Кто Я?

Александр Теньков
Человек в белом костюме и зелёной кепке долго считал себя крутым, потому что он в белом
костюме и зелёной кепке. И то и другое ему очень нравилось. Как-то человек проголодался
и, не осознавая этого, устремил свой взор на белый холодильник и стал его изучать, и стал
холодильник центром его мира. И человек подумал: - Я - холодильник. Холодильник мерно
гудел, человек обратился весь вслух. Звук холодильника привёл человека к убеждению: - Я
- звук. В животе от голода заурчало, закрутило. Человек ощутил движения утробной плоти в
себе, в своём теле. И стало это движение центром его мира. И человек подумал: - Я -
ощущения. И сливаясь с этим ощущением, его захватили эмоции и чувства. Погрузившись в
них, приняв их в себя, человек подумал: - Я - эмоции и чувства. Разглядывание чувств,
породило в человеке мысли, образы, вербальные конструкты, описания. Увлекшись мыслями,
человек подумал: - Я - мысль. Хорошенько взвесив все свои мысли, проанализировав их,
человек решил открыть холодильник, протянул свою руку, и тут он понял: - Я - действие. И
тут ему в голову пришло воспоминание, что он думал про себя до этого и человек решил: - Я
- память. Но, необходимость подумать о том, что он будет искать в холодильнике, привела
его к мысли: - Я - планирование будущего. Мчась от объекта к объекту в отражениях своего
ума, человек запутался и впал в ступор. Кто я? - вопрошал себя человек. Наконец он понял
кто: - Я - внимание. И стал разглядывать своё внимание во всех его проявлениях. И тут до
него дошло, как он может быть тем, что он разглядывает: - Нет, я не внимание. А кто я? Я
тот, кто управляет своим вниманием. Кто я? Вопрос так и остался без ответа. Но одно он
точно понял, что границы своего «я» он волен выстраивать сам. И направление своего
внимания может определять сам. И чему быть в нём, а чему не быть, он тоже может
определять сам. Не всё, но многое.



И как-то, когда был свободен от текучки повседневности, он решил исследовать этот вопрос.
Взяв за опору для внимания временные и пространственные рамки "здесь и сейчас", он принялся
разглядывать своё внимание и то, что он обнаружил... Своё внимание оказалось не совсем своим.
Масса факторов влияло на его внимание, направляло его, требовало его участия. И эта масса
факторов была не в его компетенции, не в его воле. И его «я» получилось не совсем его, не
тотально его, а только в тех вещах, факторах, направлениях, которые он мог контролировать
и регулировать. Но, опосредованно, через контролируемое часто выстраивалось всё остальное
в нужном ему русле. В русле, которое было для него приемлемо, терпимо, комфортно. И из-за
внимания вырастало нечто больше, чем он сейчас является, что выстраивается не здесь и сейчас.
А выстраивалось в прошлом, в далёком прошлом. И казалось бы, и не им самим. И это называлась
«карма», причинно-следственный закон. И его карма переплеталась с кармой других и другого,
чего-то бесконечного и непознаваемого. И сложно было определиться где «он», а где не «он».
Что принадлежит его воле, а что не его. Хотелось просто отбросить своё «я» в сторону,
отречься от него, признать его несуществующим.
Любые рассуждения об отсутствии так называемого "я" будут упираться в способность
мыслить и излагать свои мысли. Можно чего угодно себе придумывать, любую концепцию,
любые формулы и заклинания, можно пытаться обезличить свои проявления и действия,
и спрятаться от себя и своих проявлений, но это будет происходить только в отдельной
индивидуальной субъективной реальности отдельного ума, пребывающего в отдельном теле.
Можно игнорировать причинно-следственный закон, карму, закон воздаяния, они же такие
страшные, и так расстраивают. Но, от этого игнорирующие никуда не денутся. Можно
прикинуться и назваться овощем, ну так чего расстраиваться когда этот овощ пустят на салат.
Можно говорить об иллюзорности жизни и всего сущего, можно... Много чего можно. А нужно ли?
Можно думать, верить, знать, что жизнь даётся человеку, чтобы он стал овощем, разрушил себя,
своё бытиё, чтобы человек стал щепкой в неизвестном бурном потоке, чтобы человек был вечным
младенцем, олигофреном, нуждающимся в няньках и уходе, в опеке и управлении. Можно всё.
Любое проявление человека, начиная с зачатия, с соединения сперматозоида и яйцеклетки,
начинают формировать то, что потом будет иметь массу названий и определений, в том числе
и такие страшные: как человек, эго, личность, ответственность, права и т.д. - они все указывают
на различные аспекты бытия того, кто... Можно попробовать навязать действительности свои
правила бытия? Можно! Но получится ли?
И чем ниже уровень сознания, осознания, ответственности у того, кого нет, чем меньше он
понимает и видит, тем чаще он попадает или в салат, или во щи.
Кто я? - Главный вопрос Жизни. Подойдёт и такой ответ:
«Я» видит свои отражения в уме, который временно использует, во временном теле.
Всё, что там всплывает: от ярких и сочных образов до самых неуловимых ощущений,
это и есть "я" конкретного сознания. А уж чтобы доплыть до «сознания Будды», надо
всё это отложить в сторону, да так чтобы оно не мешало, чтобы "я" к этому не было
привязано, могло само распоряжаться к чему и как оно будет "двигаться". Только в
этом процессе можно всё разрушить и пойти по-новой, с «улитки». (Грубо, упрощённо
говоря). И для этого во всех конфессиях были разработаны сложнейшие многолетние
практики. И большинство на этом пути не доходило: кто с ума сходил, кто спивался, кто
предпочитал тихо-мирно забыться в какой-нибудь иллюзии. И все отражения, особенно
те, которые "я" вольно-невольно, осознанно-неосознанно удерживает, все они выстраивают
его физическую материальную действительность. Творят мир, да, временный, да "из праха
в прах". Но через этот физический мир, это "я" познаёт свою сущность, волю, намерение.
Это и есть карма. Физический мир даёт обратную связь свойствам "я".