Три конверта

Валерий Красовский
     Эта  армейская шутка о трех письмах была популярной в группах войск. Ее можно смело отнести к жанру устного народного  творчества. Люди в процессе выживания приспосабливались не только к изменениям и колебаниям климата, но и не в меньшей степени к системам общественного устройства, иногда насильственно насаждаемым правителями. В ходе постепенной смены единовластных форм правления на демократические институты возросла роль всевозможных законодательных собраний, как бы они не назывались. Жизнь стала регламентироваться законами. Поговорки, пословицы, шутки, анекдоты, прибаутки, всевозможные высказывания на жизненные проблемы был и остается одним из способов сохранения, развития и передачи важной информации о методах сохранения рода человеческого. В этом, на мой взгляд, заключена вообще роль искусства, а  афоризмов, как литературного направления, в особенности.

     Служба в Центральной группе войск изобиловала проверками. Инспектирующие сменялись проверяющими, а проверяющие инспектирующими. Всем, начиная с офицеров, и заканчивая гражданскими специалистами, нужно было сдавать нормативы и зачеты. Кроме знания специальных дисциплин профессионального плана, требовалось продемонстрировать умение стрелять из пистолета и автомата, бросать гранаты наступательные и оборонительные, облачаться в противогазы и костюмы химической защиты. Важна была физическая подготовка: все бегали кросс на время, преодолевали полосу препятствий.  Тест по знанию устава был также обязателен. Демонстрации приемов строевой подготовки от хирургов требовали  в меньшей степени, чем от других специалистов военных профессий, но в строевых смотрах участвовали все без исключения. Офицеры должны были осуществлять внезапные ночные проверки караулов медицинского батальона.  Практическое владение приемами дезинфекции, дезинсекции, дезактивации, дегазации, дератизации подразумевалось само собой разумеющимся. Регулярно проводились полные тренировочные развертывания в полевых условиях и командно-штабные учения. Политическая подготовка не довлела над всем, как в именитой дивизии, но экзамен по знанию международной обстановки и генеральной линии партии нужно было сдавать. Регулярно наведывались главные штатные специалисты – хирург, терапевт, инфекционист.  Не освобожденные: невропатолог, отоларинголог, окулист и другие, приезжали реже, так как несли основную нагрузку в групповом госпитале. Всем проверяющим нужно было доказывать свою профессиональную пригодность.

     А теперь о трех конвертах. Итак, каждый убывающий в Союз оставлял своему сменщику три конверта с указанием сроков их вскрытия. Первый конверт должен быть распечатан при первой инспекции, второй – спустя два года после пребывания в группе войск, третий – спустя четыре года, то есть перед возвращением домой. В первом конверте находилась записка: «Вали все на меня!» Во втором: «Ссылайся на молодость или неопытность и обещай все упущения исправить!» В третьем: «Готовь три конверта!»