуя и не прочь прибарахлиться. Кроме того, ему ближе своя личная власть - советов, чем уздечка вождей, что и высветлило восстание в Кронштадте. Ленин возмутился: «Нужно крепко проучить эту публику!» Проучил. Но не внял, не прозрел.

Вождь продолжал верить и в то, что можно коренным образом перевоспитать людей: «Учиться и учиться коммунизму!» Бездетный теоретик Ленин и мысли не допускал, что человек по природе своей – эгоист. Дороже всего для него личная любовь, благополучие семьи, детей. Получив образование, он не мыслит себя вне родных языка и культуры. И лишь потом всякие идеи, лозунги.
 
Вождь это «мещанство» яростно отвергал. Иначе вся его борьба и жизнь теряли смысл. Ввел НЭП, чтобы успокоить голодные страсти пролетариев и подумать, что же делать дальше с такой негодной для коммунизма публикой?

Не успел. А то мог бы и ещё «проучить слепых». «С пути террора возврата нет!» - с горечью писал известный революционер Степан Халтурин, и вряд ли суровый Ленин смог бы его опровергнуть.

Наши же поводыри, увы, и сегодня не знают или, ослеплённые личным, семейным богатством, и не хотят знать реальную психологию своего народа, его заветные чаяния. Если же большинство (пусть и молчаливо) недовольно властью – любое государство качается на глиняных ногах. Это наглядно и показала судьба созданного Лениным СССР.
                7
Каждому и каждой из нас хочется быть счастливыми. Это объединяет всех жильцов Земли. Только с такой светлой колокольни можно правильно оценить любого деятеля. Сколько людей благодаря ему стали счастливыми?

Согласен: трудно сказать. Подобных опросов, насколько знаю, никто и никогда не проводил. И всё же. Вот Ленин. Не имел ни одного друга. Была ли счастлива с ним его жена – Надежда Константиновна и те, кто их близко окружал? Думаю, что да. А его соратники, так называемая «ленинская гвардия», которую под корень выкосил Сталин?

Видите, как трудно ответить даже на этот, узкий вопрос. Что уж говорить о рабочих, крестьянах, интеллигенции России, Украины и других республик СССР. Скорее всего ответ их будет отрицательным. Значит, Ленин зря каламутил людское море? Или худо ли бедно, а попытался изменить социальный климат всемирной истории!

Похоже, что человечество, как недоросль, самоуверенно и жестоко торит разные тропинки, чтобы, наконец,  выйти на столбовую дорогу.