Спорт и хозрасчёт. Мотокросс. История

Вячеслав Чебышев
Продолжаю размещать на страничке свои ретро-материалы. На этот раз предлагаю вам прочитать статью, которая была опубликована в Ежемесячном научно-популярном и спортивном журнале ДОСААФ СССР «За рулём» №11 за ноябрь 1987 года, стр.4 – 5. Она шла под рубрикой «Навстречу Х съезду ДОСААФ СССР». Такая ретроспектива, по моему мнению, поможет новым  поколениям лучше понять, какой была та эпоха, чем жили мы во времена Союза Советских Социалистических Республик. Итак, в путь, кому это интересно!


Одна из проблем, стоящих перед оборонным Обществом накануне его очередного съезда, это, на мой взгляд, утверждение хозрасчётных начал в спортивной работе. Я не экономист, но считаю себя вправе высказаться по поводу того, как сделать мотоциклетный спорт неубыточным, поскольку связан с ним двадцать лет.

После июньского (1986 г.) Пленума ЦК КПСС, наверно, каждый стал понимать, что хозрасчёт, самофинансирование и самоокупаемость не просто слова. Это новые реальные методы хозяйствования. Несомненно, они внедряются и в спорт, а кое-где уже доказали здесь свою жизнеспособность. Вот и в «Основных положениях коренной перестройки управления экономикой», утверждённых Пленумом, сказано: «Назрела необходимость перестройки хозяйственного механизма функционирования социально-культурного комплекса – образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. Внедрять хозрасчётные формы финансирования предприятий, организаций и учреждений этой сферы в тесной увязке с конечными результатами их работы».

В своих суждениях мне проще всего опираться на примеры из мотоспортивной жизни Украины, которая мне хорошо знакома, но, полагаю, всё это во многом характерно для большинства регионов страны.

Как же обстоят у нас дела? Далеко не блестяще. Ни один вид мотоспорта в республике нельзя назвать безубыточным. Попробуем разобраться в причинах.

Не секрет, что из года в год техника для мотоспорта, особенно зарубежная, становится всё дороже. И вот теперь зададимся вопросом: как же используется эта техника на местах? К сожалению, совершенно неудовлетворительно, а иногда просто варварски. На каждом шагу сталкиваешься с бесхозяйственным отношением к дорогостоящему спортивному имуществу, неумением или нежеланием тренеров и других работников различать потребности массового спорта и спорта высшего мастерства. Всеми правдами и неправдами выклянчив для клуба, например, кроссовые ЧЗ, тренер передаёт их на растерзание своим питомцам, по знаниям и подготовке ещё совершенно неспособным управлять этими машинами. Сплошь и рядом их за сезон, а то и за месяц выводят из строя, «закатывают». В то же самое время где-то в другом месте сложившиеся спортсмены остаются без нужных для высоких результатов новых мотоциклов. 

Не берусь дать точных рецептов, как навести порядок в этом деле, но уверен, что распределение мотоциклов должно быть взято под строгий контроль общественности – федераций на местах, что должна быть введена персональная ответственность тренеров, спортсменов за сохранность техники, что должен быть разработан комплекс мер, направленных на рачительное использование спортивных машин, спортивного оборудования. Только за счёт этого можно будет сэкономить для спорта дополнительные средства.

Другой вопрос. О самоокупаемости соревнований по мотоспорту. Сегодня большая часть их на Украине убыточна, потому что при подготовке не учитывается, как теперь принято говорить, противозатратный механизм. Такой пример. На чемпионате Украины по кроссу в 1987 году на мотоциклах с коляской в Жданове, где я был председателем технической комиссии, немалые суммы ушли на размещение и питание гонщиков, оплату бензина, масла и так далее. А много ли денег вернули в казну организаторы? Выпустили программы соревнований тиражом 1000 экземпляров и ценой 10 копеек всего на сумму 100 рублей без учёта стоимости их изготовления. Вот и всё.

Почему же на большинстве соревнований срабатывает подобная порочная модель? Прежде всего, наверно, потому, что организаторов не нацеливали и не нацеливают на получение доходов,  на предприимчивость. Без этого проще – не надо решать дополнительных проблем. Утвердили смету, оплатили расходы и всё тут. А проблемы встают действительно не простые. Соревнования вне специальных спортивных сооружений (мотокросс, многодневка) требуют сложного контроля за пропуском зрителей по входным билетам. Нужны оцепления, ограждения, привлечение большого количества контролёров. Но проход по билетам можно организовать на других принципах, кстати, известных. Спортивно-вещевая лотерея, разыгрываемая по номерам входных билетов. Можно при этом ограничиться двумя-четырьмя, а то и одним крупным выигрышем, например, тяжёлым мотоциклом. Между прочим, это позволит привлечь на трассы больше зрителей.

Это одна статья дохода. Прибыль можно получать и от продажи хорошо изданных программ соревнований, вымпелов, значков и другой спортивной атрибутики. Мне приходилось поднимать этот вопрос на страницах газеты «Патриот Батькивщины» и в Федерации мотоспорта УССР. К сожалению, ни республиканский спортивно-технический автомотоклуб, ни ЦК ДОСААФ Украины никак не отреагировали на это. Спортивная атрибутика не просто статья дохода. Это и популяризация мотоспорта, удовлетворение запросов его многочисленных поклонников, а главное, ещё одно средство привлечения юношей к занятию им. Здесь, конечно, потребуется пересмотреть некоторые инструкции и положения, тормозящие инициативу, но сделать это необходимо, особенно теперь, когда открыт простор для тех, кто занимается индивидуальной трудовой деятельностью, для кооперативов, которые смогли бы работать на договорной основе с организаторами соревнований.

Спрос на такую продукцию существует. В этом убеждает опыт мотоклубов Латвии и Эстонии. Гости из Прибалтики уже не первый год продают значки и другие изделия на соревнованиях во многих городах страны. Зрители охотно покупают их, у импровизированных прилавков на трассе постоянно толпятся люди.

Есть и другие способы пополнения клубной казны. Например, организация платной стоянки машин на время соревнований. Для этого нужен кассир (он же охранник) и ограждённая быстро возводимым забором территория.

Зарабатывать и одновременно экономить можно и на другом. Так, в большинстве случаев организаторы арендуют за немалую плату радиомашину, а ведь её несложно оборудовать самостоятельно, с помощью своих же радиоспортсменов-досаафовцев. Платят деньги и пожарникам, хотя пять порошковых огнетушителей ОП-8Б и группа из местных судей, прошедших специальный инструктаж, вполне справятся с делом.

И ещё один вопрос. Спортсмены при вступлении в клуб ежегодно платят чисто символические взносы. Между тем клубный бюджет мог бы стать более солидным, если бы он подкреплялся личными средствами спортсменов, тренеров, судей – всего общественного актива.

Для этого можно увеличить взнос (кстати, в большинстве стран, где развит мотоспорт, клубы располагают определёнными, и порой немалыми, суммами за счёт взносов их членов). В наших условиях подход должен быть дифференцированным: для учащихся, например, минимальный взнос, а для работающих – в зависимости от среднего заработка. Годовой взнос можно разбить по кварталам. Ко всему прочему, это позволило бы охватить клубной работой гораздо больше любителей мотоспорта, чем теперь, когда членство носит формальный характер. Тогда реальным будет подумать и о платных вечерах, где можно встретиться с ведущими спортсменами и тренерами, демонстрировать видеофильмы о мотоциклетных соревнованиях, участвовать в конкурсах, потанцевать, наконец.

Я бы исказил факты, если бы сказал, что у нас в республике нет положительного опыта. Так, чемпионат Украины 1987 года по мотогонкам на ледяной дорожке был организован на принципах самоокупаемости. Он состоялся в Сумах и был экспериментальным. Сумчане с поставленной задачей справились, на мой взгляд, безукоризненно. Соревнования были рентабельны. Далеко за пределами не только республики, но и страны известен опыт организации соревнований самого высокого ранга, в том числе чемпионатов мира по спидвею на мототреке города Ровно. Но это, к сожалению, единичные факты. Гораздо больше негативных примеров. Те же мототреки в Червонограде (Львовская область), Вознесенске (Николаевская область) и в Киеве на «Чайке» пустуют. Они не только не дают прибыли, но пожирают средства на содержание.

Разумеется, я не делаю открытий. Предложения по внедрению хозрасчётных начал в мотоспорт давно известны, но вот внедряются они по-настоящему, насколько я знаю, только в Латвии и Эстонии. Надо изучать и внедрять их опыт, и не только их, но и зарубежный, где есть множество отличных примеров, и прежде всего по организации мини-кроссов и триалов в закрытых залах, на стадионах.

Думаю, проблема самоокупаемости спорта заслуживает внимания Всесоюзного съезда ДОСААФ, к которому все мы идём. Затраты на спорт – это затраты прежде всего на техническую подготовку и закалку молодёжи, на её полезный досуг, на подготовку к защите Родины. И тем важнее расходовать средства разумно.

               
В. ЧЕБЫШЕВ,
член комитета пропаганды
Федерации мотоспорта УССР

Кировоградская область,
г. Александрия

От редакции. Предоставляя слово Вячеславу Чебышеву, редакция «За рулём» полагает, что поднятые им вопросы в полной мере относятся к автомобильному и многим другим техническим и военно-прикладным видам спорта. Организаторов соревнований должно волновать не только и не столько, кто из участников займёт призовые места. Спортивная сторона – главная часть их работы. А она предусматривает самоокупаемость, широкую пропаганду моторного спорта.

Заключение от автора.

Вот таким было то время. В статье сказано, что с мотоспортом я связан  двадцать лет. На тот момент (в 1987 году) это было так, ведь в Александрийский автомотоклуб ДОСААФ я пришёл в июле 1967 года. На момент размещения этой статьи на своей страничке я в мотоспорте 2013 – 1967 = 46 лет! А на момент прочтения её вами, можете сами определить этот срок…

Всего вам хорошего!