Басы, на сцену! А где же меццо?

Татьяна Лестева
               
Последние дни осени в Петербурге ознаменовались открытием 24 ноября 2013 г. VI Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург». Юбилейный год Ирины Петровны Богачёвой, председателя жюри конкурса, всемирно известной оперной певицы надолго запомнится петербургским любителям музыкальной культуры: под сенью белых ночей прошёл уже XI Фестиваль «Три века классического романса» – парад отечественных и зарубежных вокалистов: Юрий Марусин, Виктор Черноморцев, Ольга Кондина, Владимир Ванеев, Михаил Кит, Август Амонов, Пётр Мигунов, Маргарита Грицкова, Сергей Лейферкус, Йоханнес фон Дуйсбург, Эдвин Кроссли–Мерсер, Елена Заремба, Роман Трекель и Кристиана Ронкальо – вот далеко не полный перечень участников фестиваля. Закончится этот уникальный сезон искусства двух лучших Кармен мира, –Елена Образцова в преддверии осени также порадовала нас Девятым международным конкурсом молодых оперных певцов – предновогодними юбилейными концертами обеих великих меццо. Но это ещё впереди. А пока вернёмся к итогам только что завершившегося конкурса.
VI конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» был весьма представительным: 120 участников из 20 стран мира оценивало международное звёздное жюри певцов, заслуживших всемирное признание: Дмитрий Вдовин (Россия), Скот Вейр (США), Дайана Зола (США), Тито Капобьянко (США), Констанс Кёнеманн (Германия), Джулия Лагаузер (Великобритания), Сергей Лейферкус (Россия), Галина Писаренко (Россия), Кристина Шеппельман (США) под председательством несравненной Ирины Богачёвой. Конкурс по традиции проходил в Петербургской консерватории, а заключительный гала-концерт и награждение лауреатов а зале Петербургской академической капеллы.
В одном из интервью Ирина Богачёва сказала, что в конкурсы проводятся для молодых певцов, для них, лауреатов и дипломантов, – это путёвка в жизнь, путь на большие сцены. На всех трёх турах конкурса был аншлаг, петербуржцы – любители музыки и вокала – не пропускали возможности услышать молодые голоса, узнать и запомнить новые имена. И вот, наконец, решение высокого жюри. Вот имена лауреатов:
I премия: Бударацкий Олег бас (Россия, Екатеринбург), Власов Юрий бас (Россия, Санкт-Петербург), Кикоть Анастасия сопрано (Россия, Санкт-Петербург);
II премия: Галоян Мане сопрано (Армения, Ереван), Тирион Иван итон бар(Бельгия, Брюссель);
III премия: Галкина Мария сопрано (Белоруссия, Минск), Цой Чер Чун бас (КНДР, Пхеньян).
Чем же запомнится этот конкурс, каким он войдёт в историю мирового оперного искусства? Во-первых, несомненным приоритетом Российских певцов, получившим три первые премии из двух «бургов» – Петра и Екатерины. Несомненна, я бы сказала, толерантность жюри: лауреатами названы представители и представительницы четырёх стран ближнего и дальнего зарубежья, а дипломом вручён тенору Грау Йоханнес из Германии. Но главное, как мне кажется, – это превалирование среди лауреатов басов. На предыдущем конкурсе Елены Образцовой на пресс-конференции отмечалось качественное изменение состава тембров: «В России не найти басов!» –воскликнула певица, очень мало лирических теноров. На этом конкурсе престиж басов остановлен: три лауреата, один дипломант. При этом хочется отметить несомненный успех 26-летнего петербуржца Юрия Власова: летом – лауреат IIстепени на конкурсе Образцовой, а осенью – первая премия у Богачёвой. И ещё одна особенность обоих конкурсов, возглавляемых лучшими меццо-сопрано мира: среди лауреатов нет ни одной певицы меццо-сопрано. Правда, Дарья Батова на этом конкурсе, а Екатерина Чухина у Образцовой отмечены наградами. Но вопрос открыт, где же молодая смена блистательным меццо?
В заключение назовём имена и дипломантов конкурса, среди которых преобладают тенора и сопрано: Батова Дарья меццо-сопрано (Россия, Санкт-Петербург), Воробьев Станислав бас (Россия, Москва),
Грау Йоханнес тенор (Германия, Берлин), Диянов Александр тенор (Россия, Астрахань), Идрисова Диляра сопрано (Россия, Уфа), Кучина Наталья сопрано (Россия, Москва), Латипова Альбина сопрано(Россия, Москва),
Налбандянц Анна (Россия, Санкт-Петербург), Оганян Тигран тенор (Армения, Ереван). И, конечно, поздравим студентку из Москвы Наталью Кучину с «урожайным» годом – дипломы на конкурсах Образцовой и Богачёвой. Любопытно, что среди награждённых певцов на конкурсе Богачевой преобладают тенора, а жюри конкурса Образцовой отдавали своё предпочтение баритонам.
2 декабря, в день открытия Культурного форума в Петербурге с успешно завершился VI конкурс оперных певцов «Санкт-Петербург», можно сказать, следуя за Николаем Агнивцевым «Блистательный Санкт-Петербург». А впереди, в конце декабря – две новые встречи на юбилейных концертах с блистательными, неповторимыми меццо – Еленой Образцовой и Ириной Богачёвой. Ждём с нетерпением.
Санкт-Петербург