Мишкино письмо

Екатерина Сиванова
 
С Михаилом мы встретились в тихом уютном кафе в самом центре Москвы. На днях я получила от него письмо. Письмо необычное. Во-первых, мужчины мне пишут редко, а, во-вторых, в тексте не было даже намека на рассказ о себе, только просьба о помощи: «Я прошу Вас, Екатерина, встретиться со мной. Я прочел всё написанное Вами, что только смог найти в интернете. Уверен, то, о чем расскажу Вам, сможет помочь кому-то правильно встретить наступающий Новый год...» Несмотря на  предновогоднюю суету, утренники-ёлки у моих троих детей и накопившуюся усталость ( иногда очень хочется просто помолчать...) , я назначила Михаилу встречу.
Зашла в кафе, чуть опоздав... Увидела его сразу. Просто потому что он узнал меня и встал навстречу. Я заказала себе кофе, он - чай... И мы завели разговор.
 

...Повиснув на поручнях вагона метро я держал своё тело последним усилием воли. Каждый миллиметр моего тела болел. К горлу то и дело подступала тошнота. Я без труда уговаривал её не вылезать наружу. Именно для этого в кармане дубленки болталась уже наполовину выпитая банка пива, предусмотрительно засунутая в бумажный пакет от батона, который жевал Мишка.
Как тяжко... Идиот я, конечно... Знал ведь, что обещал сыну вдвоем провести целый день. Но зато есть что вспомнить. Новогодний праздник удался.
-Пап! Пап, - услышал я сквозь грохот электрички и почувствовал , что Мишка дергает меня за куртку. С трудом наклонившись к лицу сына, в ухо крикнул ему:
-Что?
-Я пить хочу!
-Потерпи. Ты сам виноват: столько булки съел...
 
Мишка насупился, но теребить мою куртку перестал. Я выпрямился, снова схватился за поручень. Голова гудела. Хотелось только одного: лечь и чтобы меня никто больше не трогал. Я с трудом перевел глаза на Мишку. Хороший у меня пацан растет. Плохо, конечно, что не живу рядом с ним. Но лучше уж так. Его мать вызывала во мне только раздражение с тех пор, как... Вот. Опять не могу вспомнить этот момент. Сколько раз за последние годы я пытался проанализировать, понять : когда всё закончилось? Не могу. Это был какой-то снежный ком.
 
-Мишка! Мишань! Откуда у тебя эта шапка? – спросил я, наклонившись к сыну. И тут же увидел, как он сморщил нос и непроизвольно отодвинулся от меня, вжавшись в кресло. - Да ладно тебе... Знаю, что пивом несет. Потерпи. Сейчас пообедаем, пройдет.
-Маме бабушка принесла, - ответил Мишка.
-Она ж девчачья...
-Я знаю.
-Так зачем разрешаешь надевать на себя всякую бабскую дрянь?
-Я говорил маме, что она мне не нравится.
-Значит, плохо говорил. Мужиком надо быть: сказал - сделал.
-Пап, но другой шапки нет, - ответил сын и его губы поползли.
-Пап! Пап! Наша станция...
-Да знаю, пойдем.
 
Я взял сына за руку и мы вышли из вагона. Мишка давно просил меня отвести его в зоопарк именно зимой. Уж очень ему хотелось посмотреть на белых медведей « в привычной для них обстановке». Конечно, второе января - не самый удачный день для похода в зоопарк, но у меня как-то не получалось раньше выкроить время.
 
-Мишка, может, сначала пообедаем, а потом к медведям?
-Пап, мы быстро... Правда. Только посмотрим и уйдем. Ну, пожалуйста... Мы ведь ещё осенью с тобой договаривались…
-Как ты всё помнишь... Ещё число назови...
- Девятого октября...
- Что девятого октября?
- Договаривались...
- А... Ну, да...
- Тебе подарок-то мой понравился?
- Да, спасибо... Только знаешь, пап, а можно ты больше не будешь мне подарки на день рождения через бабушку передавать?
- Так получилось…
- Я знаю.
- Что ты знаешь?
- Я всё слышал тогда...
- Мишка, нехорошо подслушивать взрослые разговоры.
- Это был не разговор. Бабушка так кричала на тебя...
- Ну, ты ведь всё понимаешь сам.
- Мама плакала потом...
- Давай сменим тему.
- Давай...
 
Мишка прибавил шагу и теперь не я его, а он меня вёл к медведям. Морозный ветер отлично помог мне прийти в чувство. Да и воспоминания о том визите к сыну хорошенько взбодрили... Прав Мишка: больше не буду даже близко к двери квартиры тещи подходить. Сегодня вон как хорошо: встретились на улице и никаких тебе забот. Подрастает сын... Восемь лет в октябре стукнуло. Дальше будет проще встречаться. Он уже сможет на своём настоять. Да и я больше уступать не буду. Сегодня надо ему купить новую шапку. А эту прямо в магазине выкину... Так... Сейчас к медведям, потом обедать, потом в магазин. Решено.
 
Мы уже шли по зоопарку, когда услышали за спиной:
-Миша! Мишка!
Сначала остановился сын, потом я. Повернулись мы одновременно. Перед нами, улыбаясь, стояла краснощекая девчонка.
-Привет! - тихо сказал Мишка.
-Привет, - громко сказал я, - познакомишь, сын?
-Пап, это Лена Трофимова. Мы в одном классе учимся.
-А я - мама Лены Трофимовой, - прозвучал рядом бойкий женский голос.
Теперь перед нами стояла точная копия Мишкиной одноклассницы, только лет на двадцать постарше.
-Здравствуйте, - улыбнулся я, - Михаил.
-Здравствуйте-здравствуйте! А меня Ниной зовут. Очень приятно.
-Мишка, - бойко затараторила Лена Трофимова, - так ты Михал Михалыч? Как медведь из сказки?
-В сказках медведя зовут Михаил Потапович, - буркнул Мишка.
-Ага! И в зоопарк ты на слонов пришел смотреть, - продолжала подшучивать над сыном его шустрая одноклассница.
-Нет, не на слонов..- насупился сын.
-Я знаю! Ты пришел на медведей смотреть!
-Лена, - одернула дочь Нина.
-Мам! Он нам всем рассказывал, что когда наступит Новый год, они с папой пойдут в зоопарк на медведей смотреть.
- А мы просто погулять пришли, погода чудесная. Да и не были здесь давно, - глядя на Мишку, сказала Нина.
- А мы ведь и правда пришли смотреть на медведей, - ответил я за сына, -только не на бурых, а на белых... Бурые-то спят. Это про них в сказках рассказывают. А про белых я что-то сказок и не знаю...
- Я знаю, - быстро выручил меня Мишка, - есть сказка про Умку. Там у него мама - белая медведица.
- Да, точно... Ну, что, может, с нами пойдете?- предложил я нашим знакомым.
- Нет- нет, что вы?!  Спасибо! - тут же ответила Нина, - вам же вдвоем хочется погулять.
- Тоже верно, - улыбнулся я в ответ, - ну, мы пойдем. До свидания. Был рад познакомиться. С Новым годом!
- И вас с Новым годом! Спасибо!
 
У вольера белых медведей мы простояли минут двадцать. Мишка таращил глаза, смеялся и только повторял: «Пап, смотри как он ныряет... Пап! Смотри!..»
Кое-как я уговорил сына уйти: видно было, что он замерз.
Мы отправились в небольшой ресторанчик неподалеку от зоопарка. Сразу заказали по чашке чая, а уж потом стали читать меню.
Пока я ехал в метро в сторону зоопарка, я мечтал только об одном: как замерзнув на улице возле этих пресловутых медведей, приду в ресторан и сразу выпью водочки. Чуть-чуть. Но со смаком. А когда дошло до дела, понял, что выпивать не стану. То ли Мишку не хотелось расстраивать, то ли норму свою за предыдущие дни уже выпил.
 
Обедали почти всё время молча. Рядом с нами на стене висел телевизор, по которому шла трансляция гонки биатлонистов. Вот её-то мы и смотрели. Я видел, что Мишка доволен происходящим, и мне от этого было хорошо. Исчезло чувство, которое накрывало меня каждый раз, когда мы встречались... Неловкости, что ли... Как-то отвыкали мы друг от друга. Редко встречаемся. Надо чаще.
 
После обеда зашли в магазин, купили шапку. Старую Мишка выкинуть не дал. Но новую надел тут же.
 
А потом у нас по плану был поход в кино, на премьеру нового мультфильма. Я видел, что Мишку разморило в зале, он вот-вот уснет, но борется изо всех сил со сном и выстоял.
 
Домой я его привез уже в девятом часу вечера.
-Мишка, я с тобой в лифте поднимусь, подожду, пока ты в дверь позвонишь, и сразу уеду. Хорошо?
-Хорошо.
-Ну, чего ты раскис? Устал?
-Нет. Я не раскис... Пап, - сын остановился перед подъездом, задрал голову и посмотрел мне в глаза, - пап, когда ты теперь ко мне приедешь?
-Мишань, - я положил руки на плечи сына и чуть-чуть потряс его, - как только смогу, сразу приеду.
-Но ведь сейчас так много выходных дней... Я знаю... У меня каникулы и у всех взрослых тоже... Пап!..
Я смотрел на лицо Мишки, видел, как падающий снег и свет от уличного фонаря мешают ему не отводить от меня глаз, но он терпел и ждал ответа.
-Мишань, пойми...
-Хорошо. Я понял, - как-то быстро согласился сын, засунул руку в карман куртки и вытащил оттуда свернутый конверт. - Пап! Пожалуйста, передай это письмо Деду Морозу, - твердым голосом произнес Мишка.
-Ну, ты даешь, - рассмеялся я,- кто же второго января такие письма передает? Всё, уехал Дед Мороз...
-Ленка Трофимова сказала, что только папы детей знают, где почтовые ящики, куда надо такие письма опускать.
-Это она с чего взяла?
-Не знаю... Нас учительница спрашивала, написали ли мы письма Деду Морозу, а Ленка сказала, что не будет писать, потому что только её папа всегда письмо отправлял. А теперь у Ленки нет папы.
-Как это? Что за ерунда? Был папа и нет папы. Тоже, наверное, развелись родители.
-Нет, пап... У неё теперь никогда не будет папы. Он умер.
-Ого...- я даже растерялся, - понял.
-Я ждал, что ты приедешь до Нового года. Я давно письмо написал. Возьми, пожалуйста.
-Конечно, - я взял у сына конверт, сунул его во внутренний карман дубленки, а взамен протянул ему  деньги, - матери отдай. Это на январь.
-Хорошо.
Я взял Мишку за руку и мы вместе зашли в подъезд.
- Ну, всё... Иди...  Я подожду здесь, - сказал я сыну, когда лифт остановился на нужном этаже. Нажав на кнопку остановки, я дождался, когда Мишке откроют дверь, и уехал.
 
Выйдя из подъезда, остановился под тем же фонарем, у которого ещё пять минут назад мы прощались с сыном, и достал письмо Деду Морозу. Разорвал самодельный конверт... Развернул аккуратно свёрнутый листок...
 

«Здравствуй, Дед Мороз!
Пожалуйста, пусть мой папа будет всегда.Миша."
               
 
... Мой собеседник замолчал. Вздохнул. И положил передо мной на стол то самое письмо Мишки Деду Морозу... Взяв в руки этот трогательный листочек, на котором детским почерком было написано всего-то два предложения, я почувствовала, что сейчас расплачусь. Показалось, что даже слышу голос Мишки и вижу его глаза... И то, как он спрашивает: «Пап! Когда теперь ты ко мне приедешь?»
 
Я понимала, что должна что-то сказать... Ведь не просто так человек написал мне, попросил о встрече, ехал через всю Москву в это кафе... В голове упрямо крутилось: « И что дальше? Что вы сделали потом»?Но спросила совсем о другом:
-Михаил, а вы любите сладкое?
-Да... Очень. Правда, я могу есть всякие десерты только вместе с женой и детьми. Без них всё не так.
-Так вы женились, Миша?!  А я никак не могу понять: ну, не складывается в голове то, о чем рассказываете, и то, как  выглядите... У вас вид абсолютно счастливого человека!
-А я и есть абсолютно счастливый человек, - рассмеялся Михаил, - правда.
-И что же произошло?
-Просто два года назад я прочитал Мишкино письмо Деду Морозу... Тогда у меня в голове что-то щёлкнуло. Да так, что многое встало на свои места. Теперь всё иначе... Я потому и попросил вас о встрече, чтобы рассказать всё это... Вы напишите... Вы умеете... Надо как-то объяснять людям, что самое главное в жизни не за чем  искать далеко... Счастье совсем рядом. Я ведь как жил? Как будто черновик писал... Думал: ещё не настало время контрольной работы. А оказалось, был в шаге от того, чтобы завалить свой самый главный экзамен... Но не завалил. Вовремя всё понял. Спасибо сыну... И теперь я тоже пишу письма Деду Морозу. Мы всей семьей пишем... А вот и они... - Михаил встал из-за стола и я увидела, что к нам подходят красивые, улыбающиеся мама и двое детей. - Катя, познакомьтесь! Это моя супруга Нина, - произнес Михаил, представляя мне симпатичную молодую женщину, - а это наши дети: Елена и Михаил...
- Какие вы молодцы! Какие вы красивые! Слушайте, как вы все друг на друга похожи! Как хорошо, - только и повторяла я, здороваясь с каждым из моих новых друзей, - присаживайтесь! Давайте вместе чай пить... Какой вы, Михаил, любитель сюрпризов! Если бы я знала, что вы всей семьёй придёте, я бы всех своих тоже привезла, - смеялась я, оказавшись внутри такого теплого и уютного счастья.
- Катя, спасибо вам! Но мы с Мишкой ещё должны успеть в Домодедово: его мама сегодня улетает домой, в Прагу... Она теперь там живет. Нашла хорошую работу и  год назад уехала. А Мишка со мной решил остаться... Теперь мы все вместе... Вот Нина с Леной поедут домой вещи собирать: на Новый год мы решили махнуть в горы, покататься на лыжах...
- ... Просто нет слов...  Михаил! Нина! Какие вы молодцы...
- Ну, что вы... Это всё наши дети... И Дед Мороз, - счастливо рассмеялась жена Михаила.
 
Когда семья моих новых друзей уже выходила из кафе, я окликнула Михаила:
-Вы забыли... Письмо... Мишкино письмо...Возьмите, - и протянула листок.
-Нет-нет! Это же я вам привез, Катя. Пожалуйста, передайте его Деду Морозу. Уж вы-то точно знаете, как это сделать...

Декабрь , 2013 год