Армизоны

Юрий Баранов
                Согласно данным тюменской энциклопедии, славянское поселение Армизонское возникло в 1756 году среди осколков, пораженного внутренней смутой Чингисова царства.    Россия вела в это время тяжелую войну с Пруссией,  а здесь люди селились   среди  степняков, лишь номинально находящихся  в русском подданстве. Их  Хан Абдул - Хаир вроде  и содействовал казакам в их ясачном сборе пушнины с кочевых племен. Более того,  на словах этот хан  даже обязывался  оказывать помощь  в охране  русских границ.  На самом  деле  ханское достоинство его было не очень высоким, и поэтому  пограничные русские селения и караваны, идущие в Оренбург, по-прежнему грабились туземцами. 
  Вновь прибывающим колонистам (кроме тех, что шли сюда самовольно), давалась государственная ссуда деньгами, фуражом и зерном. Началось формирование старожильческого славянского населения района.
                В ведомости о составе приходов  на 1781 год, в Тобольском епархии уже значатся: 
Вьялково   Ялково) - 16 дворов
Армизонская - 24
Глубоковская - 19
Зубарево - 7
Сухая - 6
Приход слободы . Бердюгина
Калматска – 62 двора.      
              Переселенцы  прибывали сюда в первую  очередь с Вагайской вотчины,где преобладали болота и тайга,  но  по уже имеющемуся указу, изданного еще императрицой Елизаветой в 1760 году, «за дерзостное поведение»  стали приходить  в Сибирь этапы ссыльных крепостных крестьян.  Только в Калмаке с такими характеристиками   поселилось 143 человека.
               К 1782 появились д. Прохорова, Каянацкая, Снигирева, Плоское, Орлово, Иваново, Шабалино, Забошная, Няшино. (Сказки Армизонской волости).
              Несмотря на то, что кибиточная степь продолжала своевольничать, русские люди  прибывали и прибывали в новый край.  Политика Екатерины Второй, после крестьянской войны 1772 -1775 годов,  стала более гибкой по отношению к степнякам. Она строила для них караван сараи, мечети, школы, выделяла безвозвратные ссуды на строительство жилищ,  разрешила  кочевьям Малой Орды на зиму фильтроваться через южную завесу крепостей, выставленных на широте нынешнего казахстанского Петропавловска. Обстановка стала менее напряженной и  к 1795 году на южном берегу озера Черное,  в деревне Сухой,  уже выстроилась улица в  50 дворов.  В них проживало 222 человека
             В эти же годы от уже имеющихся деревень  отпочковывались  новые. Так южнее деревни Сухая, появилось сначала Комлева, а  потом, в километре от нее встали Южно-Дубровинские выселки. Всероссийская перепись 1797 года населения показала, что  в этих выселках (12 дворов)    уже  живут, Романов, Собанин,   Ударцев, Печерин. (недавние жители Сухой. Из Частозерской волости сюда же приехали Лиханов, Самалюков, Тагилов.  Рядом с ними поставили свои дома ссыльный Станиченко из Варшавской губернии. Яиков из Киевской, Усаков из Тульской, Приходкин из Пензенской, Емельянов из Рязанской. (Архивный фонд И-417 «Тобольский губернский статистический комитет»).   
             В 1800 году один из жителей д. Сухая, раскольник Иван Семенович Яковлев со своим сыном Михаилом ставят починок еще дальше, возле озера Синьково. Вновь заведенная деревня стала называться Полое.
                Русский народ пришел в эту степь не в поисках Белополья, (земли свободной от всякой власти и насилия), или каких- то затерянных в пространствах райских уголков. Сюда пришли люди сильные, готовые не только противостоять любым невзгодам, но   личным  трудом добывать хлеб свой насущный. Они любили своих жен, и те отвечали им тем же. В большинстве семей было по 7-8 детей.
           И конечно,  центр вновь образованной волости - Армизонское, начал носить свое название отнюдь не потому, что в середине 18 века, на этом месте  была какая- то особая армейская зона. Ближайшие к данной географической и исторической точке форпосты  Староишимской линии  находились в 1747 году  в 15 километрах западнее (Вьялковский станец,)   и  в 15 километрах севернее (Апляцкий станец). В районе нынешнего села Иваново.) 
  В 17 и 18 веке, сюда, к южной пограничной линии России,  под защиту лесных островов, каждый год стягивались  из степи на зимовку полуоседлые киргиз- кайсатские кочевья.  Их зимние улусы стояли  у озер Белое, Черное, Рямовое, Глубокое, Звериное,  Снегирева, Каново… Мужчины соскакивали из своих кибиток.  Ставили войлочные юрты.  Поправляли свои  зимние жилища, готовились к холодам,  охотничали,   рыбачили,  начинали заниматься своим извечным ремеслом, а наиболее молодые их соплеменники сбивались в отряды, которые шли грабить караваны, угонять косяки лошадей, домашний скот, брать пленных, будущих их рабов.
     Так,  в 1736 году только на Утяцкую слободу было совершено три набега. Угнано более тысячи голов скота.  И даже во времена некоторой стабильности, в 1785 году  из приграничных сел в киргиз- кайсацкое рабство было угнано 185 человек.
   Несомненно,  в их  улусах всегда жила  некоторая примесь славянского населения на положении черных людей.  Но приходили сюда русские люди и по доброй воле. И в первую очередь раскольники, которые на Руси преследовались властями и официальной церковью, как закоренелые преступники. Они ставили свои починки за пограничной линией.
              Наиболее известная часть раскольников – беспоповцы. Они шли сюда, в районы  усиленной крестьянской колонизации, как передовой русский отряд. Беспоповцы отрицали православную церковь, церковную организацию и священство. Часть беспоповцев не признавали даже царя и поставленные им власти. Петра первого, а впоследствии и Сталина они называли антихристами. Поэтому их (старообрядцев) не случайно называли фармазонами. Народное - армизонами.  (Энциклопедический словарь Брокгауза) т. е людьми непонятной веры, нигилистами православной веры. )
             Я смотрел поколенную роспись одного из раскольнических родов Яковлевых, которые жили в деревнях Сухая и Полое. И когда прочитал слово «беспоповщина» рядом с именем главы этого рода Яковлевым Семеном Матвеевичем, мне показалось, что в этом слове таится некоторое высокомерие тех, кто приклеил ему это ярлык. Но, познакомившись с истоками Раскола, понял, что беспоповщина, как одна из разновидностей старообрядчества, была лишь формой протеста против крепостного права в феодальном государстве, в котором девяносто процентов его населения являлись рабами своих господ.

На авторском снимке: село Армизонское