Отрывок из романа 2

Николай Полуянов
                2
В конце 1960 года мы переехали в посёлок Обь Новосибирской области. Часть родственников проживала там же, а часть в самом Новосибирске. По разным
причинам в этих местах собрались семьи братьев и сестёр моей мамы, до брака Скачковой Тамары Ивановны. У мамы было три брата и три сестры. Мама была предпоследней по рождению (1935 года). Помню с её слов, но теперь может и неточно, что её папа Михаил умер в конце тридцатых годов после длительной болезни от ран полученных в гражданскую войну. Но подозреваю, что попал под массовые репрессии. От детей могли скрыть по малолетству, но может, так и было, по крайней мере, озвучивалась версия с болезнью. 
Мамина мама умерла перед самой войной. За восемнадцать лет до моего рождения. Сведения о ней не сохранились в моей памяти.
Даже имени бабушки по маминой линии не помню, ведь даже после смерти моей
мамы прошло больше пятнадцати лет. Но надеюсь исправить этот постыдный для меня факт.

Большая семья мамы проживала в частном доме и после смерти моей бабушки все
дети остались на руках старших - сестры Маши, по-моему, 1926 года рождения и брата Саши, наверное 1928 года. Через несколько месяцев они все попали под оккупацию германской армии. Мама вспоминала, что в их доме жили два солдата-немца, но детей не обижали. После освобождения Брянщины маму и младшую
сестру Аню определили в детский дом. Не знаю, почему так получилось, но маму записали там под отчеством Ивановна, и она на всю жизнь осталась Тамарой Ивановной. Не знаю, как они все выжили в те времена, помогал ли кто, были ли ёщё родственники. Боюсь, что этого мне не узнать уже никогда.

Самое первое моё воспоминание из ранних лет рождение и смерть двухмесячной моей родной сестры Нины. Зима, гробик на столе и поминки. На кладбище меня очевидно по малолетству и из-за мороза не взяли. Помню много слёз и траурного цвета. Год был 1961 й.

Помню где-то в тоже время отца в военной форме и овчинном полушубке
привезшего ёлку на военном грузовике и стрелявшего из ракетницы по моей просьбе. Отец тогда был старшиной сверхсрочной службы в авиационной части недалеко от нашего дома. А по должности заведовал овощехранилищем. Отложилась в памяти засолка огурцов и капусты в бочки и большущие чаны. Помню обед в солдатской столовой из котлет с макаронами и компота. Не знаю, как тогда кормили в армии, все-таки было начало шестидесятых, но помню, отец часто спрашивал при людях, кем я стану, когда вырасту. Я отвечал – солдатом, а почему - потому что в армии хорошо кормят, чем всегда вызывал дружный
смех.

А попадал я к нему на работу, потому что оставлять меня было не с кем, и они
с мамой по очереди брали меня на свою работу. Но и дома меня одного оставляли частенько. Уходя включали для меня приёмник радиоточки, а может он и не выключался с шести часов утра. Родители просыпались под гимн Cоветского Cоюза, а вставали под бодрые слова: с добрым утром товарищи, начинаем утреннюю гимнастику поставьте ноги на ширину плеч…