Белая дорога

Анна Боднарук
                БЕЛАЯ  ДОРОГА

     Лет мне уже немало и дорог повидала на своём веку – считать не пересчитать. Вот только за делами-заботами сама дорога уходит как бы – на второй план. Однако с годами то, что тогда было важным – забывается, а всё необычное – память возвращает, как самое ценное, чтобы порадовать своего обладателя.
     Сегодня как-то вдруг вспомнилась, как я её тогда про себя назвала – Белая дорога.
     Я давно уехала из тех мест, где родилась и выросла. В то время я была в том нежном возрасте, когда география родного края меня ещё не интересовала и точно сказать: в каком месте и на каком поле видела необычную дорогу, я уже не смогу. Но вот вспомнилась же… Закрою глаза и – вижу её, прямо, как наяву.
     Родни у нас, на Украине, было много. Мама на ферме работала, ей по гостям ходить было недосуг, а в соседние сёла повидаться с родными и близкими людьми, так это разве что – на свадьбу или на похороны случай подтолкнёт. Чаще пешком ходили. Мы тогда об автобусе и мечтать не смели. Ещё затемно из дому выходили. Бабушка брала в руки большую палку и, помолясь, первой выходила на дорогу. До сих пор не пойму, как она правильное направление находила, ведь шли мы чаще всего не по дороге, а в лучшем случае – по тропинке. Шли-шли и где-то, на каком-то повороте, бабушка сходила на обочину и шла напрямик. Бывало, через такие заросли вела: ой, мама дорогая! Мороз по коже. И выводила же на дорогу. А как увидим крайние хаты, тут и начинаем колодец искать. Найдём,  умоемся, репьяхи с подолов повыдираем,  причешемся и тогда уже идём по сельской улице.
     На похороны меня не брали, а на свадьбах я во многих сёлах была. На обратном пути бывало, что и для нас найдётся местечко на подводе. О том, что тряско – не думали. Я же любила сидеть на задке. Вот уж ширь полевая перед глазами открывается! И сейчас, если кто скажет, будто бы полем ехать скучно, спорить с ним не буду, только удивлённо посмотрю на него.
     А тогда, видимо я, со своей мамой и бабушкой домой возвращалась. Тесновато на подводе сидели, зато так самозабвенно пели, что провожающие нас уже не видели, а песню – слышали. Мой детский голосок тоже вплетался в общий хор, но потом мне как-то не до песен стало.
     По обеим сторонам дороги – поля и пажити. Помнится, большое, ровное, как столешня – поле, жёлтое-жёлтое. Рапс цвёл. Ближе к дороге – зеленовато-жёлтое, а туда, к лесополосе, прямо, как яичный желток. А в самой дали видны пухлые облака, казалось - на цветущие посевы легли… По другую же сторону дороги – ровные рядки сахарной свёклы, далее – зелёное картофельное поле, а через него высоковольтная линия «шагала», как тогда говорили. Почему-то не вдоль дороги, а наискосок.
     Ползущие тени облаков на короткое время меняли видимый окрас участков колхозной земли. Но одно было неизменным: посевы подступали к самой дороге. Неглубокие канавы по обе стороны дороги веселили прохожих и проезжих васильками, полевой ромашкой и синеголовником.
     Я ехала на телеге сзади, сидя на сене и болтала ногами, обутыми в сандалии. Что пели и о чём говорили люди за моей спиной – меня вовсе не интересовало. У меня было – поле, как на детском рисунке: квадратики раскрашены в разные цвета. В одном только рознилось: дорога была не чёрная, а белая-белая. Только чахлый зелёный гребешок между чуть заметными колеями. Дорога была до такой степени ровной и укатанной, без выбоин и дождевых вымоин, что даже на задке не трясло. Я тогда ещё подумала: «Какого цвета будут лужи после дождя и возможны ли вообще лужи на такой гладкой дороге? Странно, что за колёсами даже пыли нет…»
     Это ж были пятидесятые годы на разграбленной войной Украине. Понятно, что никто её специально под линеечку не выправлял. Помню, акации росли у дороги. Поди, разбери, то ли акации уже тут росли и дорога, сделав крюк, обогнула растущие дерева, то ли по воле случая ветром именно в этом месте были уронены семена белой акации.
     Дорога, как свадебная лента жениха, извиваясь на ветру, белела до самого горизонта. Вот только до сих пор понять не могу: по какой такой причине она такая белая? Ну, ни пятнышка. Пуговицу уронишь, издали - видно будет…

                16.12.2013 г.