Часть 4. Второй Курильский пролив

Юрий Маков
    Цепочка Курильских островов, как боновое заграждение, отделяет Охотское море от Тихого океана. Между островами множество проливов, позволяющих судам легко переходить из океана в море и обратно.
    Все эти проливы имеют свои названия и только на севере Курильской гряды фантазия "отказала" географам. Посудите сами, какое "разнообразие": Первый Курильский пролив, Второй Курильский пролив, Третий и так далее. Старые моряки поговаривают, что их было восемь, но я знаю точно только шесть.
    Здесь пойдет речь о проливе между островами Шумшу и Парамушир, о Втором Курильском проливе. Пролив не узкий, немного извилистый, с хорошими глубинами. Используют его рыбаки и суда местного плавания. Именно в этом проливе находится небольшой поселок городского типа Северо-Курильск.
    1981 год. Мы работали по завозу топлива на военные гарнизоны и именно здесь оказались координаты одной из точек, выданных нам отправителем.
    Подошли ночью, встали на якорь. Утром старший помощник на нашей барже отправился на поиски получателя и места выгрузки. Ожидая его возвращения, я  в бинокль рассматривал крутые обрывы высотой до 30-40 метров. В этих местах ранее мне бывать не приходилось.
    Ничего интересного обнаружить не удалось и я совершенно случайно перенес осмотр на верх обрывов и... увидел стоящий там, наверху (!!) рыболовный сейнер... Протер окуляры, поднастроил резкость и уже более внимательно стал рассматривать "рыбачкА", тип которого мне был неизвестен.
    Да, это было настоящее судно! Но как оно попало туда?!
    Началась выгрузка, но за суетой я не забывал выспрашивать у местных "что и как".
    И вот что узнал.
    5 ноября 1952 года - ужасный, трагический для северных Курил день...
    Три волны цунами высотой от 15 до 18 метров ворвались в этот узкий пролив, став значительно выше, и уничтожили поселок Северо-Курильск и еще несколько населенных пунктов и воинских частей. Это цунами вошло в историю под названием Северокурильское.
    Вот каким образом рыбацкое суденышко оказалось высоко на обрыве. Спускать его было очень трудно, да и не до него было, так как надо было разгребать завалы, искать и хоронить людей и отстраивать заново жилье. По официальным данным погибло более двух с половиной тысяч курильчан, это без учета военных.
    Точных данных никто не сообщил. Трагедию замалчивали в прессе. Множество в/ч, находившихся там, имели разную ведомственную принадлежность и всячески секретили "свои" жертвы.
    А суденышко так и простояло там 30 лет. Больше я в тех местах не бывал и что с ним стало, не знаю.